Все новости
Культура
11 Ноября , 12:36

№11.2024. Эвелина Фенина. Скромный талант

О творчестве В.С. Сыромятникова

В. Сыромятников. Гости
В. Сыромятников. Гости
Эвелина Павловна Фенина (1929—2014) – российский искусствовед, заслуженный деятель искусств БАССР (1979), доцент художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета, автор многочисленных книг по искусству Республики Башкортостан.

Есть люди, беззащитные перед лицом времени. Их подлинная жизнь, истинные мотивы и результаты трудов вытеснены другими людьми. Это касается очень многих, в том числе и мастеров искусства, которые скромно трудились, оставаясь во втором и третьем рядах.

Гениев немного, о них знают все. А вот те, кто тихо творил остаются часто в забвении. Имена многих одаренных художников прошлого остались за пределами сегодняшнего времени. В данном случае я имею в виду жизнь, творчество и подвижническую деятельность Василия Степановича Сыромятникова, чья судьба была связана с Башкирией.

Его жизнь как художника началась вместе с началом художественной жизни в Уфе. Он сразу окунулся в сложный мир становления известного кружка любителей живописи, сразу принял участие в обсуждении и спорах о путях «нового искусства. Очевидно, присутствие в Уфе такой личности, как Давид Бурлюк, вызывало остроту – кто-то принимал, кто-то отвергал максимализм «пророка» Бурлюка. Но без борьбы не проходила ни она даже самая маленькая выставка 1916 – 1919 годов.

Нет участников, свидетелей этой борьбы, и в отсутствии объективных сведений многое уходит в никуда.

Имя скромнейшего Василий Степанович, у которого начисто отсутствовали тщеславие и амбициозность, современники не знают.

Его имя встречается в старых каталогах, обзорах, справочниках. Но что мы знаем о нем? Мне в начале своей работы в Уфе доводилось встречаться с Василием Степановичем. Интеллигентный человек, художник, неравнодушный к печатному слову, создатель альбома зарисовок народного творчества башкир – вот первые сведения. И только по прошествии какого-то времени он рассказывал о себе понемножку, вскользь.

В. Сыромятников. Башкир в национальном одеянии
В. Сыромятников. Башкир в национальном одеянии

Василий Степанович Сыромятников приехал в Уфу в 1916 г. Окончив обучение в Казанской художественной школе, он некоторое время жил в Сызрани и работал учителем в гимназии. Хотя сам Василий Степанович родом из Уфимской губернии (деревня Зильдярово Белебеевского района), родственники в Сызрани у него были – и свои, и по линии жены. Как рассказывал сам Сыромятников, именно там, в Сызрани, он постепенно отошел от влияния своих учителей. А в Казани были очень сильные мастера и требовательные педагоги – П. П. Беньков и Ю. С. Евстафьев.

Павел Петрович Беньков (1879–1949) был известным живописцем, академиком. После окончания учебы у знаменитого Д. Н. Кардовского в 1906 г. он приехал в Казань и принял активное участие в становлении художественной школы и воспитании мастеров искусства. Многие известные впоследствии деятели культуры учились у Бенькова. Это была своеобразная марка качества – учиться у Бенькова. В своих произведениях он отражал красочный национальный быт, людей, природу Татарии, а затем, когда в 1929 г. уехал в Ташкент, то и там работал как живописец, создавший прекрасные картины быта народа. Он-то, возможно, и привил Василию Степановичу Сыромятникову интерес, даже любовь к народному творчеству, что проявилось и в работе его как живописца, и как исследователя.

Сыромятников был одним из активных организаторов и даже председателем, Уфимского отделения АХРРа (Ассоциация художников революционной России). Сейчас трудно себе представить, но тогда, в 1922 – 1926 гг. проходила, жестокая борьба в искусстве. По всей России всколыхнулась волна увлечения революционными лозунгами. Художники четко разделились на два лагеря – традиционалистов и авангардистов. АХРР, продолжающий традиции передвижничества, был призван пропагандировать революционные идеи в рамках реалистической выразительности. Революция, роль народа, поднимающиеся к новой жизни окраины, уничтожение старого быта – вот интересы АХРРа. Героическая борьба революционных отрядов, портреты деятелей новой России, природа родного края стали главным сюжетом. Плакат как вид искусства, оформление улиц и площадей также входили в программу Ассоциация. Этим всем и занимался Василий Степанович. Он был не только образованным художником, но и общественным человеком. 20 – 30-е годы – расцвет его общественной активности. В 1920 – 1937 гг. он был тесно связан с художественным музеем (впоследствии им. М. В. Нестерова), был его научным сотрудником. Как художник и работник музея, он стал одним из первых, кто предпринял экспедиции по районам республики для изучения, сбора материала и по возможности приобретения предметов народного быта и творчества. Благодаря энергии и усилиям Василия Степановича были приобретены первые экспонаты для музея, ставшие его золотым фондом.

Экспедиции в юго-восточные районы Башкортостана были особенно плодотворными, их он совершал вместе со своими товарищами – А. Э. Тюлькиным, К. С. Девлеткильдеевым, Ю. Ю. Блюменталем. В архивах БХМ им. М. В. Нестерова сохранился документ – свидетель тех давних поездок, где «Уфимский наркомпрос ходатайствует о предоставлении лошади художникам для успешного сбора материала».

Из экспедиций каждый привозил богатый материал: А. Э. Тюлькин – этюды, впоследствии превратившиеся в эпические картины, К. С. Девлеткильдеев – уже написанные картины. Василий Степанович привозил альбомы, из которых и сегодня любознательный художник получит богатую информацию. И для исследователя эти альбомы интересны: каждая зарисовка – документ. Как ответственный человек, Сыромятников под каждой зарисовкой ставил свою монограмму «В». Василий Степанович старался не только зарисовать экспонат, но и по возможности приобрести его. Не для себя, а для художественного или краеведческого музеев.

Сыромятников пытливо изучал орнамент. В башкирском орнаменте он видел сплав представлений о мире и жизни.

Когда Василий Степанович взялся за составление альбома по многочисленным зарисовкам, то возникла проблема отбора наиболее характерных для башкирского народа эстетических представлений.

И альбом стал не только результатом поездок, но и результатом систематизации, где составитель был одновременно художником, исследователем и знатоком. Каждому образцу посвящены одна, редко две таблицы, где те или иные орнаментальные фрагменты представлялись отдельно, выхваченные из контекста предмета, вещи в целом. В составлении альбомов художник проявил и вкус, и такт. Жаль, что Василий Степанович не писал текстов к своим таблицам, хотя каждая на обороте имеет конкретный адрес. Но я имею в виду его писательский и даже искусствоведческий дар. Судя по статьям в старых журналах и газетах, писать, анализировать и обобщать он мог очень хорошо.

В. Сыромятников. Девушка-башкирка Давлекановского района
В. Сыромятников. Девушка-башкирка Давлекановского района

Перелистывая страницы альбома, получаешь представление о местных школах, об эволюции, контактах с искусством других народов, причем видишь, что остается неизменным сам характер художественного мышления народных мастеров. Думая о Василии Степановиче Сыромятникове – художнике, четко видишь тесную взаимосвязь собирателя народного искусства и творца-живописца, так как живопись его вся построена на увлечении бытом, обычаями, природой башкирского края.

Самое первое произведение Василия Степановича, имеющееся в фондах художественного музея им. М. В. Нестерова, – небольшой этюд «Троицкий собор» 1915 года, воссоздающий осколочек старой дореволюционной Уфы.

Как только в жизнь Сыромятникова вошли экспедиции, тематика его живописных работ изменилась. «Вечер на кочевье», «Улица на кочевье», «Башкирка», «Девушка-башкирка в праздничном наряде» и многие другие и сегодня доносят ощущение тогдашнего быта, первозданной природы. Вот симпатичная башкирка, наверное, приоделась для необычного в ее жизни происшествия – позирования; она напряженно, важно молчит, а художник добросовестно пишет все ее украшения, немолодое лицо, подчеркивая ее этническую принадлежность.

Самая известная картина Василия Степановича – «Гости на женской половине». Он писал не раз этот сюжет. У картины интересная судьба. В 1928 г. в США, в небольшом городке Сан-Диего штата Калифорния, открывалась выставка «Художники национальных окраин Советской России». Она должна была показать не только многообразие художественных школ и авторских почерков, но и то, чего достигла новая Россия в эстетическом, художественном плане.

Выставка была огромной. Тем не менее на ней не затерялись художники из далекой Башкирии – А. Э. Тюлькин, А. П. Лежнев, К. С. Девлеткильдеев, М. Н. Елгаштина и В. С. Сыромятников. Картина Сыромятникова «Гости на женской половине» неизменно вызывала интерес не только экзотикой сюжета, но и художественным исполнением. Пресса, освещающая жизнь выставки в течение почти двух лет, не раз по-доброму отзывалась об этой работе, отмечая зоркий глаз автора и его «профессиональную руку».

Сюжет картины – гостеприимство башкирского дома. В старину мужчины и женщины угощались в разных местах дома. На женской половине – чай, чак-чак, сладости, улыбки, веселый «базар». Но и сосредоточенность, понимание важности момента. Хозяйка является как бы символом благополучия и достатка. Ненавязчивый фон из сложенных перин, подушек, шаршау смотрится дополнением к характеристике образа дома, тишины и мира. Мягкая гамма цвета, серо-голубые стены объединяют, обобщают композицию картины. В 1936 г. последний вариант этой картины был приобретен Башкирским художественным музеем им. М. В. Нестерова.

Интересно, что по работам Василия Степановича можно даже представить себе, чем жила страна в разные годы; художник очень чутко реагировал на изменения, происходившие в жизни молодой советской страны. В 30-е годы вместе с АХРРом он внимательно изучал и писал первые новостройки. Такие его работы, как «Баймакский золото-медный завод», «Прокатный цех Белорецкого завода», «Доменный цех» и другие документально отражали поворот к индустрии. Художник поэтически рассказывал о прозаических и вместе с тем исторически важных событиях. А затем появилась тема колхозного строительства. Возможно, это был социальный заказ. Мы знаем имена А. А. Пластова, В. П. Ефанова, С. В. Герасимова, наших классиков, в 30-е годы много писавших колхозы и колхозников. На периферии была та же картина. У нас в республике темой преобразований в сельской жизни интересовались и И. И. Урядов, и А. В. Храмов, и К. С. Девлеткильдеев. У Сыромятникова тема нового села нашла отражение в работах «Тракторист – ударник совхоза «Красная Башкирия», «Первая комбайнерка в совхозе «Красная Башкирия» или «Зернохранилище в совхозе», «Электростанция в совхозе».

Василий Сыромятников
Василий Сыромятников

Наверное, не было ни одного сколько-нибудь значительного события, в котором не участвовал бы Василий Степанович.

Участие в выставках, от республиканских до всероссийских, Василий Степанович считал для себя делом чести. Практически до 1975 г. не было ни одной выставки в Уфе, где бы он не показал свои работы. Пейзажи, натюрморты, интерьеры крестьянских домов привлекают своей наивной простотой, документальной точностью. Сегодня они смотрятся как отражение важной вехи в истории края, в истории искусства республики.

На выставках произведений художников автономных республик России в 1971 г. и зональной – «Урал социалистический» – в 1974 г. Сыромятников представил картины «Башкирский натюрморт», натюрморты «Башкирия» и «Башкирский мотив». Все они писаны маслом, выполнены технически прекрасно; как и во всех работах мастера, тщательность и материальная точность предметов говорили о знаниях исследователя.

Умер Василий Степанович в 1981 г. тихо, как и жил в последние годы, никого не беспокоя.

Когда я думаю о нем, мной овладевает чувство неловкости и даже боли: он мало получил, совсем не был знаменит, не имел никаких званий, пресса его не замечала. И это несправедливо.

Имя Сыромятникова не надо забывать. Он сделал для культуры Башкортостана много: разбудил интерес к национальному искусству, совершил подвиг первого собирателя. Василий Степанович Сыромятников оказывался в нужном месте в нужный час. Он создал прецедент, обозначил направление, необходимое для понимания истории культуры народа. Он был одним из первых живописцев, увековечивших природу и быт башкир.

Читайте нас: