В Стерлитамакском городском краеведческом музее хранится любопытная фотография, имеющая прямое отношение к истории шахматного движения в Башкирии. Снимок, датируемый июлем 1935 года, достоин монументальной подписи: «Восходящая звезда российских шахмат 30-х годов Лев Кайев в окружении стерлитамакских шахматистов».
О Льве Алексеевиче Кайеве (1913 – 1942) широкой публике известно не очень много. Кроме упоминания в некоторых российских шахматных изданиях, о нём говорилось в статьях международного мастера по шахматам Игоря Копылова «Предшественник» в газете «Советская Башкирия» и Александра Козырева «…С кровавых не пришедшие полей» в челябинской газете «Деловой Урал».
Л.А. Кайев в довоенные годы был чемпионом Башкирии (1932), дважды становился призёром чемпионатов РСФСР (в возрасте 20 и 21 года), в 1938 году – участник полуфинала второго первенства СССР (8-9 места). В 30-е годы имя Кайева ставили в один ряд с такими корифеями российских шахмат, как Вячеслав Раузер, Александр Котов, Игорь Бондаревский. Для молодых шахматистов той поры он был фигурой поистине легендарной.
Разработав ряд оригинальных, впечатляющих этюдных идей, Кайев проявил себя и как незаурядный проблемист (составитель шахматных этюдов). С 1930 года им опубликовано около 50 этюдов, несколько его композиций были отмечены призами и почётными отзывами на международных и всесоюзных конкурсах.
В Стерлитамак Л. Кайев приезжал и в 1936 году, когда там проводился межрайонный шахматный турнир. Сам он в турнире не участвовал ввиду слишком большой разницы в уровне мастерства – это показал сеанс одновременной игры с будущими участниками межрайонного турнира, проведённый накануне: им были выиграны все партии.
Одним из видов шахматной деятельности Кайева была пропаганда этой древней и мудрой игры. С этой целью он и приезжал в Стерлитамак. Фотография сделана в городском Доме учителя. Кроме сидящего в центре Кайева, на снимке мы видим И. Бычкова (сидит крайний слева), будущего победителя стерлитамакского межрайонного турнира. Рядом с Бычковым сидит Андрей Перфильевич Бадаев, директор стерлитамакского Дома учителя. Стоит второй справа Вильгельм Густавович Фицтке, учитель игры на фортепиано. Он также был хорошо известен горожанам тех лет: помимо преподавания музыки, играл в фойе кинотеатра «Маяк» перед киносеансами. Ф.Г. Фицтке был необоснованно репрессирован и расстрелян. Сидит справа – Анатолий Константинович Трошин, в то время – студент нефтяного техникума. Именно он сохранил и передал эту фотографию из домашнего архива музею. Из изображённых на снимке людей можно назвать ещё одного, по фамилии Безуглый, он стоит, нагнувшись, вторым слева. Остальные персонажи снимка неизвестны.
Однако на фотографии незримо присутствует ещё одно лицо – шахматный корифей Хосе Рауль Капабланка, третий чемпион мира по шахматам. Безусловно, талант Кайева-шахматиста формировался под влиянием знаменитого кубинца. Не только в творческом, шахматном, но и в человеческом отношении Кайев подражал ему. Об этом следует догадаться, глядя на фотографию. Та же причёска, та же аккуратность во внешнем облике. И та же капабланковская поза задумавшегося над позицией шахматиста… А расставленные перед ним фигурки на шахматной доске изображают (снимок настолько чёток, что позволяет это видеть) модное в те годы дебютное построение, весьма часто применяемое Капабланкой и получившее в шахматной дебютной теории его имя – «система Капабланки в ортодоксальной защите ферзевого гамбита».
Родился будущий мастер 20 февраля 1913 года в Пензенской губернии. Отец, Алексей Потапович Кайев, происходил из крестьянской семьи. Старший брат Авраамий – будущий профессор Орехово-Зуевского педагогического института, научил Льва играть в шахматы. И буквально в первый же день ученик обыграл своего учителя. Первыми «теоретическими» пособиями стали шахматные отделы «Литературного приложения» к журналу «Нива», редактировавшиеся М.И. Чигориным и Э.С. Шифферсом, из довольно богатой библиотеки села Чирково. После окончания начальной школы родители отправили Льва учиться дальше на станцию Инза. Здесь он уже принимал участие в турнирах, а в 1928 году победитель квалификационного соревнования 15-летний Лев Кайев был впервые отмечен в шахматной печати. В этом же году самарская газета «Средневолжская коммуна» опубликовала первую задачу Кайева. В 1930 году Лев окончил среднюю школу в Ульяновске и переехал в Уфу. Он быстро стал лучшим шахматистом Башкирии и вышел на всесоюзный уровень. В 1936 году Кайев переехал в Челябинскую область.
Свой последний турнир – полуфинал XIII Всесоюзного первенства – челябинский мастер играл в Ростове-на-Дону. 22 июня должен был состояться седьмой тур...
8 июля Кайев получил повестку и сдал дела в комитете физкультуры. Кончилась жизнь шахматиста – началась жизнь солдата. 3 октября младший командир, санинструктор Кайев отправляется к месту формирования дивизии – на станцию Чишмы (под Уфой). 10 ноября воинский эшелон увез роту Льва Кайева на запад, где полыхала грандиозная битва за Москву. С декабря Кайев участвует в наступлении наших войск, а в январе 1942 года после легкого ранения попадает в госпиталь. После лечения его прикомандировывают к 447-му отдельному медсанбату, но 12 марта отзывают в свой полк на передовую. 18 марта дивизия, где служил Лев Кайев, переименована в 64-ю гвардейскую, о чем он с гордостью написал родным. А в мае 1942 года его родные получили скорбное письмо: «Сообщаем Вам, что Ваш сын Кайев Лев Алексеевич пропал без вести в бою за деревню Холминка Смоленской области 31 марта 1942 года. Видимо, он погиб геройски, как подобает советскому герою-патриоту, гвардейцу нашей Родины. За четыре месяца боев с немецко-фашистскими захватчиками Ваш сын показал себя настоящим героем, не раз получал благодарности от командования. Вы можете гордиться Вашим сыном.
Нач. сан. службы 1202 с. п. военврач 3 ранга В. Сальников».
Так в возрасте 28 лет погиб мастер спорта СССР по шахматам (первый и единственный на Южном Урале до 1966 года) Лев Алексеевич Кайев.
И в заключение несколько слов о А.К. Трошине, сохранившем этот редкий снимок. Уроженец Стерлитамака, в 1933 – 35 гг. учился здесь в нефтяном техникуме, с третьего курса в числе наиболее успевающих студентов был направлен для учёбы в Москву. Выпускник Московского нефтяного института 1940 года, защитил кандидатскую диссертацию в 1948 году, он в течение 48 лет работал в этом учебном заведении (ныне – Российский Государственный университет нефти и газа им. Н.М. Губкина). Ветеран Великой Отечественной войны, участник битвы под Москвой и Смоленского сражения, кавалер многих боевых орденов и медалей А.К. Трошин прожил большую жизнь.
Наряду с основной деятельностью Анатолий Константинович посвящал время ещё одной своей привязанности – истории. Пройдя в 1950 – 1953 гг. курсы по подготовке преподавателей истории техники при политехническом музее (руководил курсами проф. А.А. Зворыкин), он некоторое время работал по совместительству старшим научным сотрудником Института истории естествознания и техники АН СССР. А.К. Трошин известен как автор обстоятельных работ по истории отечественной нефтяной промышленности. Роясь в архивах, наш земляк никогда не забывал своего родного города. Всё касающееся истории Стерлитамака фиксировалось им. Бережно сохранялся и семейный архив. Найденными материалами он щедро делился со стерлитамаковцами, передавая в городской музей и для публикации в местной прессе свои краеведческие статьи.
Из архива: май 2010 г.