Все новости
Культурная среда
17 Марта 2023, 12:57

Гость из Великой Пармы

Наконец в Уфу приехал писатель, культуролог, идейный исследователь России Алексей Иванов. И можно сказать, весьма долгожданный приезд. Писатель-то, без всякой лести, номер один в России. О нём наслышаны даже те, кто ни разу не держал в руках его книжки. На творческом вечере бесконечное количество раз повторялась фраза: «Самый экранизируемый писатель в России». Что есть, то есть и против истины не попрёшь! Но и самый, смею предположить, читаемый. В книжных магазинах нашего города для него выделена целая полка, где стоят все его творческие работы (ну, почти).

Стоит подметить, организован этот знаменательный праздник изданием «Коммерсантъ – Башкортостан», МЦ «Артерия» и генеральным партнером – ГК «Садовое кольцо», и организован достаточно на высшем уровне. Не придерёшься!

На мероприятии немало говорили, соответственно, о литературе: бессмертной её движущей силе в культурном социуме. Затронули каждый его весомый труд, начиная с романа «Географ глобус пропил» и вплоть до новой анонсированный книги «Бронепароходы». «Бронепароходы» уже поступили в продажу. Плюс серия путеводителей «Путешествия с Алексеем Ивановым», которая тоже вызывает дельное любопытство. Не прошли мимо и отечественного кинематографа. В частности, разговор больше касался того, что «Тобол» вышел излишне «порченым» режиссёром. В конечном итоге Алексей Иванов снял своё имя с титров кинокартины. А «Сердце пармы», наоборот, получился шедевральным. Не зря же в фильм вложено столько старания съёмочной группой. В сериале «Пищеблок» чуть ли не идеально подобрали актёров на роль … юных героев. Алексей Викторович именно такими их себе представлял в процессе написания романа.

Весь культурный вечер, по сути, скомпоновали из вопросов, которые задавали гости – почитатели таланта Алексея Иванова. Литератор едва успевал отвечать на них. Поток с вопросительным знаком был невероятно огромен. Лес рук «не замолкал». Скажем, один вопрос задавался относительно книги «Вилы». Про Емельяна Пугачёва, поднявший на вилы царский режим, в каком-то смысле. И где просто не может не фигурировать Башкирия.

«…как я над ней работал? Скажу, это было не просто, ведь приходилось работать с огромным количеством источников. Мы объехали всю Башкирию, Оренбургскую область. Побывали во всех местах, которые описаны в книге «Вилы», то есть во всех местах, которые тесно связаны с пугачевщиной. Разумеется, посетили не только Оренбург и Уфу, но и мелкие деревушки на окраине региона, или статусные места, но не пользующиеся большой популярностью, например, музей Кинзи Арсланова в Куюргазинском районе. Были в Стерлитамаке, Белорецке… Читали протоколы допросов Емельяна Пугачёва, его сподвижников. Добывали информацию не в интернете, а ехали, скажем, в небольшой краеведческий музей, пока какая-нибудь бабушка, работающая там, не открывала нам дверь и не выдавала редкую уникальную бумагу, брошюру с историческими сведениями. У меня дома собралась длинная библиотека из толстых книг по истории и географии Башкортостана…»

Самый забавный вопрос прозвучал про самовар. Задавший его, подчеркнул, что есть сведения, будто бы первый самовар появился не в Тульской области, а у нас в Башкирии. И стоит ли нам конкурировать с этим культурным брендом с Тулой? Да, немножко в сторону шагнули, но зато увлекательно вышло. Бодрит!

«…пожалуй, не стоит. Этот артефакт уже приватизирован. И с этим прочно связано национальное мышление с Тулой. К примеру, первый самовар, из всех сохранившихся, выпущен в 1741 году на Иргинском, уральском заводе. Но теперь ничего никому не докажешь».

Сочувствует ли он своим литературным героям, если у тех сложилась трагическая судьба?

«… безусловно, я им сочувствую. Но если я героя придумал, то уже точно знаю его финальную судьбу. Но я не буду плакать весь роман над его несчастной долей. В конце концов, мы все умрём. И к этому надо относиться философски. К своим героям я отношусь, как следует в данный момент. Ненавижу, люблю, ругаю его или просто умиляюсь им. Питаю к нему вполне нормальное человеческое чувство, будто это мой друг или родственник…»

Не обошлось и без классических, «дежурных» вопросов. Без них литераторам никуда. Это касательно того, какую он любит читать художественную литературу.

«Из художественной литературы я читаю мало, попросту нет свободного времени. Ведь приходиться читать больше по теме своих произведений – нон-фикшн. Иногда могу прочитать произведения нашумевших авторов, чтобы знать, отчего шум…»

По окончанию творческого вечера выстроилась огромная очередь за автографом Алексея Иванова… огромный хвост, тянущейся вдоль всей зоны мероприятия. И Алексей Викторович никого не обделил – все получили заветную роспись автора. И про сам вечер можно сказать одним ёмким словом, если позволительно использовать сленг в конкретном случае: класс, алмазно!

Автор:Алексей Чугунов
Читайте нас в