Все новости
Проза
20 Декабря 2019, 18:00

№12.2019. Литературный перекрёсток. Венир Самигуллин. Нехристь. Рассказ

Венир Калимуллович Самигуллин родился в Аскинском районе БАССР. , в деревне Чурасово в 1947 году. Окончил математическое отделенние Красноуфимского педагогического училища, Свердловский юридический институт. Автор более 40 книг о философии, социологии, истории, юриспруденции, педагогики и более 200 статей. Член РАЮН, действительный член Академии военных наук РФ, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права УЮИ МВД России.НехристьРассказСреди моих многочисленных знакомых был один – Федя. Но у него было еще одно имя – Филюс. Поэтому часто его именовали Федя-Филюс. А проще Фе-Фи.

Венир Калимуллович Самигуллин родился в Аскинском районе БАССР. , в деревне Чурасово в 1947 году. Окончил математическое отделенние Красноуфимского педагогического училища, Свердловский юридический институт. Автор более 40 книг о философии, социологии, истории, юриспруденции, педагогики и более 200 статей. Член РАЮН, действительный член Академии военных наук РФ, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права УЮИ МВД России.
Нехристь
Рассказ
Среди моих многочисленных знакомых был один – Федя. Но у него было еще одно имя – Филюс. Поэтому часто его именовали Федя-Филюс. А проще Фе-Фи.
Познакомился я с ним, когда учился в педагогическом училище. И мне было тогда всего пятнадцать с половиной лет. Он же был старше меня на два или на три года, обучался в сельскохозяйственном техникуме. Правда, заочно, приезжая в город на сессию время от времени из какой-то деревни не то Красноуфимского, не то Артинского района Свердловской области или ни то Дуванского, ни то Караидельского района Башкирии.
Федя-Филюс был чуть выше среднего роста, голубоглаз и блондин. Был он наблюдателен, говорлив, любил поспорить. Интересен он был еще и тем, что совершал поступки, которые выглядели странными. Про себя я именовал его странный человек.
Мы сдружились.
Странным выглядело уже его имя – Федя-Филюс. Как-то, разговорившись на какую-то отвлеченную тему, я спрашиваю:
– Почему у тебя такое странное имя – Федя-Филюс.
Он отвечает:
– Что здесь странного. Папа у меня русский. Для него я Федя. Мама татарка. Для нее я Филюс. Вот есть женское имя Филюса. Я же, поскольку мужчина, Филюс. Таких спаренных имен много. Например, Газима – Газима, Флюр – Флюра, Дамир – Дамира и т.д.
Я продолжаю допытываться.
– Что значит Федя понятно. От Федор, то есть от Theodor. А вот, что все же означает Филюс?
– Думаю, – говорит мой друг, – Филюс может быть производным от немецкого слова der Flus – река. Есть же под Екатеринбургом водоем, именуемый Флюсом, то есть рекой. Вообще мой папа не совсем русский. У него немецкие корни. Его дед – немец, попавший в Первую мировую войну 1914–1918 годов в плен и оказавшийся по этой причине в России, в наших краях.
– Возможно, соглашаюсь я. А ты не думал, что твое имя – Филюс – имеет латинское происхождение. На латыни filius – сын, а filia – дочь. Отсюда – если тебя называют Федя – Филюс, то это на самом деле означает, что ты есть сын по имени Федя. Когда твоя мама обращается к тебе, говоря Филюс, то это значит одно: сама того не зная, она говорит просто – сын.
– Ну, загнул, – удивился Фе-Фи. Где латиняне, и где мы! Ну, загнул. Вообще-то я – Нехристь, – вдруг заявил Федя-Флюс.
– Это как? – спросил я удивленный в свою очередь таким неожиданным откровением моего друга.
– А так зовет меня бабка Марфа – мама моего отца Федота.
– В чем разница между Нехристем и тем, кто таковым не является?
– По бабке Марфе, тот, кто принял христианство уже не является Нехристем. Он – христианин, то есть человек, созданный по образу и подобию Божию.
– Значит, ты, Федя-Филюс, не образ и подобие Божие?
– Получается так.
– Тогда, кто же ты?
– Я – Нехристь. Произошел от обезьяны. Так объяснила нам еще в школе учительница по биологии. А она ученая дама. Изучала Чарльза Дарвина.
– Как же ты, Федя-Филюс, произошел от обезьяны, если твой папа, Федот, и твоя мама, Амбига, не обезьяны, а нормальные люди.
– Тогда они произошли от обезьяны, – категорически заявил Фе-Фи.
Углубляться в вопрос я дальше не стал. Не видел смысла. В вопросе о происхождении человека можно иметь мнение, даже особое мнение. А истина одна. И где? И кто носитель ее?
После окончания сельскохозяйственного техникума Федя-Филюс отслужил в Советской Армии. Вернулся сержантом. Точнее, старшим сержантом. И вскоре женился.
Избранницей его была некая Галя. По его словам, марийка. Галя была дамой среднего роста, мордастая, грудастая, жопастая. Рыжие волосы она заплетала в одну толстенную косу. А ее немигающие большие серые глаза никак не гармонировали с ее быстрой и громкой речью, живостью в действиях.
Спрашиваю Фе-Фи:
– Почему женился на марийке, а не на русской или не на татарке?
– А она, как и я, Нехристь. Мои соплеменницы, что русские, что татарки, слишком строгие. Никак не достучишься, не допросишься. Жмутся. А она, Галя, добрая.
Однако, не прошло и года. Федя-Филюс и Галя, не успев завести чилдрен, развелись. Спрашиваю:
– Почему развелись? Ведь Галя нравилась тебе. И она была в отношении тебя доброй, сам говорил.
– Она оказалась не марийкой, а мордовкой. Хотела меня, Нехристя, обратить в другую нехристианскую веру. Замордовала рассказами о Чам-Пасе, Анга-Патяе, Нишки-Пасе, о других разных патяях и пасеях. Да, и доброй оказалась она не только в отношении меня. Не смог я удовлетворить ее все возрастающие материальные и духовные потребности, включая сексуальные. Стала бегать налево. К одному поклоннику этих самых патяев и пасеев.
– Что ж, видать не судьба. Ничего не поделаешь – зов крови, - промямлил я.
Как-то мы, Федя-Филюс и я, оказались в Бакалинском районе Башкирии. Некоторые путают этот район с Балтачевским районом. Но это неверно.
В Балтачевском районе проживает много мишарей, то есть мещеряков – людей финского происхождения, которые в свое время частью приняли сторону тюрко-татар, а частью – славяно-русов. В Бакалинском районе же много кряшинов. Одно время, после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, которую некоторые, принижая в историческом отношении ее роль и значение, именуют обычным верхушечным политическим переворотом, взяв за основу территорию и население этой местности, хотели даже создать Кряшинскую республику. Однако, не получилось.
Кто такие кряшины? Вопрос дискуссинный. Одни полагают, что кряшины восходят к керучинам – народу, исповедовавшему христианство несторианского толка еще до эпохи Чингиз-хана. Другие же считают, что кряшины – это казанские татары, насильственно крещенные Иваном Грозным после взятия города Казани штурмом в 1552 году. Лично мне нравится первая версия. Но еще раз скажу, что вопрос этот дискуссионный. И здесь все сказанное я привел так, к слову.
Так вот, кряшины, проживающие в Бакалинском районе, прекрасно говорят и по-татарски, и по-русски. Некоторые калякуют и по-башкирски, находя, что башкирский язык – это испорченный татарский язык, хотя это ни так. Молятся же все они по-татарски, то есть произносят христианские молитвенные тексты на татарском языке, считая себя при этом истинными христианами.
Мы, Федя-Филюс и я, решили посетить местную церковь – чиркəү. Но нас священник не пустил в церковь, прикрикнув грубо:
– Нехристь, китең моннан!
Я ретировался. Фе-Фи тоже. Но ретируясь, он говорит священнику:
– Спасибо, батюшка. Живите долго.
– Ты что, Филюс, сдурел, – говорю удивленный я. Священник гонит нас прочь, а ты благодаришь его и, более того, желаешь ему долгой жизни.
На эти мои возмущенные слова Федя-Филюс, удивив меня еще больше, ответил так:
– Еще неизвестно, что хорошо и лучше. Прогнав нас, священник, возможно, уберег нас от неприятностей, опасности, зла и несправедливости. Многих лет же я ему пожелал по следующей причине. Пусть он, как все другие ему подобные коферы, живет дольше. Чем дольше кофер живет, тем больше грешит. А чем больше грешит, тем меньше у него шансов попасть в Рай. Быть ему в Аду.
Федю-Филюса наградили медалью «За спасение утопающих». Я решил прояснить ситуацию. На мои настойчивые вопросы он рассказал следующее.
– Я обманул власть предержащих, чтобы по выходу на пенсию получить права, причитающие ветерану труда. Дело было так. Во время Сабантуя я сговорился со своими родственниками о следующем. Один, слегка выпив, заплыл в Уфимку и начал притворно кричать: «Тону, тону! Помогите!». Собралась толпа – в основном родственники и друзья. Я, не раздеваясь, смело бросился в воду и успешно спас мнимого утопающего. Всеобщий восторг. Я – герой. Заметка – в газете. Мне – медаль.
Так это было или ни так. Не скажу. Но о Фе-Фи действительно была заметка в районной газете, и он действительно отмечен правительственной наградой.
В советское время попрошаек на улицах населенных пунктов не было. А сейчас их полно. На улицах Москвы, других крупных городов. Некрупных – тоже.
Однажды, прогуливаясь в Федей-Филюсом по улице Ленина Уфы, повстречали женщину в возрасте, типичную попрошайку. Я их недолюбливаю. Но никогда не отказываю в двух-трех рублях. Садака – богоугодное дело. В ответ на жалостливое обращение старушки-попрошайки Фе-Фи вложил в ее дрожащие, морщинистые, грязные руки одной купюрой целых пять тысяч рублей. Претворяя мой вопрос, Федя-Филюс говорит:
– А вдруг она моя дальняя родственница. Пусть хотя бы несколько дней не испытывает нужду в деньгах, в хорошей пище, наконец.
Уже в приличном возрасте Федя - Филюс вступил во второй брак. Жену звали Наташей. Она была русской и полной противоположностью его первой жене – марийке-мордовке Гале. Высокая, худая, флегматичная, темноволосая и кареглазая Наташа была младше моего друга лет на десять с копейкой. Она преподавала музыку, считая, что музыка – это сама природа. Кто любит музыку, тот любит природу. Кто не любит природу и музыку, тот, значит, не любит самого себя.
Познакомившись с молодой парой, говорю Феде-Филюсу:
– Надеюсь, на этот раз не разведетесь.
– На все воля божия, – вдруг заявил Фе-Фи.
– Может быть, на все воля Аллаха, – пытаюсь уточнить я.
– А какая разница. Бог один, – уверенно и резко заявил мой друг.
– Ну, ты же Нехристь.
– Для него Бог один тоже.
Прошло более двух десятков лет. Отшумели времена ускорения, перестройки, суверенизации. Лучше ли настоящее, чем прошлое? Время остается все еще тревожным. С устойчивым развитием возникают проблемы. И Федя-Филюс стал забываться. И вдруг я узнаю, что Федя-Филюс, приняв христианство, стал священником одного из отдаленных христианских приходов – батюшкой Федором Федотовичем Добротворцевым.
Пораженный столь разительной переменой я решил встретиться с новоявленным священником. Встретились, Разговорились.
– Батюшка, чем объясните то, что Вы стали православным священником? – спрашиваю я.
– Думаю, что ты меня, мой старый друг, поймешь. Ведь ты профессор, доктор наук, хотя и юридических. Знаешь я пришел к выводу, что в духовном отношении у современного человека только два выбора: Бог или Маркс. Я выбрал первое. Я – Нехристь мог бы принять Ислам. Но не знаю арабского языка. А изучать его уже поздно. Возраст ни тот. Христиане не едины. Противоречий между православными и католиками немало. Уже много веков они все никак не могут сойтись в Символе Веры. На мой взгляд, между мусульманами - суннитами и православными христианами общего больше, чем между православными и католиками. Решил взять сторону православных. С языком нет проблем. В этическом отношении православие понятнее. Душе и сердцу ближе. Можно сказать, роднее.
Вот так Нехристь. Воистину: Федя-Филюс, проще Фе-Фи, странный человек.
Читайте нас: