-6 °С
Снег
Все новости
Культура
23 Марта 2020, 14:47

№3.2020. Татьяна Семенюк. «Взгляд художника». О выставке Расимы Салиховой

Татьяна Семенюк, редактор отдела культуры журнала "Бельские просторы" «Взгляд художника» В феврале этого года в Малом выставочном зале Союза художников Башкортостана состоялась первая персональная выставка художника Расимы Салиховой. Персональная выставка – это всегда своего рода откровенный разговор художника со зрителем, в котором автор сам определяет тему и интонацию беседы. Название первой персональной выставки Расимы Салиховой «Взгляд художника», на мой взгляд, очень удачно объединило работы, представленные на экспозиции.

Татьяна Семенюк, редактор отдела культуры журнала "Бельские просторы"

«Взгляд художника»
В феврале этого года в Малом выставочном зале Союза художников Башкортостана состоялась первая персональная выставка художника Расимы Салиховой.
Персональная выставка – это всегда своего рода откровенный разговор художника со зрителем, в котором автор сам определяет тему и интонацию беседы. Название первой персональной выставки Расимы Салиховой «Взгляд художника», на мой взгляд, очень удачно объединило работы, представленные на экспозиции. Картины, выполненные в разных техниках и жанрах – акварель и масляная живопись, графические материалы и текстиль – связывают не только крепкий академический рисунок и смелая цветовая гамма, но и необыкновенная лиричность и поэтичность.
Особое место в творчестве Расимы Салиховой занимает натюрморт. Ее любимые предметы – цветы и плоды. Художница увлекает зрителей в завораживающий мир форм и красок, игры света и тени. Всё в её картинах – и буйство цвета, потеки пятен, просветы и другие акварельные эффекты работают на создание образа, передающего мощь, и в то же время хрупкость, временность всего живого.
Сама художница признается, что часто берется за кисть, чтобы запечатлеть красоту преходящего момента. Так появились работы «Тыквы», «Арбуз», «Лилии» и многие другие. Её картины это прежде всего передача впечатлений от ароматов цветов, шелеста дождя, прикосновений к бархату слив… Акварели Расимы Салиховой поэтичны, они дарят зрителям покой и умиротворение, столь необходимые жителю современного мегаполиса.
Сюжеты для картин приносит сама жизнь. На улице, в транспорте художница прежде всего замечает интересные сочетания цветов, необычные композиции. Даже обычная поездка в автобусе, расстановка пассажиров, их позы, игра света и цвета – дарит идеи и сюжеты для новых работ. Хотя, по мнению Расимы Салиховой, способность почувствовать красоту мгновения, выхватить их хаоса нотки гармонии, дорастить их до симфонии, соединив рассыпающиеся фрагменты в мир, наполненный красотой и уютом, – призвание каждой женщины.
Этой объединяющей, лежащей в основе всего живого роли женщины-матери, богине домашнего очага, посвящены листы «Помощницы», «Приданое». В их основе биографии родных художницы. Вот бабушка Мукарама, шьет вместе со своими дочерями из лоскутков дорожку. И пусть младшенькая Марьям еще в колыбели, а на ее месте пока торжественно восседает кошка – все персонажи связаны единым созидательным делом. А в аллегорическом смысле это уже сама языческая богиня, прародительница, ткет полотно жизни, в котором будут и Доля, и Недоля, полотно, которое соединит прошлое, настоящее и будущее в единую непрерывную ткань земного повествования.
Лист «Приданое», главным действующим лицом которого стала мама художницы, по композиционному решению близок «Помощницам» – героиня также помещена в центральную верхнюю часть работы. Из-под ее рук выходят чудесные цветы, которые превращаются в райский сад, и вот перед нами уже сама богиня женского творческого созидательного труда, которая заряжает мир своей доброй положительной энергетикой.
Давно известно, что рукоделие ведет к внутренней гармонии, настраивает на мир и лад. Изделия, созданные своими руками, оживляют дом, наполняя его индивидуальностью, любовью и теплом. И совсем неслучайно, что Расима Салихова со временем тоже пришла к работе с текстилем.
Р. Салихова окончила УГИИ им. Исмагилова по специальности художник театрально-декорационной живописи, и хотя в театре ей поработать не удалось, интерес к тканям, костюмам был всегда. Наша героиня реализовывала его в создании собственного образа и интерьера дома. Большую часть своего гардероба Расима создает сама. По её мнению, одежда – это невербальный язык общения с миром. «Тем более, что я преподаю в художественной гимназии им. Касима Давлеткильдеева и на меня смотрят ученики. Важно не только, что ты говоришь, но и как ты выглядишь».
Переход к пэчворку в этой связи вполне закономерен. Пэчворк дословно означает «работа из лоскута». Сама художница определяет свой стиль как текстильную живопись. А на вопрос, почему в этой области почти нет мужчин, отвечает, что работа с тканями требует терпения, кропотливости, усидчивости – в общем, всех тех качеств, которыми женщины от природы одарены больше. Мне же кажется, что способность из лоскутков, обрывков старых вещей, с несовместимой, на первый взгляд, фактурой создать нечто новое – это особенность женского подхода к миру.
В новых картинах художницы, несмотря на специфику техники, присутствуют цветовые и графические образы, которые рождают у зрителя свой ассоциативный ряд. Например, в цикле работ «Ангелы» – плавность линий, кругообразная композиция, законченность форм – отсылают нас к русской иконографии. Все лоскутки связаны единым ритмом, движением в круге – все олицетворяет гармонию и умиротворенность. В том же духе решена композиция работы «Птица счастья» – та же плавность линий, гармоничность и уравновешенность деталей.
По признанию Расимы Салиховой, художник решивший работать с текстилем должен ощущать внутреннюю энергетику ткани, мелодику цвета, его гамму и интенсивность. А пэчворк интересен еще и потому, что каждый лоскуток имеет свою историю, за каждым судьба людей, которые его создавали, красили, придумывали рисунок. Так, например, в работе «Птица счастья» в качестве аппликации использована вышивка гладью, которую когда-то делала мама художницы.
Продумывание композиции из текстиля занимает много времени. Созданию картины предшествует огромная подготовительная работа – выбор темы, подбор материалов, создание нескольких эскизов, строгий учет того, что будет происходить с каждым лоскутком при шитье, утюжке… И как завершающий аккорд – создание самого произведения. «Нужно дождаться, когда дома никого не будет, и ничто не будет отвлекать, настроиться на особый лад и под стук машинки войти в особое состояние в какое впадают при медитации», – так описывает процесс создания картины сама автор. Хотя и признается, что полное погружение в творчество могут позволить себе немногие: обычно женщина творит на бегу, между готовкой, уборкой и решением множества других бытовых проблем. «Если честно, – признается Расима, – время для себя, для творчества появилось совсем недавно, когда вырос сын, чуть-чуть обустроился быт».
За эти несколько лет художница успела добиться многого: создала несколько десятков работ в различных техниках, участвовала в республиканских, региональных и всероссийских выставках, получила звание «Учитель года»… А впереди новые планы и дороги, новые открытия и свершения.