Пару столетий назад зерно было залогом процветания России – как сегодня нефть, главным предметом экспорта, на нем вырастали огромные состоянии. И, как водится, будучи основой экономики, оно влияло и на политику. В частности, из-за зерна был убит один из российских императоров.
Во времена Екатерины Великой более трети всей российской сельхозпродукции скупали англичане, расплачивавшиеся за дефицитную в Британии пшеницу и необходимую в кораблестроении пеньку мануфактурными товарами, пользующимися в России большим спросом. Так что купец за один рейс мог увеличить свой капитал в два-три раза, принося крупные прибыли и тем, у кого он эти товары скупал. Между тем, в самой России пшеница не котировалась, поскольку большинство питалось дешевым ржаным хлебом, а конопля или лен в промышленных масштабах могли пригождаться лишь в текстильной отрасли, которой у россиян пока не было, но которая была у англичан – более половины английских текстильных фабрик перерабатывали российское сырье.
Наполеон, охмурив романтичного преемника Екатерины, императора Павла I, спровоцировал у него антианглийские настроения, и в ноябре 1800 года следует Высочайшее предписание о запрете ввоза английских товаров и вывоза в Англию российской сельхозпродукции. Этот манифест разорял все сословия – и крестьян, и купцов, и крупных землевладельцев-дворян.
К примеру, один из участников заговора против Павла граф Панин в результате падения цен на пшеницу и сорванных вследствие высочайших указов контрактов терял почти треть своего состояния. Серьезно были задеты интересы и другого заговорщика – советника императора графа Пьера фон Палена, владельца тысяч гектаров полей на Украине, засеянных коноплей и озимой пшеницей. Кстати, косвенно в заговоре против недальновидного императора участвовал и прославленный фельдмаршал Суворов, который не только страдал морально от несправедливых оскорблений Павла I, но и терпел материальные убытки от континентальной блокады Британии. А первый заговор против императора организовал адмирал де Рибас, обладавший огромными земельными угодьями.
В последний день своей жизни, 11 марта 1801 года, Павел I узнал, что российские купцы, вопреки его запрету, продолжают тайно вывозить в Британию зерно. Он подписал указ, превращавший страну в закрытую экономическую зону: «…чтобы из российских портов и пограничных сухопутных таможен и застав никаких российских товаров выпускаемо никуда не было без Высочайшего повеления». Тут терпение давно точивших на него зуб крупных российских землевладельцев лопнуло: на следующее утро Александр I дрожащим голосом объявляет, что «папенька скончались от апоплексического удара». И в тот же день русская пшеница беспрепятственно отправляется в Англию.
Наполеон, узнав об убийстве, вскричал: «Англичане не смогли убить меня в Париже, зато убили меня в Петербурге!». Ведь, по мнению большинства историков, негласным координатором и финансовым центром заговора российских экспортеров зерна был глава Английского банка Вильям Питт.
Столетие спустя зерно играло не меньшую роль в экономике и политике Российской империи. Чернозёмы давали небывалые урожаи, в том числе в Башкирии. Один пример: в 1908 году со станции Давлеканово было продано более двух миллионов пудов хлеба. Мука-крупчатка, получаемая здесь, получалась такая белая, что «вполне сгодилась бы вместо пудры» – как говорили тогда. Её насыпали в специальные мешки с голубой печатью и отправляли в Москву, Петербург и за границу. В 1910 году на ростовской выставке местной муке была присуждена большая серебряная медаль.
Хотя некоторые, в том числе выдающийся ученый Прянишников, считали, что тот экспорт был «функцией голодного существования крестьянства». «Не доедим, но продадим», – приговаривал тогда министр финансов России Вышеградский.
В ХХ веке производство отечественного зерна, и другие отрасли сельского хозяйства серьёзно пострадали от коллективизации, войны и т.н. волюнтаризма. Экспорт зерна шёл на убыль, пока не начался обратный процесс – зерно пришлось закупать в других странах. Россия вновь начала экспортировать зерно лишь в начале XXI века и с тех пор входит в тройку экспортёров-лидеров. Боле того – в 2018 году вышла на первое место.
Не все знают, что в дюжине национальных проектов, которые реализуются сейчас в России, есть проект «Международная кооперация и экспорт». В Башкирии в него входит региональный проект «Экспорт продукции АПК в республике Башкирия». Вице-премьер правительства Башкирии Ильшат Фазрахманов на недавнем оперативном совещании республиканского правительства сообщил, что в 2019 году республика сможет отправить на экспорт 250 тысяч тонн зерна из полумиллиона тонн, которые будут реализованы за пределами региона.
«Наша потребность в зерне составляет 2,2 миллионов тонн, мы собрали урожай – 3,3 миллиона тонн. За 9 месяцев текущего года отгружено 231 тысяч тонн зерна, в том числе, железнодорожным транспортом – 216 тысяч тонн, на экспорт – 80 тысяч тонн. До конца года планируем отгрузить за пределы нашей республики около 500 тысяч тонн зерна, в том числе, 250 тыс. тонн – на экспорт», – сказал Фазрахманов. В настоящее время, по его словам, в республике идет реализация инфраструктурных проектов по сбыту зерна, в том числе, водным транспортом (через порт Агидель и Илишевский элеватор), на днях планируется первый запуск большегрузного судна класса «река-море», объем загрузки – 3 тысяч тонн зерна. Ожидается, что экспорт сельхозпродукции в 2019 году увеличится к уровню 2018 года на 19,3% и достигнет 91 миллион долларов США.