Ирина Николаевна Оськина – искусствовед, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный деятель искусств РБ, эксперт по художественным ценностям, куратор и член жюри международной триеннале печатной графики «URAL PRINT TRIENNIAL».
Ирина Оськина
ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ГРАФИКУ?
«Офорт», «ксилография», «линогравюра», «литография», «акватинта», «меццо-тинто» – для любителей и ценителей графического искусства слова эти звучат музыкой, а для иных людей и сама печатная графика закрыта для понимания. Графическое печатное искусство обладает специфическим изобразительным языком, возможно, иногда менее привычным и понятным рядовому зрителю, нежели язык живописи. Графика предполагает большую вовлеченность зрителя в процесс её восприятия, пробуждая его воображение, – ведь язык этого искусства условен даже в традиционных реалистических композициях. Здесь линии, штрихи и пятна лишь намекают на формы, объемы и тени, а белизна листа – на пространство. Стремление к реальности воссоздания предметов (их объемности, фактуры поверхностей) в графике, как правило, отсутствует. Додумать, представить реальными это пространство и эти формы зритель должен сам. Искусство частых обобщений и символов, графика требует от зрителя умения читать смысловые тексты за условностью слагаемых ее языка. Однако понимающие зрители (а среди таких есть и коллекционеры графики), от выставки к выставке наработавшие опыт насмотренности, на графических экспозициях задерживаются подолгу, наслаждаясь не только художественными образами, но и эстетикой линий, штрихов, мастерством авторов.
Конечный продукт работы художника-графика – это эстамп (отпечаток), полученный на бумаге с заранее подготовленной пластины, материалом для которой могут служить металл, дерево, линолеум, пластик или специальный камень. В зависимости от материала пластины и способа получения на ней изобразительного материала графику и разделяют на «техники графики» – вот как раз на те самые «офорт», «литографию», «ксилографию», «меццо-тинто» и т.д. На такой пластине-форме (специалисты чаще называют пластину «доской» вне зависимости от ее материала) автор особым способом – специальными резцами, иглой, рулетами гравирует (а в офорте потом еще и вытравливает кислотой) изображение, создавая образы, сюжеты или передавая свои идеи в абстрактной композиции. Работа непростая, кропотливая, исправлений не терпит, а от автора требует большого технического опыта. От этого-то наработанного авторского опыта порой напрямую и зависит эстетика графического листа.
В середине двадцатого века появляются первые регулярные международные конкурсные выставки печатной графики – биеннале (выставка, проводимая раз в два года) и триеннале (один раз в три года). Начавшееся в одной-двух европейских странах мира движение биеннале сегодня охватывает десятки стран на всех континентах. Графика становится международным языком общения, представляя зрителю в визуальных образах культуру разных народов.
В целом триеннале 2019 года состояла из ряда графических выставок. В Малом выставочном зале Союза художников работала экспозиция «Башкирская графика», собравшая произведения наших мастеров, в художественной галерее «АРТ-эксперт» были открыты три персональные мини-выставки известных графиков – членов международного независимого жюри триеннале – «Наследие мира» Айка Григоряна (Армения-Испания), «Архитектурный альбом» Владимира Зуева (Россия) и «Сталкер» Романа Сустова (Белоруссия). Основная же конкурсная экспозиция триеннале была представлена в залах первого и второго этажей художественного музея. В конкурсной части проекта приняли участие 213 авторов из 44 стран: Австрия, Аргентина, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Греция, Германия, Израиль, Индия, Италия, Испания, Иран, Ирландия, Канада, Китай, Колумбия, Корея, Латвия, Македония, Нидерланды, Мексика, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Тайвань, Тайланд, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция, Эстония, Япония. Всего на конкурс было прислано 789 произведений, к участию в экспозиции прошли 488. По условиям конкурса вся графика, участвующая в экспозиции, по окончании выставки остаётся в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова. Собранные произведения разнообразны по техникам, стилистике, жанрам и темам. Они отлично демонстрируют картину развития не только графических печатных техник за последнюю четверть века, но и художественных направлений в современном изобразительном искусстве.
В составе участников нашего проекта всегда немало известных графиков и звёзд международного уровня. В нынешнем конкурсе это Ги Ланжевен и Дебора Чапман (Канада), Анн-Кристин Каллстрём (Швеция), Мартин Манойлин (Чехия), Михаил Верхоланцев (Россия), Вера Станишевская и Эве Ээсмаа (Эстония), Александру Якабаци (Румыния), Петер Коцак (Словакия) и многие другие.
В экспозиции «URAL PRINT TRIENNIAL – 2019» можно было встретить и немало имен тех, кто участвовал в проекте уже не впервые. С 2001 года знаком уфимскому зрителю, интересующемуся графикой, Ярослав Новак (Польша), с 2004 года почти во всех конкурсных экспозициях участвует Найер Спиндола (Бразилия), с 2007-го – Наталия Чернецова (Латвия), с 2010-го – Владислав Квартальный (Беларусь), Пьетро-Паоло Тарраско (Италия), с 2013-го – Веселин Дамянов-Вес (Болгария), Александру Якабаци (Румыния), Оутимайа Хакала (Финляндия), Елена Йованчов (Черногория). Не в первый раз уфимский зритель видел и эстонского графика Веру Станишевскую, и Ольгу Крупенкову (Беларусь), Тамронгсака Ниммануссорнкула и Юттану Нимгате (Тайланд) и многих других зарубежных авторов, не говоря уже о российских. Подобное постоянство участия художника в проекте позволяет следить за развитием творчества каждого автора и поддерживать дружеские отношения с графиками той или иной страны и одновременно с этим свидетельствует о статусе самого проекта, пользующегося уважением и вниманием международного графического сообщества.
Но вернемся к конкурсной части. С самого начала проекта независимое жюри «URAL PRINT TRIENNIAL» руководствуется единственно правильным (с нашей точки зрения) принципом выбора победителей: произведения должны быть безупречны в исполнительском мастерстве, интересны и выразительны по художественному образу. Но с первых лет обретения международного статуса Гран-при конкурса – статуэтка «Графиня графики» – ни разу не оставалась в России. 2019 год порадовал отечественных любителей графического искусства: «Графиня» впервые присуждена россиянину – заслуженному художнику РФ, члену-корреспонденту Российской Академии художеств Михаилу Верхоланцеву (Москва). Посчастливилось и уфимцам – вторая премия присуждена профессору Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, декану художественно-графического факультета, заслуженному художнику РБ Талгату Масалимову. Золото уехало в Польшу – к Веронике Щупка, а бронза присуждена графику из Беларуси Марине Мороз. Специальными премиями награждены канадец Ги Ланжевен и два россиянина – Юрий Молибоженко и Нина Казимова. Дипломами отмечены ещё 15 авторов (из общего количества 213) из разных стран – и это тоже большая победа для художников, стимулирующая их на будущие достижения и дающая остальным импульс к активным поискам, упорной работе и продвижению вперёд.
Опыт проведения этого графического конкурса уже наработан, статус и высокий уровень его обретены, но с каждым годом продолжают расти: в состав участников вливаются и другие сильные и широко известные в графическом мире мастера. Занимаясь этим проектом третий десяток лет, устроители конкурса обрели даже не сотни, а тысячи друзей-художников по всей планете. Мы знаем, чем живет сегодня мировая графика, делаем хотя бы примерные, но часто сбывающиеся прогнозы ее развития на ближайшие годы, поддерживаем авторов в их новых исканиях и экспериментах, иногда тематикой конкурса инициируем новые идеи для их работ и, как нам кажется, формируем вместе с художниками современную общечеловеческую культуру. Графика, как впрочем и иные виды искусства, в переводчике не нуждается – ее язык, хотя и условен, но универсален. Он объединяет художников и коллекционеров, специалистов и любителей, живущих в разных уголках нашей большой планеты. Хотите быть причастными к этому сообществу? Всмотритесь в образы графических листов, представьте себе процесс кропотливого гравирования художниками этих утонченно-изысканных либо, напротив, резких и динамичных линий, нервных и тонких или же широких и сильных штрихов, которыми формируются предметная среда и тени, почувствуйте чистоту белизны графического листа, в котором развивается сюжетное действо или возникает образ, и вы полюбите графику, а она ответит вам вовлечением в свой, новый для вас, но захватывающе интересный мир.