Бадрутдин Магомедов (Бадрутдин) – один из ярких представителей современной кумыкской и всей дагестанской поэзии. Первые публикации поэта увидели свет еще в начале 60-х годов минувшего века, и на сегодняшний день он является автором более чем двух десятков поэтических книг, изданных на родном – кумыкском, а также русском языках в разные годы и в разных издательствах. В 2013 году Дагестанское книжное издательство выпустило очередной сборник произведений Бадрутдина под названием «Меж двух миров», куда вошли его произведения в переводе на русский язык.
Знатокам и ценителям художественной словесности Бадрутдин известен прежде всего как талантливый, самобытный поэт. Но в «Меж двух миров» он предстает не только в привычном для читателей амплуа – как поэт, но и в несколько иных качествах – как прозаик (автобиографические заметки, дневниковые записи), как драматург (стихотворная драма «Муки рая»). Кроме того, новая книга кумыкского автора вобрала в себя отзывы о его творчестве, об отдельных его произведениях (Ал. Межирова, К. Абукова, М. Муслимовой и др.), интервью, данные им в разное время и разным изданиям, а также некоторые фотоиллюстрации. Хотим заметить, что последние составляющие сборника (отзывы, интервью, фотоиллюстрации) весьма органично вписываются в четко выстроенную его структуру, удачно дополняют представленные в нем художественные тексты и создают для них достаточно яркий фон.
Бадрутдин – художник философского плана, что, собственно, подтверждается и названием его книги – «Меж двух миров», которое сразу же отсылает читателя на размышления о вечных проблемах. Его раздумья в качестве поэта, драматурга, публициста о вечном, человеческой судьбе, жизни и смерти, добре и зле, взаимоотношениях личности с природой и обществом и других философских проблемах достаточно тонки и оригинальны. Художественно осмысливая их, автор хочет, чтобы за приметами нашего суетливого, сумбурного, «потерянного» времени, времени, когда в нашем обществе духовно-нравственные ценности все больше и больше заменяются узкомеркантильными интересами, люди видели бы гармонию, ориентировались бы на общечеловеческие ценности.
Бадрутдин не просто яркий и талантливый поэт, но и личность с четко сформировавшейся жизненной позицией. Его новый сборник представляет собой открытый диалог автора-современника с читателем, собственной судьбой, мыслями и размышлениями. В нем переплелись и интимная лирика («И во сне я без сна»), и проза повседневности («Тревога»), и философия мыслящего человека («Сорок»), и боль от постоянных утрат и потерь («Курган печали»), и трезвый взгляд на суровые реалии современности («Людская жизнь – стремительный поток…»).
Произведения Бадрутдина объединяет, с одной стороны, сила правды, высокий дух, конкретность мировосприятия, с другой – поэзия, выстраданная, искренняя, чувственная, пронесенная через собственное сердце, наполненная красотой художественного слова.
Будучи связанным с лучшими традициями кумыкской художественной словесности (как устной, так и письменной), как хорошо владеющий поэтическим словом и слогом художник, Бадрутдин не теряет своей поэтической самостоятельности и оригинальности. Он обладает филигранной техникой стихосложения. В его произведениях читатель обнаруживает и сильные рифмы, и четкий ритм, и богатый словарный запас, позволяющий создавать яркие, зримые образы (в данном случае сужу об этом не как читатель русских переводов поэта, а как знаток его произведений в оригинале). Для поэтического мироощущения Бадрутдина характерен художественный параллелизм, обусловивший своеобразие метафор в его лирике. Для него мир одушевлен единым замыслом, и соответствия легко проглядываются между явлениями человеческого и животного, рождая при этом самые необычные образы («Буйволица», «Ослепший конь»). Художественный параллелизм человеческого и животного миров у поэта необычен, его метафоры строятся на их взаимопроникновении. В его стихах всегда чувствуется свежая, самобытная идея, мысль, и читателя вовсе не терзает вопрос, о чем и с какой целью написано то или иное его произведение. Поэтому они трогают душу, быстро и легко находят в ней отклик.
Бадрутдин, может быть, и не стремится открывать в своем творчестве новые темы, но в то же время он поэт, смело и уверенно идущий своим собственным путем. Его поэтическая образность пробуждает в душах читателей лучшее, через эмоциональное переживание приводит к осознанию многоликого разнообразия мира, сущности человеческих отношений.
В книге «Меж двух миров» представлены самые разнообразные лирические стихотворения и поэмы (лирические и драматические). Весьма разнообразна в тематическом плане лирическая составляющая творчества поэта, состоящая из стихотворений философской, любовной, гражданской и пейзажной направленности. Однако эти темы очень тесно переплетены практически в каждом лирическом его произведении, где страстное чувство способствует рождению глубокой философской мысли о бытии, природе и вселенной, судьбе человека, его связи с окружающим миром, любви, жизни и смерти, взаимоотношениях личности и общества, исторических судьбах своего края и народа и т. д.
Бадрутдин, как и другие его современники, стал свидетелем грандиозных общественно-политических событий, смены противоположных эпох – краха советской с одной стороны и зарождения демократической с другой. Эти события нашли художественное воплощение в творчестве поэта и окрашивают его поэзию по большей части в трагедийные, иногда даже в пророческие тона.
Нет сомнения в том, что новая книга Бадрутдина займет достойную нишу в современном дагестанском литературном процессе, что она станет хорошим подарком для ценителей художественной словесности нашей республики (и не только нашей!).