+36 °С
Ясно
Все новости
Культура
18 Июня , 12:57

№6.2021. Валентина Сорокина. Образ Мифтахетдина Акмуллы в изобразительном искусстве Республики Башкортостан

Валентина Мефодьевна Сорокина родилась 9 апреля 1940 года в Уфе. Искусствовед. Автор ряда монографических изданий о творчестве художников Башкирии, многочисленных публикаций в энциклопедиях, российской, республиканской прессе. Член Союза художников. Заслуженный работник культуры РБ.

Валентина Мефодьевна Сорокина родилась 9 апреля 1940 года в Уфе. Искусствовед. Автор ряда монографических изданий о творчестве художников Башкирии, многочисленных публикаций в энциклопедиях, российской, республиканской прессе. Член Союза художников. Заслуженный работник культуры РБ
Образ Мифтахетдина Акмуллы в изобразительном искусстве Республики Башкортостан
«Того, кто жил достойно, помнят много лет», – эти строки Мифтахетдина Акмуллы оказались пророческими. Из поколения в поколение переходит слава о добрых делах, творениях замечательного поэта, просветителя, гуманиста, оказавшего большое влияние на формирование башкирской поэзии и культуры.
Дань памяти этой легендарной личности отдают и художники Башкортостана, образ Акмуллы нашёл отражение в различных видах изобразительного искусства – в живописи, графике, скульптуре.
Начало этому обширному циклу было положено народным художником Республики Башкортостан Зильфатом Рауфовичем Басыровым (1927–2000). В 1980 году в его мастерской уже стоял начатый бюст поэта, который автор задумал выполнить в дереве. О дальнейшем он рассказал в своей рукописи: «Февраль 1981 года. Получил партийное задание… Меня вызывают и говорят, что в Мияки отправляется научная экспедиция по Акмулле и что я в её составе… А на дворе бурная весна. Апрель. Мы – в Мияках. Дальше – Туксанбаево – родная деревня поэта… Знакомимся с жителями деревни. Они очень доброжелательны. Я щёлкаю фотоаппаратом, записываю, обращаю внимание на лица жителей, их особенности. Ищу типаж… Каждый из жителей пытался нам помочь. Разговоров было много: о предстоящем юбилее Акмуллы, о подготовке к нему, о севе, о животных и снова – об Акмулле. Но о чём бы мы ни говорили, Акмулла как будто был с нами. А мне уже не терпелось начать работу…»[1].
С вдохновением Зильфат Рауфович вновь взялся за начатый бюст, но ему было дано срочное задание: для книги Акмуллы, которая готовилась к изданию, нужен был графический портрет поэта. «За неделю я сделал 14 вариантов – 14 рисунков размером 80х60 сантиметров. И никому не показывал. Отложил в сторону, а накануне приёма комиссией сделал ещё один…»[2].
Именно он и был принят комиссией, воспроизведён в книге, а оригинал поступил в фонды Башкирского художественного музея имени М. В. Нестерова. Исполненный углем и мелом на картоне рисунок воспроизводит облик уже немолодого Акмуллы с правильными чертами лица, в котором запечатлены пережитые трудности и тревоги, выпавшие ему в жизни. Но не погас свет мудрости и доброты в его взгляде, в плотно сомкнутых губах – выражение внутренней собранности и силы. По-скульптурному чёткие линии и формы рисунка ещё более подчёркивают эти черты характера героя.
Размышляя о различных сторонах деятельности своего героя, Басыров писал в воспоминаниях: «…Акмулла не сидел на одном месте, а кочевал и учил детей. Он был не просто поэтом. Он был просветителем. Точно, он – поэт-просветитель и заступник народа»[3].
Это авторское восприятие определило содержание и станковой скульптуры, созданной в 1983 году, – «Акмулла. Отдых в пути» (бронза). Она обладает такой убедительностью, словно автор подсмотрел один из моментов в жизни своего героя. Эта небольшая по размеру композиция изображает Акмуллу, присевшего отдохнуть после долгого пути. Она решена таким образом, что мы чувствуем: скоро кончится короткий момент отдыха, и поэт вновь отправится в путь, чтобы продолжить своё благородное, нужное дело. Вместе с тем в жесте его руки, держащей книгу, в выражении лица передано состояние внутренней сосредоточенности, размышления. Образ Акмуллы в данной работе З. Р. Басырова окрашен особой теплотой и лиризмом.
В последующие годы Зильфат Рауфович создал ещё несколько произведений, посвящённых башкирскому просветителю. В 1990 году он закончил работу над «Портретом Акмуллы», который был начат им ещё в 1980 году (дерево). Здесь герой скульптора более молод. Выражение его лица с благородными чертами, проницательный взгляд передают характер человека мудрого, обладающего сильным духом. Энергичный разворот головы Акмуллы, моделировка его лица со слегка сглаженной фактурой и контрастирующая с ним рельефная резьба дерева на фигуре и шапке определяют внутреннюю динамику композиции. Монументальные размеры портрета – две натурных величины – придают ему поистине героическое звучание
В 1992 году в селе Туксанбаево Миякинского района Республики Башкортостан им был установлен памятник-бюст Мифтахетдина Акмуллы, здесь же в музее поэта хранятся исполненные в единственном экземпляре настольная статуэтка, памятная медаль и значок.
В 1993 году скульптор, отдавший много сил и вдохновения созданию художественного образа башкирского поэта-просветителя, был удостоен Премии имени Акмуллы.
Коль скоро мы говорим о пластике, необходимо сказать ещё об одном произведении, которое представляет образец монументальной скульптуры, также посвященный нашему герою. Это памятник М. Акмулле, установленный в сквере у здания Башкирского педагогического университета на улице Октябрьской революции, с 2006 года носящего имя поэта-просветителя. Его авторы – скульптор Владимир Александрович Дворник (1972–2021) и архитектор Дамир Мусаевич Магасумов (род. в 1963 г.).
В 2006 году к 175-летнему юбилею поэта-просветителя Министерством культуры РБ был объявлен конкурс на создание в Уфе памятника сэсэну, на который было представлено 16 моделей. В результате была отобран эскиз указанных авторов. Два года шла работа по изготовлению рабочей модели, форм, отливки бронзовых фигур, подбору и обработке гранитных камней, вошедших в композицию памятника. 10 октября 2008 года он был открыт.
О своём замысле Владимир Дворник рассказал: «Идея памятника состоит в том, что после долгой дороги Акмулла приходит в селение. Там он видит родник и направляется к прохладному источнику, чтобы утолить жажду и отдохнуть после утомительного пути. В это время к нему подходят мальчик и девочка. Акмулла достаёт книгу и начинает рассказ, а дети внимательно слушают просветителя. Чтобы точно воспроизвести этот момент, мы посадили у памятника ивы и сделали родник»[4].
Авторы замечательно воплотили свой замысел. Умелая архитектурная разработка композиции позволила органично вписать её в пространство, она соразмерна с ним, со зрителем и подчёркивает характер памятника, лишённого помпезности и, напротив, наполненного искренностью и теплотой. Владимир Дворник – скульптор, обладавший крепким реалистическим мастерством. Содержание этого монументального произведения он сумел воплотить в психологическом раскрытии образов, в расположении фигур и в ясной, гармоничной пластике форм. Всё в облике главного героя – в его позе, развороте фигуры и выражении лица подчёркивает его значимость, благородство и мудрость. Непосредственны позы детей, слушающих просветителя, правдиво передан их национальный облик. Тонкие ветви молодых ив и тихое журчание воды у ног Акмуллы как своеобразные акценты, окрашивающие произведение лирическими нотами.
В 2010 году Владимир Геннадьевич Лобанов (род. в 1959 г.) принял участие в симпозиуме на темы башкирского эпоса и истории, организованном Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы, и создал композицию «Акмулла», отлитую в бетоне. Сейчас она украшает внутренний дворик университета. В постановке фигуры просветителя, чуть наклоненной влево, словно сопротивляющейся налетевшему порыву ветра, в жесте его руки, прижимающей к груди книгу, в сосредоточенном выражении его лица мастеру удалось создать образ духовной личности, передать ощущение незащищённости Акмуллы перед грядущими драматическими обстоятельствами судьбы. Лаконичная чёткая пластика скульптуры подчёркивает состояние внутренней собранности героя, силу его духа.
Обратимся к живописным работам башкирских мастеров, воспроизводящим образ башкирского просветителя. Первым серьёзным произведением этого вида изобразительного искусства стало полотно заслуженного художника Республики Башкортостан Урала Гумеровича Мухаметшина (1953–2017) «Акмулла» (холст, масло), исполненное в 1988 году. Автору свойственно проникновенное отношение к истории и жизни родного края, воспринятое им ещё от отца, скульптора и педагога Гумера Идиятовича Мухаметшина, создавшего серию скульптурных портретов и графических композиций, посвящённых основоположникам духовной культуры башкир.
Работа Урала Гумеровича стала классикой башкирского искусства, столь значителен в ней духовный, образный накал и мастерство живописца. На высокой ноте вдохновения звучат в портрете размышления автора о духовной силе и красоте башкирского народа. Монументальная композиция с эпической панорамой гор, неба подчёркивает величие фигуры Акмуллы, выдвинутой на первый план холста. Выразительна психологическая характеристика образа. Она подчёркивает аскетизм натуры героя, его всепоглощающую готовность идти к людям, нести им идеи просветительства и добра. В чертах и выражении его лица угадывается натура внутренне сильного, мудрого человека. Светлый нимб облаков над его головой, ясная голубизна неба – метафора внутренней просветлённости, духовной чистоты образа. Уникальный характер произведению придаёт гармоническая слаженность композиции и колорита, совершенство рисунка. Они составляют основу его художественной выразительности.
Отмечая юбилейную дату – 175-летие Мифтахетдина Акмуллы, в 2006 году Министерство культуры и Союз художников республики провели конкурсную выставку, которая вызвала появление ряда новых интересных произведений, посвящённых поэту и мыслителю. Лучшие из них были приобретены для собрания Башкирского художественного музея им. М. В. Нестерова
Среди них – работа заслуженного художника РБ, лауреата премии имени Кима Ахмедьянова Рината Юморовича Атауллина (род. в 1959 г.) «Акмулла» (2006, холст, масло). Художник давно зарекомендовал себя как приверженец тем национальной истории, жизни. Его полотна всегда отличает немногословность, неподдельная искренность, убедительность, основанная на его знании и понимании народных традиций, быта. Эти качества присущи и данной его картине. Она свидетельствует о проникновении автора в суть образа героя, который всегда был близок к жизни родного края. Он удачно решает сюжетную завязку холста, показав поэта едущим в простой повозке на фоне едва очерченных вдали холмов и неба.
В этом состояла жизнь и деятельность Акмуллы – переезжая из одного селения или яйляу в другое, он нёс людям знание и просвещение. Р. Ю. Атауллин выявляет в герое характер человека, наделённого умом, вдумчивой и мудрой натурой. Внимательно рисует он его лицо с аскетическими чертами, проникновенным взглядом. Тщательный рисунок, сдержанно-благородная гамма серебристо-охристых тонов картины – всё во имя воплощения духовного содержания полотна.
Достойный вклад в цикл живописных произведений, посвящённых башкирскому просветителю, внёс и создатель картины «Мудрец» (2006, холст, масло) Риф Асхатович Шарифуллин (1951–2010). Она решена лаконично: в ней всего лишь два «героя» – колесо повозки и бессильно опирающийся на него старец с кровавой раной на голове, из рук которого выпала книга. Автор умело избегает иллюстративности в трактовке темы, прибегая к языку метафоры. Он передаёт драматизм судьбы Мифтахетдина Акмуллы, трагически погибшего от рук наёмного убийцы. Колесо в картине – аллегория той многострадальной жизни, которую довелось пережить герою. Немногословность цветовой гаммы, построенной на сочетании сурово-холодных красок, своеобразная, несколько «колючая» манера мазка, ритма выступают в созвучии с содержанием полотна, а проступающие по фону голубые краски привносят в него жизненное начало.
Это полотно после выставки поступило в фонд нестеровского музея, как и отмеченная премий жюри работа заслуженного художника РБ, лауреата Государственной республиканской премии имени Шайхзады Бабича Амира Минивалиевича Мазитова (род. в 1968 г.) «Сон поэта» (2005–2006, холст, масло), ставшая одной из частей показанного на выставке диптиха «Акмулла».
Это типичное для художника произведение, отражающее его философию, построенную на глубоком осмыслении основ духовности, мироздания. Его картины – это притчи, герои которых воплощают авторские размышления вселенского масштаба. Своеобразно их решение, замысел автора раскрывается в них через внимательное прочтение метафорических деталей. Его «Сон поэта» воспринимается как монументальная фреска, в которой мощно звучат цвет и обобщённые формы. Образ Акмуллы воспринят автором как воплощение духовной силы и вдохновения, чьи помыслы сливаются с первородной космической чистотой.
Вторая часть диптиха «Разговор с небожителями» (2006, холст, масло) представляет слитые в единую картину земное бытие и мир космоса. Здесь человек, умудрённый опытом жизни или молодой, устремлён своими помыслами к высшему, к создателю, как мерилу духовности и благочестия. Это наполненное сиянием лазурно-голубых, сиренево-розовых красок полотно воспринимается как аллегория извечного стремления человека к познанию, моральному совершенствованию, что лежало в основе воззрений Мифтахетдина Акмуллы. Работа являет новое слово в трактовке его образа, многозначная поэтика художника отображает его современное мироощущение.
На конкурсной выставке премией также была отмечена картина заслуженного художника РБ, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева Рафаэля Рашитовича Кадырова (род. в 1957 г.) «В вечность» (2006, холст, масло). В ней образ башкирского просветителя и поэта трактуется как канонический образ мудреца, несущего людям знание, добро. Художник размышляет: «Дух есть там, где есть душа, а душу видно по лику (лицу), поэтому я уделяю много внимания лицам своих героев»[5]. Именно лик Акмуллы, овеянный дыханием святости, предстаёт в картине Рафаэля Кадырова. Натура в этом произведении обретает символический смысл, воплощающий мысли и чувства автора, отсюда идёт его своеобразная стилистика. Утончённость плавных линий созвучна духовному состоянию героя, выраженному столь же ярко в колористическом решении полотна. Его светоносная гамма золотистых тонов в сочетании с проблесками сине-голубых мазков подчёркивает внутреннюю чистоту и одухотворённость образа.
Картина Р. Р. Кадырова «В вечность» является частью диптиха «Акмулла», вторую часть которого «В путь» (2005–2006, холст, масло) художник передал в дар нестеровскому музею. Художник рассказал о своём замысле: «Мне важно было передать ценность духовных отношений, которые будут причастны любой эпохе. Я хотел бы, чтобы моя картина на простой сюжет заключала бы в себе глубокий смысл, могла стать символом заботы и участия старшего поколения в формировании души ребёнка»[6].
Картина является логическим продолжением первого полотна «В вечность», так как в ней проводится мысль о духовной связи поколений, преемственности традиций. Автор представляет зрителю трогательную сцену: бабушка напутствует своего внука, который широко открытыми глазами смотрит на мир.
Вновь перед нами возникает знакомая мягкая пластика и светлые тона в обрисовке фигур, но фон погружён в тёмную бездну, он вызывает тревожные ассоциации. Это метафорический ход автора, показывающего, что силой своей мудрости и опыта старшее поколение защищает потомков от будущих тревог и бед.
Образу башкирского просветителя мастера изобразительного искусства республики посвятили ряд портретных работ. Стремление к созданию конкретно- психологического образа мудреца очевидно в работе «Акмулла» (2006, холст, масло) заслуженного художника Республики Башкортостан, заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан Вакиля Гилемовича Шайхетдинова (род. в 1951 г.). Светлый, праведный учитель, так звучит имя «Акмулла». Именно это определяет содержание полотна, исполненного в гамме серебристых тонов. В его нижней части – погрудное изображение молодого Акмуллы в белой чалме с чётко нарисованными благородными чертами лица и проницательным взглядом. А над ним в лёгких облаках парит фигура Ливийской Сивиллы, прорицательницы, олицетворяющей мудрость и красоту[7]. Она словно вписывает в скрижали времени и веков значимость тех идей, которые проповедовал Учитель.
Своё видение образа сэсэна представляет заслуженный художник РБ Рашит Султанович Хабиров (род. в 1953 г.) в портретной композиции «Мифтахетдин Акмулла. Вдохновение» (2006, холст, масло). Замечательный мастер реалистического искусства, он с совершенством рисунка и живописи пишет это полотно, в котором есть прочувствованность образа, тем не менее излишне идеализированного автором. Напротив, живописец Рамиль Зарагатович Мигранов (род. в 1957 г.) в портрете «Акмулла» (2005, холст, масло) придаёт ему несколько обытовлённый характер, показывая героя в будничной позе и обстановке. Могли быть в жизни Акмуллы подобные минуты, но всё-таки значимость произведения снижает односторонняя трактовка образа.
Большей выразительностью обладает написанная по впечатлению от поездки на родину просветителя пейзажная композиция Р. Мигранова «На родине Акмуллы» (2006, холст, масло). Она убедительна по образной, эмоциональной силе, так как автор сумел передать характер уральской природы с её величественными холмами и уютно расположившимися у их подножья деревенскими домами. Цветовая, пластическая ритмика пейзажа, с одной стороны, исполнена драматического напряжения и вместе с тем она передаёт ощущение жизнеутверждающей силы. «Земля батыров» – таким названием Мигранов объединил эти два полотна, показывающие земную и духовную силу родного края.
Образ М. Акмуллы нашёл интересное отражение и в графических работах башкирских мастеров. Стремление к раскрытию его многогранной деятельности обусловило обращение ряда авторов к созданию серий произведений.
Крупнейший мастер современной башкирской графики, заслуженный художник РФ и РБ, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева Камиль Губаевич Губайдуллин (1949–2017) стал автором цикла из пяти листов «Жизнь поэта» (2006, офорт, раскраска). Его обращение к этой теме не случайно. Она созвучна глубокой и мудрой авторской позиции по отношению к истории и жизни родного народа. В основе своей серии, над которой Камиль Губаевич работал более года, лежит его богатый творческий и жизненный опыт, которым он щедро делится со зрителями.
Открывает серию лист «Уроки Акмуллы», в который художник вместил многое: на небе проносятся планеты, а на земле с расположившимися на ней юртами проходит своя жизнь. Крупным планом – знаменитая телега учителя, на которой сидят дети-ученики и рядом он сам, читающий свои стихи. Полуфигура молящейся женщины с одной стороны композиции и башкирка с младенцем – с другой. Каждая деталь здесь несёт здесь глубокий символический, философский смысл. Проходят времена и эпохи, но вечным остаётся стремление людей к духовности, сохранению национальных традиций.
Второй лист серии – «Утро поэта» показывает момент творческого уединения героя, погружённого в творческий процесс. Большой мастер знает, как изобразительными средствами донести до зрителя свой замысел. Изящной игрой арабескового орнамента на резной двери и скатерти около фигуры поэта он словно олицетворяет вдохновенный ход его мыслей, а простирающийся вдаль холмистый пейзаж за его фигурой – метафора той широты и глубины, которая была заложена в творениях Акмуллы.
В названии следующей композиции «Посвящение исчезнувшей рукописи» заложено её содержание. Решение этой работы предельно лаконично. Из вековых наслоений земли и песка возникает книжный том старой рукописи, и, глядя на этот лист, невольно вспоминаешь, что «рукописи не горят».
Темой следующего листа «На берегах Невы» послужила иная сюжетная завязка – пребывание Акмуллы в Санкт-Петербурге, куда его привёз покровительствующий ему казахский генерал, чтобы испросить у Александра II амнистию для сэсэна. Удивительно умение К. Губайдуллина и этому листу придать прежде всего образную окраску. Он строг в выборе деталей: суровые крепостные стены, холодные воды Невы, навевающие тревожное настроение. Они вызывают в душе поэта Акмуллы яркие эмоции, в порыве которых он произносит свои новые стихи, а ветер уносит их в доселе неизвестное ему пространство.
Мужественен и сдержан язык последней композиции серии «На озере Тургояк», создающий не менее вдохновенный образ поэта-сэсэна. Вдохновителем и героем его творений всегда была родная земля, Урал, потому художник столь внимательно изображает пейзажный фон с величавыми вереницами холмов, прозрачными водами озёра. Задумчиво лицо Акмуллы, в руках у него курай, он словно прислушивается к рождающейся в душе мелодии.
Серия графических работ Камиля Губайдуллина «Жизнь поэта» говорит о тщательном постижении автором документального материала, при этом самое главное то, что он создаёт свою драматургию, воплощённую собственным изобразительным языком. Листы отличает точность выразительных средств, образная глубина каждой сцены, их мощная пластика линий и форм, умение автора проникновенно воспроизвести характер героев, особенности их национального облика.
Хотелось бы отметить, что работы необычайно сложны по техническому исполнению. Гравюры выполнены не на меди, как это бывает чаще, а на стали, которая трудно поддаётся обработке. Тем не менее работы богаты по фактуре, которую мастер усложняет, применяя в офорте многократное травление печатной формы, различные технические приёмы – мягкий лак, травлёный штрих, выглаживание. Он обогащает тональное решение традиционного чёрно-белого офорта, вводя в него цвет. Ювелирно тонко выполнена их раскраска акварелью.
Сила их образного обобщения, психологизма, глубина философских размышлений о творческой судьбе М. Акмуллы, выразительность ёмкого изобразительного языка серии листов К. Губайдуллина были высоко оценены жюри прошедшей в 2006 году конкурсной выставки, присудившей ему первую премию в номинации «Графика».
Второго места был удостоен также известный мастер современного эстампа, заслуженный художник РФ и РБ Алексей Григорьевич Королевский (1941–2013). Его портретная композиция «Мифтахетдин Акмулла» (2006, гравюра на пластике) создаёт убедительный образ просветителя. Это естественный успех художника, посвятившего Башкортостану, его историческим деятелям множество произведений в станковой и иллюстративной графике. Опыт мастера позволяет ему, имея в арсенале два цвета – чёрный и белый, через богатую игру штрихов и плоскостей донести до зрителя лирико-драматический пафос произведения.
Триптих «Акмулла» (2006, линогравюра) заслуженного художника РБ, лауреата премии Комсомола Башкирии имени Г. Саляма Талгата Хасановича Масалимова (род. в 1958 г.) отражает характерную тенденцию ряда башкирских мастеров – стремление выразить своё понимание предназначения человека на земле, превосходство его духовного облика над физическим. Потому не случайно центром трёхчастной композиции, куда входят и боковые части «Сэсэн» и «Философ», художник делает лист «Мугаллим», повествующий о главном в жизни человека – служении долгу, людям. Работы Т. Х. Масалимова – это поэтическое повествование, основанное на выразительности стилизованной формы, мелодичности свободно льющейся линии. Взятый за основу жёлто-охристый цвет бумаги смягчает звучание чёрных штрихов линогравюры, усиливает их теплоту. В произведениях Т. Х. Масалимов создаёт свою реальность, в которой немногословные детали символичны и метафоричны.
К форме графического триптиха обращается и заслуженный художник РБ Фаниль Сафуанович Шаймухаметов (род. в 1957 г.). В отличие от предыдущих авторов он строит свои композиции на развитии сюжетного начала, изображая знакомые каждому башкирскому жителю бытовые сцены и пейзажные мотивы. Так, левая часть триптиха «Сенокосная пора» изображает отдыхающего в тени дерева косаря на фоне вольных просторов лугов, перелесков и дальних холмов. Столь же величественный пейзаж служит фоном в композиции правой части «Утро над Туксунбай», где на первом плане изображена хлопочущая по хозяйству башкирка. Знакомый пейзаж с разливами рек, вереницами гор, уютной деревушкой с мечетью видим мы и в центральной части серии «Башкиры, всем нужно просвещенье…». Над всем этим высится фигура Акмуллы, это его мир, его край, которому он отдаёт чаяния своей души. Из его руки слетают листы со стихами, словно семена просвещенья они падают, чтобы прорасти на родной земле.
Эти работы отличает стремление художника показать неразрывную слитность Акмуллы с родной землей, которую и сам автор любит, и хорошо зная жизнь людей на ней, показывает её традиционное течение и непредвзятую красоту. Язык наивного искусства, избранный Ф. С. Шаймухаметовым, ещё больше подчёркивает искренность и теплоту интонаций художника, которыми наполнены все листы серии.
Особняком среди других работ стоит серия рисунков заслуженного художника РБ Салавата Мухаметовича Гилязетдинова (род. в 1959 г.) «Семь лун Акмуллы» (2006, бумага, карандаш). Выполненные в беглой штриховой манере, они рисуют отдельные сцены жизни поэта: «Жажда», «Молитва», «Дорога», «Ожидание», «Раздумья», «Ах, Акмулла, Акмулла», «Свидание». Тонкие рисунки, отдельные – с тёплым юмором, воплощают просветлённую поэтику автора, ассоциирующуюся с настроением, мыслями и делами поэта.
Все названные мастера своими произведениями вносят свой вклад в сохранение незабвенной памяти о сэсэне, просветителе-гуманисте Мифтахетдине Акмулле.
[1] Зильфат Басыров. Лики людей – лики времени / Авт. вступ. статьи, сост. каталога и разделов Евсеева С. В. – Уфа: Автор, 1998. – С. 14.
[2] Там же. С. 15.
[3] Там же. С. 15.
[4] Альфия Тимермакова. В Уфе поставили памятник Акмулле // Аргументы и Факты, 15 октября 2008 г.
[5] Рафаэль Кадыров. Живопись, графика: Альбом. – Уфа: Информреклама, 2008. – С. 44.
[6] Там же. С. 53
[7] В. Г. Шайхетдинов в данном случае использует римейк фрагмента росписи Сикстинской капеллы в Ватикане (Рим), исполненной Микеланджело в 1508–1512 годах.