Все новости
Пути-дороги
19 Декабря 2022, 12:05

Вадим Марушин. По волнам эфира вслед за "Тигрисом"

Мне всегда хотелось поехать туда, где я еще не был, чтобы рассказать об этом в «Клубе». Рассказать тем, кто не может поехать или собирается в путешествие, но не знает куда. Я уверен: тот, кто хоть раз был в экспедиции или просто в походе, пойдет еще и еще. Потому что человек привыкает к интересному образу жизни.

 

Юрий Сенкевич

 

 

Каждый человек в душе – путешественник. Другое дело – одни ограничиваются знакомством с миром, не выходя из дома, как говорят сейчас, «по картинкам ящика-телевизора». Другие увлекаются тихой охотой – сбором грибов, ягод, других даров лесного царя Берендея. Охотничают или рыбачат в известном только им заветном месте. Но все это не что иное, как познание человеком окружающего его мира со всеми его особенностями и секретами. А вот третьим вообще дома не сидится – им дай простор, дай «адреналинчику» попробовать, себя испытать в экстриме. В ситуациях, которые, порою, могут закалить характер, а могут быть и последним видением окружающей красоты. Все может быть. Но не нами, а народом сказано, что движение – это жизнь! И с этим уже никто не спорит.

Но на Земле-матушке есть и другие люди, которые посвящают себя изучению непознанного, порою забытого или хранимого многими поколениями фактов, открывающих нам окружающий мир с иной, удивительной стороны. Благодаря таким людям открыты места поселений древних цивилизаций, воссозданы пути переселений огромных масс людей на планете. Доказано существование караванных троп в безводных пустынях, познаны обычаи коренных жителей тех мест, куда веками не ступала нога цивилизованного (как мы себя называем) человека. Доказано существование и природные особенности материков, морей и океанов, и многое другое, положенное учеными-географами России в копилку общечеловеческих и мировых знаний о нашей планете Земля. Всем этим занимается РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО, которому 17 августа 2015 года исполнилось 170 лет!

По-разному можно относиться к событиям, которым ты был свидетель. Я сам много путешествовал по просторам бывшего Советского Союза. Бывал в весьма сложных переплетах. Всякое бывало. Но всегда рядом со мной находились друзья, готовые прийти друг другу на помощь.

У людей, которые ходят в сложные туристские походы, экспедиции и путешествия, есть непререкаемое правило: вера в товарища, с которым ты идешь в одной связке. От этого зависит не только успех путешествия, но и порою сама жизнь. Золотые правила истинных путешественников – вера и взаимовыручка – выковывались и передавались друг другу веками. Именно это дало возможность познания многих тайн природы, истории заселения многих территорий – не только материков, но и крошечных островов, – как звезды в безбрежных просторах космоса, оказавшихся во власти морей и океанов.

География – наука о Земле, о тайнах, сокрытых в недрах или выставленных напоказ. О климате, который становится, все более непредсказуемым. О нас, обитателях планеты – такой хрупкой и уязвимой. Познание ее тайн начинается с детства. С вопросов: Почему идет дождь и дует ветер? Почему от луны нет тепла, а от солнца жарко? – И на эти тысячи вопросов почемучек мы, благодаря знаниям географии, даем правильные ответы. Благо сейчас есть Интернет и ответы на многие вопросы можно получить в считанные секунды. Но это сейчас, а в недалеком прошлом все было иначе. Из доступных средств массовой информации ученики имели магнитофонные записи, вести радио, газеты, журналы, а из наглядности – телепередачи черно-белого изображения.

Географии уделялось большое внимание. Особую привлекательность для зрителей имели телепрограммы «В мире животных», которые вел Николай Дроздов и основанный в 1960 году кинорежиссером В.А. Шнейдеровым «Клуб путешественников». После его кончины просветительскую ношу взял на себя молодой путешественник Юрий Александрович Сенкевич. Несмотря свою молодость, он уже был участником Гималайской, Антарктической и двух морских экспедиций через Атлантический океан на папирусных судах «Ра» и «Ра-2», организованных в шестидесятых – семидесятых годах прошлого столетия норвежским ученым с мировым именем Туром Хейердалом.

Юрий Сенкевич
Юрий Сенкевич

Не каждому из нас дано пройти теми же путями, которыми некогда шли первопроходцы, – люди мужественные, волевые, целеустремленные. Шли они по суше, морям и океанам. Двигались навстречу восходящему солнцу или наоборот – вдогонку, за его уходящими лучами. Преодолевали невзгоды пешком, верхом на верблюдах и лошадях. Поднимались в поднебесье, к ледяному дыханью безмолвных вершин; спускались по бурным рекам на легких суденышках, искусно созданных коренными жителями из привычного для них материала – шкур животных, выделанной рыбьей кожи или высушенных до звона, а затем связанных вместе тыкв, создавая тем самым незамысловатый, но вполне пригодный для плавания плот.

По рисункам, оставленным древними первопроходцами на скалах, сводах и стенах пещер можно судить о странных судах, сделанных ими из каких-то растений. В местах, поросших лесом, они сооружали лодки-кочи, а затем сплавлялись на них по бурным сибирским рекам к студеному Ледовитому океану. Перетаскивали их тяжесть «на своем горбу» волоком или бурлачили вверх по течению, открывая на своем пути доселе людям неведомое, сокрытое от взора в толщах горных хребтов иль морской пучины.

Наша планета невелика. Недаром космонавты в один голос утверждают, что наш «шарик» в голубой оправе океанов хрупок и очень уязвим. Три четверти всей его площади отдано воде – одной из основ нашей жизни. С незапамятных времен на островах в просторе мирового океана селились люди. До сих пор на некоторых из них продолжают жить они, не обремененные существующими всемирными политическими и экономическими законами. Подчиняются лишь законам природы и того окружения, которое сложилось и окружает их веками. Истово поклоняются тому, что передано им от предков, выверено существующим укладом жизни с его обрядами и обычаями. А уходят они своими корнями в далекое историческое прошлое.

Мы, люди XXI века, видим в этом экзотику. Стремимся воочию узрить неведомые земли, познакомиться с этими «детьми природы» с их такой, непохожей на нашу, современную, жизнью. Как же это сделать?

В настоящее время почти ничего несбыточного нет, были бы только средства – лети хоть в космос! Но это не для всех, это для людей с большим «кошельком». В шестидесятые годы выход был найден: центральным телевидением была создана интереснейшая познавательная телевизионная передача «Клуб кинопутешественников». Организатором ее стал известный кинорежиссер и путешественник Владимир Адольфович Шнейдеров. Благодаря этой передаче мы стали познавать такой далекий и удивительно разнообразный мир, знакомиться с великими географическими и историческими открытиями. Одним словом, телевизионный «Клуб кинопутешественников» взял на себя благородную функцию «планетарного историко-географического ликбеза» населения нашей страны.

На экране появились люди, имена которых мы знали лишь понаслышке, а жизнь некоторых из них была для нас «за семью замками». Среди них исследования в Африке русского академика, ученого-биолога Николая Ивановича Вавилова, освоение русскими мореплавателями Аляски, бездарно проданной американцам. Величайшее мировое событие: открытие русскими мореплавателями Антарктиды и многочисленных островов в мировом океане, покорение вершин Памира, исследования территории Китая и многое другое.

Героями передач стали и обычные люди различных профессий: геологи, нефтяники, работники сельского хозяйства, строители БАМА и других великих строек. Мне как учителю-географу стало легче преподавать свой предмет. Наглядность и доходчивость увиденных детьми кинофильмов, показанных в «Клубе кинопутешественников», резко повысили их интерес к познанию окружающего мира. Особенно сильное впечатление произвели передачи о путешествиях современного норвежского ученого Тура Хейердала на плоту «Кон-Тики» по образцу построенного индейцами Южной Америки из бальсовых деревьев, точнее огромных бревен. Эта экспедиция через Тихий океан, доказала ученым всего мира правдивость выдвинутой ученым теории о заселении островов Тихого океана древними индейцами. Они когда-то приплыли из Южной Америки и заселили многочисленные острова, разбросанные по простору великого океана. Сумели до нынешних дней сохранить свою древнюю культуру, столь экзотическую для современных обитателей нашей планеты.

В конце шестидесятых имя выдающегося путешественника-исследователя вновь зазвучало в устах людей всего мира. Тур Хейердал своим новым неординарным путешествием вновь доказал миру правдивость выдвинутой им теории о том, что Южная Америка посещалась людьми задолго до Колумба жителями Африки.

Я вспоминаю, с каким неподдельным интересом мы с детьми следили за перипетиями, выпавшим на долю людей, добровольно пожелавших участвовать в экстремальном «эксперименте» – плавании на папирусных лодках «Ра» и «Ра-2» через весь Атлантический океан. Не на современном лайнере, с его комфортом, а на доселе совершенно неизвестном судне – лодке, сооруженной из африканского папируса – вида, привычной для нас осоки, но более крепкой и произрастающей по берегам тропических рек и озер Африки.

Особую гордость мы испытывали за нашего русского члена экипажа, врача Юрия Александровича Сенкевича, которого взял в это необычное плавание Тур Хейердал.

В то время на уроках географии мы с увлечением отслеживали по картам пройденный путь экспедиции. Из телевизионных программ узнавали, что происходит в повседневной жизни интернационального экипажа. И тогда, после двух беспримерных по сложности и мужеству трансатлантических путешествий к Ю.А. Сенкевичу пришла всемирная известность.

Шли годы. И вот вновь Тур Хейердал выступает с новой идеей о возможности совершения морских путешествий шумерами – древними жителями Ирака, в сторону Индии и даже Африки. Отправной точкой своего нового путешествия в неведомое, он выбрал историческое место слияния рек Тигр и Евфрат, называемое Двуречьем.

И как прежде выбранное для путешествия судно явилось ему из древних сказаний, хранимых и передаваемых друг другу из поколения в поколение коренными жителями. Судно должно быть сделано из местного материала – камыша, в изобилии росшего по берегам этих рек. И назвал он эту лодку «Тигрис».

Тур Хейердал
Тур Хейердал

О предстоящей экспедиции широко говорилось в средствах массовой информации. И тут мне пришла идея: а не совершить ли нам с моими учениками, членами нашего школьного туристского клуба «Родные просторы» заочное путешествие вместе с Туром Хейердалом и Юрием Сенкевичем, ставшим к тому времени всенародно любимым телеведущим «Клуба кинопутешественников»? Во время этого виртуального путешествия постараться собрать всевозможные сведения о странах, в которых они побывают, об обычаях их жителей, историческом прошлом. Но главное – узнать о тех добровольных помощниках, простых бескорыстных людях, которые тем или иным образом могут быть причастны к совершаемому путешествию. А прецедент бескорыстной помощи людей уже появился.

Дети – что губка в руках учителя: все впитывают, оценивают, а в случае ненужности отторгают. Интересна была реакция детей на мое предложение. Вся школа, от начальных до выпускных классов, включилась в сбор материалов, касающихся предстоящей экспедиции «Тигриса». Весь собранный материал мы планировали оформить в два альбома, а затем, по возможности, подарить их Туру Хейердалу и Юрию Сенкевичу. Итак, наша виртуальная «экспедиция» стартовала.

Представьте себе актовый зал школы, полностью «оккупированный» разновозрастными представителями школьного клуба «Родные просторы». Более двухсот детей становились участниками нашей экспедиции «Тигрис». Была определена и сформирована поисковая, информационная и оформительская группа. Наибольшая нагрузка легла на учащихся-старшеклассников: Марину Коневу, Эльжабет Черкасскую, Сергея Пермякова, Вадима Старцева, Наташу Голикову и других.

Чтобы придать нашей клубной «экспедиции» определенный имидж, ребята завели вахтенный журнал. В него записывались все сообщения о плавании «Тигриса». Регистрировалась переписка с различными редакциями газет и журналов, собирались вырезки и сообщения средств массовой информации. К сбору сведений о «Тигрисе» ребята приобщили и своих родителей, которые по тем или иным причинам выезжали за пределы Башкирии, и просили их привезти оттуда то, что, по их мнению, было связано с «Тигрисом». Информационная группа вела фотосъемку «Тигриса» с экрана телевизора, а другая – магнитофонные записи.

На оформительскую группу легло оформление большой настенной карты Персидского залива и ряда территорий, которые посещались экипажем «Тигриса». На ней пунктиром указывался путь камышового судна, а флажками – даты и места его нахождения. Рядом помещались фотографии «Тигриса», сделанные ребятами с черно-белого экрана телевизора, а также вырезки из газет и журналов. Старшеклассники писали тематические реферативные работы и делали доклады о странах, в которых бывал «Тигрис».

Стали собирать сведения о членах экипажа. Это сейчас: «кликнул» в Интернете, задал вопрос – получи сразу нужный ответ. А в те, семидесятые-восьмидесятые годы – иди в библиотеку, выискивай, выписывай нужную тебе информацию.

…В 1973 году по заданию «Баштура» с целью организации по реке Юрюзань водного Всесоюзного маршрута была организована туристская экспедиция. В ее состав входили инструкторы Уфимской турбазы «Здоровье» – Лев Халявин, Руслан Виноградов, Альберт Япаров. Съемку кинофильма вел я, а фотосъемку осуществлял оператор Центрального телевидения Борис Зиньковский. Вот от него я впервые услышал «полулегенду» о том, как попал в команду Тура Хейердала Юрий Сенкевич.

Почему «полугенду»? – спросите вы. Потому, что в то время было трудно, практически невозможно, поверить в то, что рассказал нам Борис. Лишь спустя годы, после публикаций материалов самого Сенкевича о своих путешествиях и его друзей-журналистов оказалось, что та старая информация была почти что правдой. Некоторые факты, приведенные мною сейчас, заимствованы из статьи журнала «Караван историй» журналиста Юлии Ушаковой. Они как бы подтверждают услышанную мною ранее информацию о Сенкевиче.

В 1968 году Тур Хейердал организовывал экспедицию на папирусной лодке «Ра» с интернациональным экипажем на борту. История того, как в его экипаж попал советский врач Юрий Сенкевич, довольно любопытна. Находясь с визитом в Норвегии, Никита Сергеевич Хрущев – в то время первый секретарь ЦК КПСС, устроил дипломатический прием, на котором оказался Тур Хейердал. Хрущев со свойственной ему непосредственностью подошел к Туру и спросил: «А меня вы бы взяли в свою экспедицию? Я умею готовить вкусный борщ, так что могу быть поваром».

«Если прихватите с собой икры – возьму», – ответил Тур.

Окружение Хрущева приняло пожелание к сведению, и вскоре Туру от имени Хрущева прислали бочонок черной икры. Хейердал был растроган, он вообще больше всего в жизни любил черную икру...

Возможно, зная об этом, президент Академии наук СССР Мстислав Келдыш предложил Туру взять с собой в экспедицию русского врача. Но и Хейердал не забыл разговора. Он направил Келдышу, с которым встречался во время визита в Советский Союз, письмо, в котором приглашал принять участие в задуманном им плавании через Атлантику на лодке из папируса русского врача со знанием английского языка, опытом экспедиционной работы и чувством юмора. Послание перенаправили в третье управление Минздрава и там начали ломать голову: где же найти такого человека? «А что его искать? Есть такой – Сенкевич. Он только что вернулся из Антарктиды», – предложил зашедший в управление его научный руководитель космонавт Борис Егоров.

В то время основная работа Сенкевича была не на телевидении, а в Институте медико-биологических проблем, где он занимался космической медициной, исследовал физиологию человека в невесомости, и уже прошел подготовку в космонавты. Так Юрий Сенкевич оказался в команде Тура Хейердала, совершающей переход через Атлантический океан на тростниковой лодке. Так началась дружба двух путешественников, оставивших свой след не только в науке, но и, главное, – в людской памяти.

Как ученый, Тур Хейердал был горячим сторонником гипотезы трансокеанских контактов в древности. По его мнению, много тысяч лет назад, используя примитивные суда, люди могли переплывать океаны и общаться между собой. Известно, что египтяне умели строить прочные суда из папируса. Так почему бы им не сплавать на них, например, в Южную Америку? Неистовый норвежец полагал, что так оно и было. Ведь между цивилизацией Египта и культурами Нового Света много общего. И египтяне, и майя строили пирамиды, и те, и другие питали явную склонность к математике и астрономии. Первая попытка Тура совершить трансатлантическое плавание на папирусной лодке, названной им в честь бога солнца «Ра», окончилась неудачно: небольшой путь, оставшийся пройти путешественникам, был прерван. В эфир был послан сигнал «SOS!», и интернациональную команду, шедшую под флагом ООН, спасли.

Тем не менее, Тур Хейердал был уверен в своей правоте – возможности использования древними мореплавателями судов, сделанных из подручного материала, – папируса или подобного ему. И вот утром 17 мая 1970 года Тур Хейердал начинает вторую попытку переплыть Атлантический океан на новом корабле «Ра-2» сделанным из того же материала, папируса. Экипаж судна состоял из восьми человек. Вновь над судном было поднято белое полотнище паруса с красным солнцем – символом бога солнца Ра.

10 июля с мачты раздался крик участника двух экспедиций Нормана Бейкера: «Земля! Земля по правому борту!». Так, спустя пятьдесят семь дней мореплаватели вошли в Карибское море и очутились на островном государстве Барбадос, расположенном в восточной части Малого Антильского архипелага.

Общая протяженность пройденного пути составила 5 700 км. Успех экспедиции на «Ра-2» подтвердил гипотезу Тура Хейердала о возможности древних трансокеанских контактов. Кроме этого, экспедиция собрала образцы загрязнения воды океана и представила их в Организацию Объединенных Наций.

В настоящее время легендарная папирусная лодка «Ра-2» хранится в частном музее «Кон-Тики» – одном из самых посещаемых музеев столицы Норвегии Осло. Здесь помимо бальсового плота «Кон-Тики» выставлены гигантская статуя с острова Пасхи и любопытная коллекция археологических находок из Перу и Полинезии.

"Тигрис" в океане
"Тигрис" в океане

ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С «ТИГРИСОМ»

 

…Итак, наше увлекательное виртуальное путешествие совместно с интернациональным экипажем камышовой лодки «Тигрис» началось. Мы стали собирать сведения о нем.

Лодку строили в семидесяти километрах от Басры, в месте слияния Тигра и Евфрата. По преданию, именно там находился райский сад и до сих пор стоит якобы та яблоня, плодами которой змей искусил Еву.

Мастерами-арабами под руководством индейцев аймара, был построен 18-метровый тростниковый корабль, названный Хейердалом «Тигрис». Он был рассчитан на команду из одиннадцати человек – разных национальностей, разных возрастов, представителей разных стран. Снова, как и прежде, Хейердалом над ним был поднят флаг ООН. Целью экспедиции было доказать, что древние шумеры совершали дальние океанские плавания. Из тридцати тонн камыша берди была построена лодка, «…чудище, ни на что не похожее, с двумя задранными к небу взлохмаченными хвостами», так отзывался о ней Сенкевич.

Забегая вперед, скажу, что после окончания этой «экспедиции» «Тигрис», многие из них ребят выбрали своей профессией географию или близкие к ней дисциплины – геологию, геофизику, экологию.

Читаем газету «Комсомольская правда». 23 ноября 1977 г. на «Тигрисе» были подняты паруса, и в 13 часов 5 минут по московскому времени лодка отправилась в путешествие. Но прежде, чем отплыть, необходимо было спустить «Тигрис» на воду, а это оказалось непосильной работой для команды. Усилия были тщетны. И вот, как с небес, к ним подъезжает советский грузовик «КамАЗ», управляемый молодым русским шофером. Оказалось, что здесь, в Ираке работают наши, советские люди. Вот и этот «КамАЗ» оказался в нужном месте в нужное время. Но и это еще не все. Молодой парень, шофер «КамАЗа» оказался родом из Башкирии, из города Бирска.

Разговор был недолгим. «Помочь?» И, глядя на огромную лодку, сделанную из камыша, принимает оптимальное решение. Недаром в мире ценится русская смекалка. Потихоньку, помаленьку он, упираясь бампером машины в «Тигрис», сдвинул камышовое сооружение в воду. Так, неразрешимая поначалу проблема была решена, лодка без единого повреждения оказалась в воде, притом бесплатно, что для финансов экспедиции было немаловажно. Это была наша первая поисковая весточка о начале экспедиции. Более того, об этой помощи хотя и писал Сенкевич, но подробностей о жизни водителя он не знал.

Иракцы – люди добрые и радушные. Они с большим уважением относились к русским и делали все, чтобы создать им нормальные условия для работы и отдыха. По морскому обычаю перед плаванием лодку надо было освятить, к тому же соблюдая законы шумеров. По такому случаю иракцы зарезали шесть баранов, опустили ладони в их кровь, и поставили отпечатки рук на бортах судна. А затем предложили всем присутствующим проделать то же самое.

Сотни судов провожали детище Хейердала гудками, среди которых был и советский сухогруз «Славск». Судовой радист, Роман Липский, уточнил марку стоявшей на «Тигрисе» радиостанции и используемые ею частоты. Как пишет Сенкевич, кто бы мог тогда подумать, что мимолетный «роман» со «Славском» очень скоро получит продолжение, а Липскому будет суждено спасти лодку от неминуемой гибели.

Удача отвернулась от «Тигриса» буквально с первых же минут плавания. Какое-то время лодка шла на буксире, но стоило только отцепиться, как ветер внезапно стих, и судно, перегородив залив, остановилось посреди фарватера. И вновь на помощь команде пришел наш «Славск».

Бросив буксировочный конец на борт лодки, он потащил ее в открытое море. Преодолев в одной связке с «Тигрисом» тринадцать миль, капитан сухогруза пригласил на прощанье весь экипаж на борт корабля. Когда же «Тигрис» отшвартовывался от корабля, лодка стукнулась носом о его корпус так сильно, что все забеспокоились, сможет ли она после этой стычки вообще держаться на воде. К счастью, все обошлось.

Расставание с кораблем оказалось недолгим: в ту же ночь ветер сменил свое направление на встречный и «Тигрис» начало относить к западу, в сторону прибрежных рифов. Судно оказалось в безвыходном положении и, в конце концов, Хейердал вынужден был запросить помощь.

Как пишет Сенкевич, команда была шокирована, но не столько опасностью ситуации, сколько решением Тура. Ведь и за время плавания на «Ра» приходилось попадать в разные передряги, но капитан ни разу не подал сигнал тревоги. Наши предки не могли послать SOS, а Хейердал старался максимально воссоздать в своих экспедициях атмосферу древних путешествий. Это была его принципиальная позиция. Не зря говорят: беда не приходит одна. Выяснилось, что стационарная радиостанция связи на лодке вышла из строя, поэтому сигналы SOS вынуждены были посылать с маломощного аварийного передатчика, который питался от ручного генератора. Команда, мало надеясь на помощь со стороны моря, сигналила прожектором на берег, который был недалеко. Но оттуда в ответ беспорядочно махали огнями: люди просто не понимали, чего от них хотят. Тем временем море окуталось густым туманом, сила ветра достигла девяти баллов. И тут, как палочка-выручалочка, на горизонте появляется «Славск». В радиорубке корабля один из связных приемников постоянно был настроен на волну радиотрафика «Тигриса». Но внезапно связь прервалась. Почуяв неладное, Роман Липский стал контролировать международную частоту бедствия и обнаружил там едва слышный сигнал SOS. Капитан корабля Игорь Усаковский, приняв сигнал SOS с «Тигриса», тут же откликнулся. Снялся с якоря и отправился к мысу Файлак на поиски. Но обремененный сроками поставки груза, срыв которых грозил колоссальными неустойками, он сразу же послал радиограмму в советское Министерство морского флота: «Терпит бедствие экспедиция Тура Хейердала. Разрешите оказать помощь». Ответ пришел без промедления: «Оказать!».

Осадка теплохода составляла 6,5 метров, а «Тигрис» находился на мелководье. Подойти близко без риска – самому сесть на мель было нельзя. Снять людей сухогруз был готов, но помочь самой лодке был не в состоянии.

В это время из густого тумана показалась небольшая арабская шхуна, капитан которой предложил Хейердалу помощь за 500 кувейтских динаров. Из-за такой высокой цены Хейердал категорически отказался, а таких «спасателей» становилось все больше. Все они хотели заработать на свалившемся на «Тигрис» несчастье. Но Тур был непреклонен. Финансы, выделенные кредиторами на экспедицию, оставляли желать лучшего. Такие «форс-мажорные» обстоятельства не предусматривались контрактом. Однако и жертвовать из принципа «Тигрисом» было бы не просто глупо, но и грозило серьезными неприятностями. Под постройку и оснастку лодки ведущие телекомпании мира собрали огромные деньги, рассчитаться же с ними по условиям контракта предполагалось одним: четырехчасовым фильмом о путешествии. Пришлось сдаться.

Капитаны шхуны крутились возле «Тигриса», к тому же, видя, что его несет на кипящие волнами камни рифов, постоянно увеличивали цену.

Наконец, одна из шхун, после торга, за 1500 тысяч долларов отбуксировала «Тигрис» на глубину, откуда Хейердал обратился к капитану «Славска» с просьбой доставить лодку в Бахрейн, где он намеревался подлатать и усовершенствовать ее. Участников экспедиции как героев подняли на борт «Славска», накормили, напоили, угостили сигаретами, снабдили тренировочными костюмами… И все это было сделано за «спасибо».

Буквально сразу, с первых минут выхода в море стало понятно, что во время строительства лодки был допущен целый ряд ошибок, которые необходимо было устранить еще накануне.

О факте «выкачивания денег» у экспедиции мы прочитали в нескольких газетах, в том числе и «Пионерской Правде». Мы срочно собрали совет нашего клуба. Было принято решение: через газеты «Пионерская Правда» и «Комсомольская Правда» обратиться с открытым письмом ко всем школьникам СССР – срочно организовать сбор макулатуры и металлолома, а все собранные деньги направить Туру Хейердалу и его команде для продолжения его экспедиции.

Кто ищет – тот найдет! И нам удалось найти еще один источник информации об этой экспедиции. Оказалось, что Уфа входит в радиомост, проходящий через Ессентуки, затем Уфу и к конечной точке – в Москву. Что в ДОСААФ Уфы работает клуб радиолюбителей, который и осуществляет усиление радиоканала, получаемого с «Тигриса», и передает его дальше. Срочно организуем заседание нашего клуба с радиолюбителями Уфы. Порою через них мы становились первыми, кто получал сведения, передаваемые Сенкевичем в эфир. Более десяти ребят записались в клуб радиолюбителей ДОСААФ. Шло время. У нас появились магнитофонные записи сообщений Сенкевича. Но вот наша инициатива сбора средств в помощь Туру Хейердалу не была реализована: благодаря «Славску», инцидент был исчерпан. Деньги экспедиции спасены.

Слышим, что Юрию Сенкевичу отказано в посещении одной из стран по той причине, что он офицер и имеет воинское звание полковника. Другим же членам экспедиции препятствий нет – могут выходить на берег. Но господин правитель не знал Тура Хейердала: или все, или никто! Он же сообщит об этом в СМИ и, главное, секретарю ООН. Правитель сдался, Сенкевич с друзьями сошли на берег.

Впереди была неизвестность – где, у берегов какой африканской страны заканчивать экспедицию. «Тигрис» прошел более семи тысяч километров. Путешествие длилось 132 дня, лодка находилась в воде 144 дня. Мы, благодаря помощи уфимских радиолюбителей, узнали, что «Тигрис» входит в Аденский залив и следует в сторону Красного моря к небольшому нейтральному государству Джибути. И здесь нас ожидал сюрприз, который совершенно никому не известен. Дело в том, что радиосвязь Сенкевича с «Большой землей» шла не с передатчика «Тигриса», а осуществлялась с личной радиостанции Петроса Рейсяна, армянина по национальности, жителя Джибути. Он был тамошним старожилом, занимался коммерцией: торговал запасными частями к автомобилям, а душу отводил в радиолюбительстве. Рейсян был давно знаком «Тигрису» по эфиру, так как входил в единую цепочку радиомоста, шедшего от него в город Ессентуки к радиолюбителю Валерию Агабекову, а от него дальше через Уфу, вплоть до Стокгольма.

Едва курс «Тигриса» лег на Джибути, Рейсян вызвался представлять там его интересы. Посредничал между командой и Би-Би-Си, помогал фрахтовать яхту. Но, как оказалось, хорошим отношениям с экипажем «Тигриса» помог занимательный случай. В марте 1978 года с Валерием Агабековым встретилась Валентина Григорьевна Колчина, учитель нашей школы, один из руководителей нашей виртуальной экспедиции. Агабеков оказался коммуникабельным, отзывчивым человеком. Разговорились. Она рассказала, что узнала о нем от уфимских радиолюбителей, через которых он поддерживает радиомост с Москвой и Сенкевичем. Рассказала об идее сбора сведений о людях, которые каким-то образом оказались причастными к экспедиции «Тигриса». Тогда Агабеков и поведал ей о «козыре», который помог ему привлечь к работе далекого от России человека – Петроса Рейсяна. А произошёл поистине анекдотичный случай.

Во время установления радиомоста «Тигриса» с Москвой, которому в Ессентуках помогал Валерий Агабеков, Петрос, по какой-то причине выругался в эфир по-армянски. Агабеков, тоже армянин, услышав это, тут же отреагировал на это также по-армянски. Слово за слово, и у них, как у истинных армян, завязалась дружба. С тех пор рация Петроса и его дом были в полном распоряжении Сенкевича и его американского друга Нормана.

Далеко за кормой «Тигриса» остались Персидский залив, Оман, Катар и Пакистан. Огромную тростниковую лодку не остановили никакие препятствия. Порою то, с чем сталкивалась экспедиция мы, благодаря нашим друзьям-радиолюбителям, узнавали раньше, чем из средств массовой информации.

Помнится, как Сенкевич с ужасом говорил о той неминуемой опасности, которая подстерегает их судно ночью при встрече с «монстрами» – огромными нефтеналивными танкерами, идущими как в сторону Персидского залива, так и обратно. Они не замечали «Тигрис», и даже если бы и заметили, то тормозной путь этой махины не удалось бы укоротить. И танкеры, проходя мимо, неподалеку от «Тигриса», обдавали их горячим смрадом выхлопных газов. И такое случалось нередко.

Путешествие завершалось. В коридоре школы, у карты, посвященной экспедиции «Тигрис», постоянно толпились дети. Надо было видеть их увлеченность. Пожалуй, столько поглаживаний руками не видела ни одна учебная карта. Шли споры: куда приплывут? Каким образом доставят огромный «Тигрис» в Норвегию, в музей «Кон-Тики»? Шумели, спорили и несли вырезки газет, журналов, иногда привезенные родителями с другого конца страны.

По мере сбора материалов проводились заседания школьного клуба «Родные просторы». На них не только сообщались сведения о плавании «Тигриса», но и делались доклады о странах, которые посещали члены экспедиции. Но всему приходит конец. Финал путешествия «Тигриса» был необычным, даже трагичным.

Никто из спорящих детей не ожидал такого конца. До последнего момента об этом не знала и команда. Вот как описывает сам Ю.А. Сенкевич последние дни экспедиции:

«...Зажгли на мачте мигалку: надвигалась ночь. Под крупным дождем «Тигрис» медленно втягивался в залив Таджура (на карте Аденского залива он как малозаметная щербинка). Слева вдали сиял огнями Джибути, справа – фонари города Обок. Они ближе, чем им полагалось быть: зюйд-ост, пусть и слабый, прижимал к противоположному берегу. Скользнули мимо тенями эсминцы: один, второй, третий... Не обратили на штатскую «букашку» ни малейшего внимания. В шесть утра показалась яхта. Мы подали на нее канат, подаренный «Славском». Открылся порт, и мы поняли, что попали не куда-нибудь, а на военно-морскую базу. Корабли, рассыльные катера и десантные боты, плавучие доки... Все серое, стальное, устрашающее...

Пятимесячное плавание закончилось 3 апреля 1978 года в Джибути, где члены экспедиции «Тигрис» решили в знак протеста против военного конфликта между Эфиопией и Сомали при участии третьих государств, сжечь свой корабль.

В понедельник, 3 апреля, на речи Тура при сожжении «Тигриса» присутствовали представители Би-Би-Си. Они поставили условие: все до последнего момента должно остаться тайной. Наши финансисты не желали конкуренции. Закабалив «Тигрис» при жизни, они намеревались стричь купоны и с его “похоронˮ. Я радировал в Москву: “Пожалуйста, будьте внимательны. Завтра передадим очень важное сообщениеˮ. И не имел права намекнуть, о чем.

Выбрали в заливчике место, поставили лодку на два якоря. На берег сошли кинооператоры: Норрис, Герман и Тору. Каждый занял свою позицию, изготовились. За фотографии отвечал Карло. Остальным Хейердал запретил заниматься съемкой. И вот уже нет ни мостика, ни хижин, ни мачты. На водной глади залива Таджура горел стог сена – ярко и жарко, как способна гореть сухая трава. Мелькнула мысль: боже мой, ведь за все плавание и не подумали ни разу, что на судне может случиться пожар! Понемногу огонь утихал, тьма сгущалась. И к лучшему. Нам всем в эти минуты нужна была темнота...

Мы сели на яхту, сопровождавшую нас, и вернулись в порт… Несмотря на драматический финал, экспедиция с научной точки зрения была успешной. Тур Хейердал доказал, что на подобных лодках можно плавать в океане и, в частности, в Индийском океане… Но главное – нам удалось стать по-настоящему сплоченной командой, где каждый ради друга мог пойти на любые жертвы». Тур Хейердал отослал открытое письмо Генеральному секретарю ООН Курту Вальдхайму. Вот некоторые выдержки из него. «...Мы предприняли путешествие в прошлое, чтобы изучить мореходные качества судна, построенного по древне-шумерским образцам. Но это было также путешествие в будущее с целью показать, что люди, стремящиеся к общему выживанию, могут мирно сосуществовать даже на самом тесном пространстве…»

В 2001 году Юрий Александрович стал гостем нашей республики. Его радушно встречали все – от президента, до простых егерей, работников заповедника Шульган-Таш. Он посетил всемирно известную пещеру с древними рисунками времен палеозоя, оставленные на стенах пещеры людьми каменного века. Познакомился с удивительной бортевой пчелой «бурзянкой», не боящейся лютых уральских зим.

Его слова: «…мы не знаем своей страны. А чтобы любить Родину, надо знать ее. И для этого вовсе не обязательно куда-то ехать. Вокруг нас столько неизведанного… Путешествие вообще бесконечно» – олицетворяют Сенкевича как гражданина, патриота своей страны. Он много видел, много познал. За его плечами холод Антарктиды, поднебесье Гималаев, вздымающиеся волны океанов и радушный прием жителей ста с лишним стран.

Русский учёный-медик, телеведущий и писатель. Кандидат медицинских наук, полковник медицинской службы в отставке, лауреат Государственной премии, академик Российской телевизионной академии, президент Ассоциации путешественников России, ведущий старейшей телепередачи советского и российского телевидения «Клуб путешественников». Патриот. И все это про одного человека – правдолюба Юрия Александровича Сенкевича.

 

P.S. К сожалению, собранный нами материал, не был отослан адресатам по не зависящим от нас причинам. Адрес Тура Хейердала мы искали, но не нашли. Наши запросы в Норвегию оказались тщетными: в те годы он жил на Канарских островах.

Из архива: октябрь 2015г.

 

Читайте нас: