Юрий Татаренко
На запредельно высоком уровне
Интервью с певицей Катей Ямщиковой из цикла «Уфимские встречи»
смысловая точка
– Название вашего третьего альбома очень цепляет – «Продолжение». Так и хочется спросить: это у вас продолжение чего?
– Ответов много. Я потому и выбрала это название, что оно предполагает изрядное количество трактовок. Говорили об этом с Рустемом Булатовым. Я посетовала, что долго не могу придумать название альбому – хотя обычно просто беру слово, строчку из песни или название главного хита. Рустем мне сказал: «Нужно что-то отвлеченное и при этом всеобъемлющее». Остановилась на варианте «Туман». Но мне оно не очень нравилось – все же туман – это что-то мутное, непрозрачное. Я обратилась за помощью к близким людям, коллегам, с мамой советовалась… Перебирала разные слова до момента сдачи дизайнеру текста на обложку альбома и на афишу. И вдруг выскочило вот это – «Продолжение». Я подумала: «Хм, почему бы и нет?» Пусть идет речь о продолжении моего творчества, о продолжении рода, о продолжении музыкальных традиций, о связи времен и так далее. В этом слове, считаю, действительно отразилось очень многое. Рада, что наш альбом так удачно называется – «Продолжение»!
– В мае в Башкирской государственной филармонии прошел большой концерт, представляющий альбом уфимской публике. Как выступили? Какие были эмоции?
– Идея записать альбом совместно с Национальным оркестром народных инструментов Республики Башкортостан (НОНИ РБ) родилась два года назад. В проекте приняли участие около пятидесяти человек. Приятным сюрпризом для меня стал своевременный релиз альбома на всех цифровых площадках, подготовленный специально ко дню концерта. Вообще, в ходе подготовки этого выступления нам что-то свыше помогало, как мне кажется. Эмоции после концерта – самые невероятные! Новый альбом и его первая презентация – важная смысловая точка на творческом пути нашей большой команды. Благодарна публике за горячий прием.
– Кого считать худруком проекта? Кто составлял график репетиций?
– Руководитель оркестра Линар Давлетбаев хорошо знаком с творчеством нашего коллектива, ему близка музыка, которую мы исполняем. И в воздухе витала идея создания совместной программы. Я предложила ему две новые песни, Шаура Сагитова написала аранжировки. Мы с оркестром впервые показали их на сцене Международного форума «Сердце Евразии» года три назад. Позже, под Новый, 2021 год, подготовили небольшую программу с оркестром для отделения сольного концерта. В неё вошли наши композиции, адаптированные для оркестра, и новые песни, специально подготовленные для этого концерта. Автор оркестровки и некоторых аранжировок – Шаура Сагитова, с которой очень хорошо работалось. И тогда же мы решили дополнить эту программу и записать – настолько хороша была творческая атмосфера, в которой это все создавалось, хотелось сохранить это и в записи. Через некоторое время началась работа в студии. Продюсером нового альбома стала я, саунд-продюсером – Михаил Кузьмичев.
Оркестр – сложный живой организм, и Линар очень хорошо им управляет. А записи предшествует большая работа, которую мы не видим. Я же в студии встречала готовых профессиональных музыкантов, коллектив, который играет нашу музыку, играет хорошо и с удовольствием! Тон задавала наша ритм-секция – музыканты с которыми я работаю уже много лет. Когда альбом готовился к выходу, мы решили его презентовать не откладывая в долгий ящик. Так был запланирован концерт, который и состоялся в мае.
– Будет ли продолжение у «Продолжения»? Есть ли график концертов, к примеру?
– Если говорить о программе с оркестром, то сегодня мне как раз звонил дирижер Линар Давлетбаев (художественный руководитель НОНИ РБ): «Катя, поехали куда только можно, хочется сыграть концерт еще и еще!» Надеюсь, осенью пройдет наш тур по нескольким российским городам. Но мне предстоит выучить как минимум одну башкирскую песню.
Что касается наших сольных выступлений, с группой, то у нас запланированы концерты в ряде городов Поволжья. Есть планы и на следующий сезон. Ну, и лето, как известно, пора опен-эйров, есть в нашем расписании и участие в фестивалях.
незабываемые ощущения
– К слову, о поездках. Публика сильно отличается от родной, уфимской?
– Россия велика, мы еще не так много городов объехали. Может быть, мне везет, но публика всегда поддерживает. Хотя порой складывается такое впечатление, что в Москве лучше понимают нашу музыку. Столичные слушатели знают, в какой момент аплодировать джазовым музыкантам. И в Свердловской области был очень горячий прием – в том числе сложных джазовых композиций. Конечно, это очень приятно. В Уфе хорошо реагируют на веселые песни, народ с удовольствием подпевает и танцует, а музыка «посложнее» у нас встречается не так восторженно. Пока, во всяком случае.
В этом году, в апреле, на международном джазовом фесте «Розовая пантера» в Уфе я опасалась не встретить понимания у публики. Но, к моему удивлению, наш фолк-фьюжн прошел на ура.
– Много ли мест, куда вас снова тянет? Где мечтаете побывать – как музыкант, турист, неважно?
– Давно очень хочу на Байкал. Но никак не срастается с этой поездкой. В прошлом году меня пригласили на большой музыкальный фестиваль «Золотой голос Байкала», была проделана большая подготовительная работа, я прошла серьезный конкурсный отбор, выучила бурятскую песню, заказала новые аранжировки… И, когда мы уже заказывали авиабилеты, вдруг мне звонят и говорят: «Конкурс пройдет онлайн». Я безумно расстроилась. Иркутск от Уфы далеко, поездка на Байкал затратная – очень уж хочется совместить туристическую поездку и музыкальное путешествие (скажем, фестиваль или концерт). Тем не менее моя мечта увидеть «Славное море» обязательно сбудется, это сто процентов.
А еще бесконечно прекрасен Санкт-Петербург, люблю там гулять, выступать на джем-сейшенах! Езжу туда как минимум раз в год. Ощущаю себя там невероятно свободной. Любимый вид – на стрелку Васильевского острова со стороны Дворцовой площади. Однажды я привезла своему любимому человеку магнит с этим видом и сказала: «Мечтаю оказаться там вдвоем с тобой». И в тот момент даже не предполагала, что мы поженимся. И вскоре я снова выступала в Питере – на благотворительной акции МВД «Милосердие белых ночей». Позвонила любимому: «Прилетай!» И он был в Питере уже на следующий день. Мы пришли на Васильевский – незабываемые ощущения…
– Вы всегда такая романтичная?
– Наверное, да. Хотя в последнее время романтики в моей жизни стало поменьше. Семейная жизнь – большей частью работа.
сошлись все звезды
– Кстати, об особо отзывчивой московской публике. Расскажете о своём участии в «Голосе»? Вы как-то в интервью сказали, что хотели бы попасть в команду к Сергею Шнурову. А почему именно к нему?
– Он очень классный, непосредственный и ценит в артистах индивидуальность. Но вообще-то в тот год я по большому счету не хотела ни к кому!
– Правильно, вы же опоздали попасть и к Градскому, и к Пелагее…
– Когда они были наставниками, я не проходила в кастингах. Три года подряд – начиная с 2016 года! Честно сказать, я была не очень подготовлена. На первый кастинг нужно ехать со своим аккомпаниатором, это очень важно. Трудно произвести большое впечатление, когда поешь а капелла. Слишком много у нас ярких вокалистов, желающих стать участниками этого популярного телепроекта.
В 2019-м я дошла до слепых прослушиваний. Мы летели с фестиваля в Казахстане домой, в Москве была пересадка – и это были дни, когда проходил второй этап – кастинг. Я решила рискнуть и не возвращаться в Уфу. Но тут выяснилось, что наш гитарист Вадик не может задерживаться в столице, у него был дома важный концерт. Мы уговаривали его всем коллективом – уговорили! Но попасть на слепые прослушивания снова не получилось. Претендентов слушают секунд двадцать, не больше: «Все понятно, спасибо, с вами свяжутся. Следующий!»
И только через год сошлись все звезды, я дошла до слепых прослушиваний и телеэфира. Но меня ждал неприятный сюрприз. Оказалось, что последнее вакантное место было только у Сюткина, команды трех остальных наставников проекта были уже набраны!
– А кто выбирал вам песни для кастингов?
– Сама. И это очень важный вопрос – что спеть, чтобы показать максимум того, что можешь. Ответ на него приходит с опытом. Я за динамику в песне. Начала с того, что показала красивые народные опевания, ушла на высокие ноты перед первым куплетом. А в конце перешла на песню известной исполнительницы Адель на английском языке. Так что у меня получилось трижды заинтересовать отборщиков «Голоса». Сужу об этом хотя бы потому, что нас с Вадимом комиссия из пятнадцати человек слушала почти до самого конца! Нас попросили спеть вторую песню, и мы исполнили быстрый свинг. Потом нас пригласили выступить еще раз, перед Юрием Аксютой, только настоятельно рекомендовали исполнить другую джазовую вещь, попроще.
– Какое впечатление на слепых прослушиваниях на вас произвел оркестр Сергея Жилина?
– Очень хорошее! Он суперпрофи, и все музыканты у него такие же. Звукорежиссеры потрясающие. Специально прилетала в Москву на одну пятиминутную репетицию с Жилиным. До этого прилетали на выбор репертуара, мы выбирали из десяти произведений. Потом высылали «рыбу» номера для создания аранжировки для оркестра. Она получилась великолепная, местами с необычным гармоническим и ритмическим рисунком. Это заслуга Вадима Муратова.
А еще хочу отметить организаторов проекта – в «Голосе» все на запредельно высоком уровне. Столько было внимания к каждому участнику – редко с этим сталкиваюсь.
– А хочется ли добить историю с «Голосом» и поработать с кем-то из наставников?
– По горячим следам – да, очень хотелось. Сейчас уже, пожалуй, нет. Не уверена, что мне «Голос» необходим. Но заявку снова отправила!
– Советуете ли молодым артистам пройти через эту мясорубку?
– Все зависит от того, какую цель артист, вокалист преследует. Если ты просто исполнитель популярной музыки – тебе не стоит рваться в «Голос». Для участия в телепроекте нужно иметь яркую индивидуальность, изюминку. Кроме того, ты должен быть готов к немедленному заходу на новую для себя музыкальную территорию. Полстраны может перепевать известные вещи – и хорошо это делать. Но настоящий артист всегда делает что-то свое, находит свой стиль, подбирает репертуар и так далее. Антон Беляев, Тина Кузнецова пришли на «Голос» каждый со своей большой и разнообразной готовой программой, они понимали свои цели и осознавали, как они будут действовать после завершения проекта.
«ТОПОЛЬ-ТОПОЛЁК»
– Вы поете только на русском?
– Английский, очень люблю и понимаю этот язык, он очень музыкален. На башкирском пела, но давно, когда училась в Академии искусств. В этих народных песнях интересные голосовые приемы и уникальная мелизматика. Башкирский фольклор, в особенности национальная протяжная песня озон-кюй, звучит очень красиво. Мой преподаватель по специальности в Академии искусств, народная артистка РФ и РБ Флюра Ахметшеевна Кильдиярова, думаю, снова поделится со мной многими секретами исполнительского искусства. Когда-то я пела на академическом зачете башкирские песни – пора освежить свои знания и умения.
А еще, помню, я пела на башкирском пять лет назад, на фестивалях в Бельгии и Франции с музыкальным ансамблем. Они моментально выучили заводную песню «Терек-терек» (в переводе звучит как «тополь-тополек»). Зрители очень хорошо принимали ее.
Уфа – это круто
– Не так давно музыкант Тимур Хабибуллин мне в интервью сказал, что считает Уфу музыкальной столицей России. Согласны с коллегой?
– Конечно. Так и есть. Имена башкирских музыкантов звучат по всей стране, мы регулярно выступаем и за границей. Достаточно назвать братьев Абдразаковых, группу «Люмен», группу «Пицца», Олега Киреева, Марата Юлдыбаева, уроженцев Башкортостана Спивакова и Земфиру, жившего здесь Шевчука…
Весной на международном конкурсе «Джаз бердс» мы забрали все призовые места. И мне там музыканты и члены жюри сказали: «Уфа – это круто!» И я считаю Уфу одним из самых джазовых городов. Сегодня вообще джаз у нас в России переживает невероятный подъем: Москва, Питер Ростов, Екатеринбург, Ярославль, Уфа… Список можно продолжать…
У нас в Уфе проводится много различных музыкальных событий, разного масштаба: оперные и балетные фестивали, джазовые фестивали, множество этнических форумов, симфонические концерты, у нас же прекрасный Национальный симфонический оркестр! Очень важно, что есть хорошая школа, которая взращивает таланты и академические, и джазовые, и развивается фольклорное направление. У нас же два училища и институт. Там бурлит творческая жизнь. В Уфе проводятся открытые фестивали-конкурсы и академического, и джазового, и других видов музыкального искусства.
– Вы параллельно учились в Авиационном институте и Академии искусств. Согласны с поговоркой «Знания забываются, а годы учебы – никогда»?
– Я была активисткой Авиационного университета, профоргом группы. Сразу стала ездить по стране, защищать честь вуза в творческом направлении. Первый раз отправилась в Волгоград на «Студенческую весну». Потом были Питер, Москва, конкурс в Болгарии… На учебе это особо не отражалось – фестивали и туристические поездки старались проводить в каникулы или праздничные дни. В нашей компании был Руслан Фаршатов, ныне известный телеведущий – а тогда он сочинял песни для группы «Крылья». Я записала для них бэк-вокал, и мы много лет выступали в Уфе на площадках города. У меня много друзей из авиационного. Они замечательные. И вообще, вокруг столько прекрасных людей… Да, универские годы – самое яркое время!
Не все технические инженерные дисциплины давались мне легко. Но я справлялась. А вот писать и чертить курсовые мне иногда помогали. А вообще, можно сказать, училась я хорошо.
Я и в школе, и в институте очень любила английский. Исполняла много зарубежных песен благодаря этому. Мой учитель английского, Владимир Глебович – один из важнейших людей в моей жизни. На своих уроках он объяснял все остальные предметы – физику, биологию, русский, литературу, даже музыку! Смотрели на уроках «Пираты Карибского моря» в оригинале, переводили и Шекспира, и «Остров сокровищ» Стивенсона… В молодости наш англичанин был крутым диджеем в Уфе, и как-то он принес нам распечатанный рэпчик из хита, что крутили на радио «Европа плюс», зачитал, мы все обалдели. Любил повторять: «Я слишком стар – я super star!» На выпускном танцевала вальс именно с ним! В Авиационном университете защищала свой дипломный проект на английском языке и очень этим горжусь!
– Кто-то всю жизнь пытается покорить Москву, а вы с этого начали, спев на главной сцене страны, в Кремлевском Дворце, будучи студенткой! Есть ли мысли о переезде из столицы Башкортостана в столицу России?
– Год назад в интервью уфимскому телеканалу я сказала, что мечтаю снова выступить в Москве. Но у меня и в мыслях не было, что получу приглашение спеть целый концерт в Клубе Игоря Бутмана! Было дело, я писала заявки на разные площадки столицы, но везде получала отказы: не тот уровень звездности.
А что касается переезда – я хотела бы… почаще бывать в Москве! Чтобы показать свое творчество многим людям. Чтобы быть поближе к столичному джазовому движению. Всероссийская известность, как ни крути, по-прежнему берет начало в Москве. С другой стороны, крутая уфимская группа «Люмен» живет и творит в Уфе, имеет огромную аудиторию, ездит в большие туры по России.
Я люблю Уфу. У меня здесь основная работа – в Училище искусств, в своей школе, в оркестре МВД.
– Расскажите о своем преподавании вокала. Зачем вам это вообще сейчас нужно?
– Ну, а как же без преподавания артисту, музыканту? Мы же должны передавать свой опыт молодым. Тем более что Училище искусств – через дорогу от дома! У меня довольно много учеников. Никаких трудностей в общении с ними не испытываю. Подбираю репертуар ребятам с учетом их индивидуальных особенностей, возможностей. Найти себя – непросто. Наставники направляют молодых. А тем решать, куда идти и как далеко продвинуться. Да, вкладываться в двадцать человек – эмоционально затратно. Ты занимаешься не собой, а чужими людьми. Но когда есть результат твоего труда, это радует. И покрывает отрицательные моменты в жизни.
А еще я начала сочинять песни. Для учеников. Оказывается, это так круто! Мы уже разучили два произведения. А для себя писать музыку получается пока только «в стол». Что ж, бывает и так.
– Кем мечтают стать юные вокалисты под вашим руководством?
– Кто говорит прямо: хочу зарабатывать в ресторане. Ничего страшного, это тоже школа. Хотя я говорю ребятам, что всю жизнь петь в кабаке все равно не получится, это просто такой этап, а что после него? Кто-то хочет петь в музыкальном театре – окей, работаем, чтобы сбылась и эта мечта. Тех, кому нужны просто корочки диплома, у меня нет, слава богу. Есть и такие, кто хочет быть похожим на меня. В такие моменты я понимаю, что все, что я делаю, – не зря.
об известности
– К вопросу об известности. Если набрать в поисковике «Екатерина Ямщикова», сразу выскочит строчка «И Андрей Аршавин». Как вы относитесь к тому, что ваша однофамилица популярнее вас?
– Меня это совершенно не задевает. Это Ивановых очень много в России – им, наверное, сложнее в плане идентификации. Некоторые уверены, что Ямщикова – мой сценический псевдоним. Нет, взять другую фамилию я никогда не хотела, мне моя очень нравится!
– Вообще-то в нашем шоу-бизнесе очень много людей, выступающих не под своими фамилиями…
– Так я же не шоу-бизнес! Я от него далеко-далеко…
– А где вы? В искусстве?
– Ну, наверное. А так можно про себя говорить?
– Что выбираете: «Ямщик, не гони лошадей» или «Эй, ямщик, поворачивай к черту»?
– Если говорить о жизненном кредо, то, пожалуй, второе. Иногда зажмурю глаза и делаю шаг вперед! А если в музыкальном плане, то выбираю романс. Однозначно. Хотя ничего не имею против Гарика Сукачева. Романсы я всегда слушала в детстве. Очень нравилось вот это: (напевает) «Утро туманное, утро седое…» Бабуля любила этот романс. Мама аккомпанировала нам. Хочу сделать программу романсов, потому что сейчас крайне мало качественных современных версий. Это идея Рустема Булатова. Мы хотим, чтобы романсы продолжали жить.
– Хорошая идея! В свое время Пелагея отлично раскрутилась благодаря новой версии песни «Казак». А в чем для вас притягательность русского романса? Их ведь писали и исполняли чуть ли не двести лет назад…
– …А они актуальны до сих пор! Прочтите текст романса «Я ехала домой» – и в наши дни девушки влюбляются, испытывают подобные переживания и также ездят на работу в электричках, в метро, да на любом виде транспорта!
А что касается известности… Краткий большой успех сильно бьет по психике. Я не хочу таких разочарований. Моя жизнь развивается постепенно и логично. Пусть меня слушают два человека – зато мы будем на одной волне. Надолго. Дорожу этим. Я победила на престижном конкурсе – и уважения ко мне среди коллег-музыкантов прибавилось. Это приятно. Это важнее обожания тебя миллионами подростков. Мне и мама постоянно говорит: «Не разменивайся на мелочи». Мне нравится вечная музыка – Чайковский, Свиридов, балет Прокофьева «Ромео и Джульетта», если говорить о классике. Я окончила музыкальную школу по классу скрипки. Мой самый любимый инструмент по звучанию, по тембру, по акустике – виолончель. А самый сложный – барабаны. Как ребята за барабанной установкой успевают все скоординировать, ума не приложу.
шикарный саунд
– Хочу спросить про ваших коллег – певцов, музыкантов. Не так давно в телепроекте канала «Россия – Культура» вы вместе выступили с Петром Дрангой. Кто он по жизни – самовлюбленный красавчик, трудоголик?
– Петр – открытый, искренний. Большой профессионал. С очень широким кругом интересов. Он со своими музыкантами создает шикарный саунд. Недавно он приезжал с коллективом в Уфу, я написала ему: «Может, снова выступим вместе?» Но у одного из музыкантов поднялась температура – и в ковидные времена мы решили не рисковать. Да, очень приятно бывает встречаться с музыкантами, с которыми уже доводилось выступать на памятных концертах. Когда мне было семнадцать лет, с московским хором «Пересвет» мы в Кремле исполняли песню «Ой, то не вечер». Лет пять назад они приезжали в Уфу, выступали в ГКЗ с концертом. И тогда мы подготовили экспромтом номер – вместе спели «Московские окна» в джазовой аранжировке. Но сначала руководитель хора убедился, что я до сих пор в профессии. Было здорово снова встретиться, пусть и часть их состава обновилась.
– Давно принято считать, что наша джазовая певица номер один – Лариса Долина. А кто рядом?
– Долина популярна, да. И большой мастер, конечно. Есть у нас немало замечательных певиц, которые, может быть, не так известны – например, Карина Кожевникова, Мариам Мерабова, Анна Бутурлина, Ирина Остин… Некоторые из них, к тому же, пишут собственную музыку.
– Недавно посмотрел видео, где Максим Галкин свел Ларису Долину и Валю Карнавал, не знающую в свои девятнадцать, кто такой Панайотов. А вам все эти фамилии знакомы?
– Я тоже смотрела эту программу. После того как все вокруг зашумели: скандал, скандал. Да не было там ничего такого! Похоже, это все было ради пиара. А Панайотов и другие ребята из «Народного артиста» – Чумаков, Алехно, Казакова – мной любимы с детства!
– Почему про скрипачей говорят «гениальный», а про рэперов – нет?
– Классическая музыка – это возвышенное, вечное искусство. А рэп и другая массовая популярная музыка – краткосрочны... Хотя едва ли можно сравнивать эти музыкальные стили… Ведь везде есть свои гении.
– Известный саксофонист Сергей Летов мне в интервью заявил, что джазовые музыканты слушают не только джаз. А вам вроде как по душе Майкл Джексон, верно?
– О! Майкл Джексон – прекрасен. У нас есть целая программа, посвященная его творчеству… Мне нравится и Селин Дион, и Тони Брэкстон, и Майкл Бубле, обожаю слушать песни Адель и Норы Джонс.
– В один день с вашим концертом в Уфе выступила легендарная рок-группа «ДДТ». Много лет назад ее лидер Юрий Шевчук адресовал публике вопрос: «Что же будет с Родиной и с нами?» Как бы вы ответили на него сегодня?
– Мне кажется, все будет хорошо. Возможно, я просто боюсь думать о плохом. Россия много раз в своей истории стояла на краю гибели, переживала очень тяжелые времена. Выстоит и на этот раз. И в этом огромную роль сыграет искусство – музыка, литература. Когда нестабильная ситуация, публика ищет поддержки, разрядки напряженности на концертах, в книгах. Хотя кто-то считает, что для веселья сейчас не самый подходящий момент. Но многие заявляют, что концерты необходимы именно сегодня.
В наших альбомах, как мне кажется, есть несколько очень актуальных песен. Одна из них – «Живой», которую написал Рустем Булатов. Не так давно мы ее спели вдвоем, есть видеоклип. Смотришь и думаешь: «А Гражданская война не так и далеко от нас…» Так случилось, что песню «Кумушки» про не вернувшихся с войны мы выпустили этой зимой, 23 февраля, в День Российской армии.
Блиц
– Что такое красота?
– Она во всем. Есть красота звучания, красота природы, красота поступка. В человеке есть внешняя и внутренняя красота. Хотя внешность для меня никогда не была первостепенной.
– Свой материал про концерт балалаечника Архиповского я назвал «Русский народный виртуоз». А вы кого назвали бы виртуозом?
– Да много таких… Вся моя группа! Летчиков, которые выполняют сложные трюки в воздухе, тоже можно назвать виртуозами!
– О чем сожалеете?
– Не надо ни о чем сожалеть. Все, что ни делается, – к лучшему.
– Талант – это про ответственность или про кайф?
– Все, что связано с музыкой, для меня всегда – очень ответственно. Знаю много гениальных музыкантов, которым чувство ответственности не свойственно. Поэтому они часто не реализуют свой потенциал до конца: им нужен человек, который бы их вел по жизни.
А про кайф на сцене что говорить – без него никуда. Но, если честно, я начала получать удовольствие от своих выступлений совсем недавно. Это, наверное, связано с уровнем творческой свободы.
– Вы рисковая?
– Пожалуй, да. Могу и с парашютом прыгнуть. Но вот американские горки – с детства не мое. Помню, села, пристегнулась – и попрощалась с жизнью. Всю поездку была в глубоком шоке. А потом в парке как разрыдалась! Всю семью напугала… Зато после американских горок никакие экзамены были не страшны, даже высшая математика.
В студенческие годы мальчик, который мне нравился, вдруг сказал: «Завтра поеду с друзьями прыгать с парашютом!» Я поехала с их компанией на аэродром в Первушино и рискнула… Так, давненько не брала я в руки парашюта – надо бы снова прыгнуть! Помню, летала на «рогатке» между горами в Казахстане и в «Сочи Парке» прыгала со скалы, но это не то.
Делать концерты, новые программы, начинать новые проекты всегда сложно и рискованно. Никогда не знаешь, что будет дальше. Но лучше сделать, чем не сделать! И когда риск оправдывается, тогда и достигаются маленькие цели на пути к мечте!
– Прыжки со скалы не очень длинные. Поэтому сейчас – блиц. Красное или белое?
– Красное. Это мой любимый цвет.
– Весна или осень?
– Весна, несмотря на мою аллергию на цветение. Осень – это слишком грустно.
– Море или горы?
– Море. Хотя горы я тоже люблю. Хорошо в Сочи, где есть и то и другое! (смеется).
– Пироги или беляши?
– Беляши как будто вкуснее, но менее полезны.
– «Ливерпуль» или «Реал»?
– «Битлз» из Англии – значит, я за «Ливерпуль». Но финал Лиги чемпионов в конце мая вряд ли буду смотреть.
– Розы или тюльпаны?
– Я ромашки люблю. И другие полевые цветы. Папа у нас пчеловод с 1991 года, как идет с пасеки, обязательно нам с мамой букетики приносит.
– Что такое для вас книга-праздник?
– С детства у меня особо трепетное отношение к повести Грина «Алые паруса». Вечная сказка. О том, что надо верить в чудеса. А еще очень люблю детективы. И Лермонтова. Мне кажется, он душевнее всех, даже Пушкина. Довелось не раз побывать в Тамани, которая описана в «Герое нашего времени», – там меня прошибло до слез. И туда хочется возвращаться снова и снова.
– О чем мечтается?
– Хотела бы попасть на «Квартирник» Маргулиса. И выступить с Антоном Беляевым. А еще – открыть свой джазовый клуб.
– Мечты сбываются, Катя! Надеюсь, ваш запрос в мир будет услышан очень скоро.
– Спасибо, я тоже буду надеяться.