Все новости
Культура
11 Марта 2022, 14:39

№3.2022. Варвара Заборцева. Зима по-нестеровски: встреча с одной картиной

Радость узнавания и радость знакомства – вот что может подарить посетителю музей. Размышления об этом навеяны коллекцией М. В. Нестерова в Уфе.

№3.2022. Варвара Заборцева. Зима по-нестеровски: встреча с одной картиной
№3.2022. Варвара Заборцева. Зима по-нестеровски: встреча с одной картиной

Варвара Ильинична Заборцева родилась 21 апреля 1999 года в пос. Пинега Архангельской области. Студентка магистратуры Санкт-Петербургской Академии художеств им. И. Репина, факультет теории и истории искусств, поэт. Стихи публиковались в журналах «Сибирские огни», «Юность», «Наш современник», статьи и интервью публиковались в журнале «Бельские просторы», в «Литературной газете» и газете «Литературная Россия». Живет в Санкт-Петербурге. 

Варвара Заборцева

Зима по-нестеровски: встреча с одной картиной

 

Радость узнавания и радость знакомства – вот что может подарить посетителю музей. Размышления об этом навеяны коллекцией М. В. Нестерова в Уфе.

В первом случае встреча с картиной напоминает встречу со старым другом, которого долгое время не видел, но порой всматривался в памятные фотографии, чтобы не забыть его образ. Друг неизбежно не совпадает с фото точь-в-точь, но всматриваешься в то самое, памятное и неизменное, и радуешься этому узнаванию. Так и с картиной, репродукцию которой разглядывал не раз, но наконец увидел вживую. Полотно может поразить форматом или фактурой, которые не передаст копия, но его суть, его существо тебе уже так близко и знакомо, что невольно улыбнешься.

Второй вариант – идти в музей вслепую и доверять интуиции. Она подскажет, какая встреча важна именно сейчас. Всматриваешься в незнакомые, но почему-то особенно любопытные для тебя детали, радуясь маленьким и большим открытиям.

 В ноябрьские переходные дни я встретила картину «Зимой в скиту». Коллекция Художественного музея им. М. В. Нестерова в Уфе была мне знакома, но с этой работой мы по-настоящему «увиделись» впервые.

Картина небольшого формата, но зиме на холсте удивительно просторно. При этом особая камерность работы настраивает на тишину и неспешные размышления. Привычно ведешь взгляд слева направо, повторяя маршруты заснеженных склонов. Рассмотрев очертания домов и деревьев, встречаешься с женской фигурой, которая на фоне массивных гор кажется хрупкой. Собранность и цельность отличают силуэт, выделяя его среди свободно написанного пейзажа.

В какой-то момент я будто осталась наедине с картиной. За полчаса до закрытия музея посетителей почти нет, а друзья на мгновение куда-то растворились. Пустой зал и бесконечные горы. Смотрю в темные глаза незнакомки с холста.

Трудно сказать, куда обращен взгляд девушки: то ли на пейзаж, уходящий вдаль, то ли вглубь тревожных размышлений. Именно ее глаза становятся центром композиции. Обрамленное черным платком и темными голыми деревьями, лицо загорается не только морозным румянцем, но и внутренним светом, концентрируя на себе все внимание зрителя. При этом нет ощущения замкнутости, художник оставляет простор для невидимого собеседника, которым может стать и зритель.

Внутренний драматизм картины построен на контрастах: вертикаль фигуры и горизонталь леса на другом берегу, холодные зимние краски и теплые оттенки красно-желтого, окружающие центральный образ, умиротворение гор и тревожность взгляда, простор и замкнутость. Эта противоречивость перекликается с внутренними переживаниями героини, которыми она безмолвно делится с природой, ищет в ней гармонию, тянется к вечному. 

Эта картина сродни поэзии, она раскрывает удивительно лирическое мироощущение живописца. Нестеров немногословен: краски напоминают точно подобранные эпитеты, тонко найденный ритм пейзажа подобен мелодии стиха. Рассматривая фрагменты картины снова и снова, открываешь в самом себе поводы к размышлению. Взять даже еле намеченный куст в левом нижнем углу: маленькая надежда на скорую весну или сама жизнь, пробивающаяся даже через самые безжалостные холода. Или другая деталь: при всей, казалось бы, искрящейся белизне зимнего пейзажа, чистым белым написана лишь тонкая березка, вторящая женскому силуэту. Так Нестеров ненавязчиво, но выделяет ее, сопоставляет с фигурой девушки, наделяя образ неокрепшего оголенного дерева символическим значением. 

Диалог прервал смотритель, осталось пять минут до закрытия музея. Поход в галерею порой стоит одной картины, если тебе удалось поговорить с ней о сокровенном и вечном. Уходя, купила открытку, чтобы увезти морозный образ с собой. Через пару дней волей судьбы оказалась в Успенском Свято-Георгиевском мужском монастыре «Святые Кустики» под Уфой. Пошел первый, но такой смелый снег, что после службы наступила настоящая зима. Удивительно, между нестеровской зимой и нынешней больше ста лет, но белые склоны по-прежнему дарят тишину и свет.

Автор:
Читайте нас: