Все новости
Культура
30 Января 2020, 13:43

№1.2020. Ирина Оськина. Любите ли вы графику? О IX Международной конкурсной выставке «URAL PRINT TRIENNIAL–2019»

Ирина Николаевна Оськина – искусствовед, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный деятель искусств РБ, эксперт по художественным ценностям, куратор и член жюри международной триеннале печатной графики «URAL PRINT TRIENNIAL». ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ГРАФИКУ? «Офорт», «ксилография», «линогравюра», «литография», «акватинта», «меццо-тинто» – для любителей и ценителей графического искусства слова эти звучат музыкой, а для иных людей и сама печатная графика закрыта для понимания. Графическое печатное искусство обладает специфическим изобразительным языком, возможно, иногда менее привычным и понятным рядовому зрителю, нежели язык живописи. Графика предполагает большую вовлеченность зрителя в процесс её восприятия, пробуждая его воображение, – ведь язык этого искусства условен даже в традиционных реалистических композициях. Здесь линии, штрихи и пятна лишь намекают на формы, объемы и тени, а белизна листа – на пространство

Ирина Николаевна Оськина – искусствовед, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный деятель искусств РБ, эксперт по художественным ценностям, куратор и член жюри международной триеннале печатной графики «URAL PRINT TRIENNIAL».

Ирина Оськина

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ГРАФИКУ?

«Офорт», «ксилография», «линогравюра», «литография», «акватинта», «меццо-тинто» – для любителей и ценителей графического искусства слова эти звучат музыкой, а для иных людей и сама печатная графика закрыта для понимания. Графическое печатное искусство обладает специфическим изобразительным языком, возможно, иногда менее привычным и понятным рядовому зрителю, нежели язык живописи. Графика предполагает большую вовлеченность зрителя в процесс её восприятия, пробуждая его воображение, – ведь язык этого искусства условен даже в традиционных реалистических композициях. Здесь линии, штрихи и пятна лишь намекают на формы, объемы и тени, а белизна листа – на пространство. Стремление к реальности воссоздания предметов (их объемности, фактуры поверхностей) в графике, как правило, отсутствует. Додумать, представить реальными это пространство и эти формы зритель должен сам. Искусство частых обобщений и символов, графика требует от зрителя умения читать смысловые тексты за условностью слагаемых ее языка. Однако понимающие зрители (а среди таких есть и коллекционеры графики), от выставки к выставке наработавшие опыт насмотренности, на графических экспозициях задерживаются подолгу, наслаждаясь не только художественными образами, но и эстетикой линий, штрихов, мастерством авторов.

Конечный продукт работы художника-графика – это эстамп (отпечаток), полученный на бумаге с заранее подготовленной пластины, материалом для которой могут служить металл, дерево, линолеум, пластик или специальный камень. В зависимости от материала пластины и способа получения на ней изобразительного материала графику и разделяют на «техники графики» – вот как раз на те самые «офорт», «литографию», «ксилографию», «меццо-тинто» и т.д. На такой пластине-форме (специалисты чаще называют пластину «доской» вне зависимости от ее материала) автор особым способом – специальными резцами, иглой, рулетами гравирует (а в офорте потом еще и вытравливает кислотой) изображение, создавая образы, сюжеты или передавая свои идеи в абстрактной композиции. Работа непростая, кропотливая, исправлений не терпит, а от автора требует большого технического опыта. От этого-то наработанного авторского опыта порой напрямую и зависит эстетика графического листа.

В середине двадцатого века появляются первые регулярные международные конкурсные выставки печатной графики – биеннале (выставка, проводимая раз в два года) и триеннале (один раз в три года). Начавшееся в одной-двух европейских странах мира движение биеннале сегодня охватывает десятки стран на всех континентах. Графика становится международным языком общения, представляя зрителю в визуальных образах культуру разных народов.

На выставках, собирающих произведения авторов из разных стран, графика демонстрирует не только различные графические техники, разные авторские манеры исполнения, разнообразие экспериментов, которыми изобилует современное изобразительное искусство в этом виде, но нередко и менталитет народа той страны, которую представляет художник. Именно такой и была девятая по счёту выставка Международной триеннале печатной станковой графики, экспонировавшаяся в ноябре-декабре ушедшего года в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова. Это было событие, благодаря которому Уфа вновь привлекла к себе внимание международного графического сообщества: проект триеннале в Уфе родился ещё в 90-х годах прошлого столетия, почти четверть века назад, и поначалу был региональным – участниками конкурса были лишь художники Урала, но уже в 2001-м в нём принимали участие художники более 20 стран мира. Сегодня «URAL PRINT TRIENNIAL» (под этим именем проект известен в мировом графическом сообществе) собирает не менее 40 стран.

В целом триеннале 2019 года состояла из ряда графических выставок. В Малом выставочном зале Союза художников работала экспозиция «Башкирская графика», собравшая произведения наших мастеров, в художественной галерее «АРТ-эксперт» были открыты три персональные мини-выставки известных графиков – членов международного независимого жюри триеннале – «Наследие мира» Айка Григоряна (Армения-Испания), «Архитектурный альбом» Владимира Зуева (Россия) и «Сталкер» Романа Сустова (Белоруссия). Основная же конкурсная экспозиция триеннале была представлена в залах первого и второго этажей художественного музея. В конкурсной части проекта приняли участие 213 авторов из 44 стран: Австрия, Аргентина, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Греция, Германия, Израиль, Индия, Италия, Испания, Иран, Ирландия, Канада, Китай, Колумбия, Корея, Латвия, Македония, Нидерланды, Мексика, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Тайвань, Тайланд, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция, Эстония, Япония. Всего на конкурс было прислано 789 произведений, к участию в экспозиции прошли 488. По условиям конкурса вся графика, участвующая в экспозиции, по окончании выставки остаётся в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова. Собранные произведения разнообразны по техникам, стилистике, жанрам и темам. Они отлично демонстрируют картину развития не только графических печатных техник за последнюю четверть века, но и художественных направлений в современном изобразительном искусстве.

В составе участников нашего проекта всегда немало известных графиков и звёзд международного уровня. В нынешнем конкурсе это Ги Ланжевен и Дебора Чапман (Канада), Анн-Кристин Каллстрём (Швеция), Мартин Манойлин (Чехия), Михаил Верхоланцев (Россия), Вера Станишевская и Эве Ээсмаа (Эстония), Александру Якабаци (Румыния), Петер Коцак (Словакия) и многие другие.

Большой группой представлены в экспозиции 2019 года и молодые графики – белорусы Фёдор Шурмелев, Кристина Иванцова, Екатерина Блощицына, Кирилл Задворный и Марина Жвирбля, башкирские молодые художники Ксения Алексеева и Роман Сайфуллин, большая группа китайских и польских молодых авторов, а также молодёжные графические мастерские из Мексики. Практика показывает, что особенно активны в графике страны, где хорошо отлажена система художественного образования, а в составе преподавателей – те, кто сам имеет за плечами большой опыт участия в международных конкурсах.

В экспозиции «URAL PRINT TRIENNIAL – 2019» можно было встретить и немало имен тех, кто участвовал в проекте уже не впервые. С 2001 года знаком уфимскому зрителю, интересующемуся графикой, Ярослав Новак (Польша), с 2004 года почти во всех конкурсных экспозициях участвует Найер Спиндола (Бразилия), с 2007-го – Наталия Чернецова (Латвия), с 2010-го – Владислав Квартальный (Беларусь), Пьетро-Паоло Тарраско (Италия), с 2013-го – Веселин Дамянов-Вес (Болгария), Александру Якабаци (Румыния), Оутимайа Хакала (Финляндия), Елена Йованчов (Черногория). Не в первый раз уфимский зритель видел и эстонского графика Веру Станишевскую, и Ольгу Крупенкову (Беларусь), Тамронгсака Ниммануссорнкула и Юттану Нимгате (Тайланд) и многих других зарубежных авторов, не говоря уже о российских. Подобное постоянство участия художника в проекте позволяет следить за развитием творчества каждого автора и поддерживать дружеские отношения с графиками той или иной страны и одновременно с этим свидетельствует о статусе самого проекта, пользующегося уважением и вниманием международного графического сообщества.

Но вернемся к конкурсной части. С самого начала проекта независимое жюри «URAL PRINT TRIENNIAL» руководствуется единственно правильным (с нашей точки зрения) принципом выбора победителей: произведения должны быть безупречны в исполнительском мастерстве, интересны и выразительны по художественному образу. Но с первых лет обретения международного статуса Гран-при конкурса – статуэтка «Графиня графики» – ни разу не оставалась в России. 2019 год порадовал отечественных любителей графического искусства: «Графиня» впервые присуждена россиянину – заслуженному художнику РФ, члену-корреспонденту Российской Академии художеств Михаилу Верхоланцеву (Москва). Посчастливилось и уфимцам – вторая премия присуждена профессору Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, декану художественно-графического факультета, заслуженному художнику РБ Талгату Масалимову. Золото уехало в Польшу – к Веронике Щупка, а бронза присуждена графику из Беларуси Марине Мороз. Специальными премиями награждены канадец Ги Ланжевен и два россиянина – Юрий Молибоженко и Нина Казимова. Дипломами отмечены ещё 15 авторов (из общего количества 213) из разных стран – и это тоже большая победа для художников, стимулирующая их на будущие достижения и дающая остальным импульс к активным поискам, упорной работе и продвижению вперёд.

Опыт проведения этого графического конкурса уже наработан, статус и высокий уровень его обретены, но с каждым годом продолжают расти: в состав участников вливаются и другие сильные и широко известные в графическом мире мастера. Занимаясь этим проектом третий десяток лет, устроители конкурса обрели даже не сотни, а тысячи друзей-художников по всей планете. Мы знаем, чем живет сегодня мировая графика, делаем хотя бы примерные, но часто сбывающиеся прогнозы ее развития на ближайшие годы, поддерживаем авторов в их новых исканиях и экспериментах, иногда тематикой конкурса инициируем новые идеи для их работ и, как нам кажется, формируем вместе с художниками современную общечеловеческую культуру. Графика, как впрочем и иные виды искусства, в переводчике не нуждается – ее язык, хотя и условен, но универсален. Он объединяет художников и коллекционеров, специалистов и любителей, живущих в разных уголках нашей большой планеты. Хотите быть причастными к этому сообществу? Всмотритесь в образы графических листов, представьте себе процесс кропотливого гравирования художниками этих утонченно-изысканных либо, напротив, резких и динамичных линий, нервных и тонких или же широких и сильных штрихов, которыми формируются предметная среда и тени, почувствуйте чистоту белизны графического листа, в котором развивается сюжетное действо или возникает образ, и вы полюбите графику, а она ответит вам вовлечением в свой, новый для вас, но захватывающе интересный мир.


Читайте нас: