Все новости
Круг чтения
16 Сентября , 11:34

№9.2024. Владимир Чакин. Рейтинг Чакина

Короткий список литературной премии «Большая книга» за 2024 год

Премия «Большая книга» одна из престижных литературных премий РФ, по крайней мере, обладающая некоторым авторитетом среди пишущих и читающих и большим призовым фондом. Поэтому короткий список премии можно с оговорками, но все же считать смотром передовых сил российского писательского сообщества. Всегда любопытно взглянуть, куда движется наш литературный процесс и движется ли в принципе. Ниже представлен краткий разбор шести произведений из списка, вернее, четырех точно из списка, а еще двух – писателей из списка, но с другими романами, вышедшими ранее. Впечатление от прочитанного неоднозначное. В основном, давит магия короткого списка престижной премии. Раз уж отобрано произведение из десятков претендентов авторитетным жюри, должно оно быть не ниже определенного уровня. Плюс, конечно, личный бренд того или иного писателя. Но после многолетнего опыта чтения самых различных произведений я как-то приспособился абстрагироваться от внешнего влияния и высказываю свою собственную точку зрения.

В коротком списке за 2024 год 14 произведений. Я сразу отбросил биографии и сборник рассказов, из оставшихся выбрал шесть романов.

Яна Вагнер

Тоннель

Роман, 2024

Роман из короткого списка литературной премии «Большая книга» - 2024. Больше книг, хороших и разных. Давайте рассмотрим одну из разных книг. Герметичный роман, место действия это автомобильный тоннель, в котором застряло несколько сотен людей на своих авто. По непонятной причине тоннель с двух сторон оказался заблокированным, сработала автоматическая система, опустились торцевые стены и решетки. Дальше люди выживали, грызли друг друга, убивали, кто-то пытался остаться человеком, кто-то честно выполнял свои обязанности по профессии, кто-то командовал, не имея полномочий, по причине работы в режимных органах. Никакого действия, повороты сюжета почти исключительно в области эмоций в связи с непониманием людьми сложившейся ситуации и желанием спасти свои жизни и жизни близких. Ситуация стандартная, схема сюжета трафаретная, сразу вспоминается «Купол» Кинга и «Повелитель мух» Голдинга, наверняка имеются и иные аналогичные примеры в литературе.

Сразу отмечу, что причина аварии в туннеле, глобальная хакерская атака, нереальна, ведь речь идет о тысячах единовременных аналогичных ситуаций в стране, а для этого нужно вскрыть единовременно сотни соответствующих сайтов, не связанных между собой. Зачем? Ну ладно, причина аварии в хакерах, допустим.

Ситуация в тоннеле в течение двух-трех дней ухудшается до критической, дышать нечем, пить и кушать нечего, начинаются дрязги между людьми, которые автор скрупулезно описывает. Собственно, это описание и есть наполнение книги. И тут у автора проблемы. Слишком много персонажей автор включил в оборот, слишком получились они картонные, не слишком интересные, не выразительные, не запомнинающиеся, недоделанные что ли. Берем наугад заключенного, сбежавшегося из-под стражи. Мутил, мутил воду, а потом сгинул незаметно. Ну и зачем он был в книге вообще? И другие персонажи аналогично, никто толком не проработан. Ни про кого мы не знаем, кто он на самом деле. Только банальные внешние черты, проявившиеся после попадания в туннель. Ни разу ничего у героев из прошлого, что бы заметно усилило понимание мотивировки их действий. Банально приводить в пример текста Кинга, но куда денешься. Вот у него персонажи так персонажи - яркие, выпуклые, объемные, у рассматриваемого автора весьма далеко от этого.

Отсутствует напряженность действия в эпизодах, что порождается чрезмерным многословием. Сколько раз повторяются одни и те же сентенции в отношении каждого из героев, что выливается попросту в монотонное перечисление ситуаций и эпизодов. Особенно стало заметно отсутствие второго дыхания автора в последней трети книги. Ходят несчастные люди туда-сюда по тоннелю, долбят что-то с переменным успехом, иногда стреляют друг в друга, все это настолько монотонно и однообразно, что уже сил не остается дотягивать чтение до финала. А это ведь триллер, жанр со своими строгими законами, которыми здесь явно пренебрегли. Очень короткие главки, именованные временем прохождения эпизода создают ненужную суету, не успеваешь толком понять про поступок одного пересонажа, уже лезет в сознание другой.

Делаю вывод, что совсем никудышная у нас ситуация с триллерами, если подобное произведение попадает в короткий список одной из главных литпремий страны. Однако в любом случае данное чтение полезно, ведь все познается в сравнении.

 

Рейтинг: 5

Алексей Варламов

Одсун

Роман, 2024

История дружбы и вечной любви трех людей, наших современников, в российско-украинско-чешских реалиях настоящего и прошлого. Виртуозная манера письма, эквилибристика хождения по минному полю, неосторожный шаг вправо-влево капут. Беженец из России до 2018 года или даже чуть позже, что сложно понять по контексту, но беженец через Украину, где был свидетелем второго Майдана и откуда чудом унес ноги, преследуемый российскими спецслужбами или черт знает кем, если быть предельно точным в формулировках, может, и украинскими, в любом случае спасался от смертельной опасности, возникшей в связи с арестом друга детства и юности.

Идея книги понятна: дружба и любовь превыше политических перипетий даже в современную эпоху, однако главный герой, один из троицы погибает от ножа беженца с Востока, второй, бывший олигарх, но порядочный и добрый человек, арестован по не вполне ясной причине, третья выучилась в Штатах, вернулась в Киев в связи с событиями 2013 года и дальнейшая её судьба в глухом тумане. Впечатлили финальные страницы, предсмертные видения главного героя, пролет взглядом по прекрасному прошлому, когда все было в кажущемся свете легко, просто и красиво. Но портит картину на протяжении романа постоянное стремление автора свалиться в историческую публицистику и буквальность текста, к месту и не к месту подача собственных взглядов на историю разных народов и те или иные решения народного сознания проблем прошлого, да, собственно, и настоящего.

История Судетской области с ее коренным немецким населением конечно любопытна, но какова роль выбора места проживания героя после бегства из России? Показать геноцид чехов в отношении местных судетских немцев в послевоенные дни, неоправданную жестокость чешского народа при принудительном выселении в представлении, что не бывает хороших немцев, все они фашисты, пусть и не служили в СС? А у чехов у самих лицо в саже, ведь чешская промышленность честно работала на вермахт всю войну и способствовала, тем самым, гибели славян на фронтах с той стороны. Факты для меня новые, но причем здесь публицистика с авторскими заключениями в художественном произведении? Или мы присутствуем здесь при воскрешении жанра позднего Юлиана Семенова с его политическими детективами?

В итоге эклектическая (постмодерн?) смесь жанров производит впечатление рыхлости, нецельности, разбросанности действия. В связи с этим, мотивировки персонажей затушеваны, смутны, навязываемое автором понимание их образов вызывает внутренний протест читателя своей фантастичностью, искусственностью. Автор чаще рассказывает, чем показывает, что не рекомендуется делать в художественном произведении многочисленными пособиями по литературному мастерству.

В заключении скажем так, история дружбы и любви в современных политических реалиях не вполне удалась автору, хотя попытка была и она засчитана.

 

Рейтинг: 6

Андрей Волос

Облака перемен

Роман, 2023

Короткий список литературной премии «Большая книга» - 2024. Несколько жизненных историй современной России, объединенных одним сюжетом. Не бывает честных больших денег, не доверяйте никому, когда дело касается собственной почти на миллиард недвижимости. И еще, сколько веревочки не виться. Казалось бы, банальные лозунги, но вопрос, как оформлены в художественном плане. Поначалу казалось, все банально, где-то излишне подробно, где-то чересчур сухо оформлено. Но вчитывешься и начинаешь вникать в авторский метод. И понимаешь, это ведь Тарантиновское «Криминальное чтиво» на российский лад. Перетасованы временные интервалы действа, происходящее показано глазами персонажей с разных точек зрения. У всех своя правда, все они правы, но правы по-своему, и за свою правду приходится обязательно платить по счетам собственной жизнью.

История жизни кинорежиссера, снявшего целых восемь полнометражных фильмов, заработавшего за жизнь хорошие деньги, но потерявшего веру в человечество после бегства жены с любовником и последующей их общей трагической смерти в идиотской автокатастрофе, причем оба в тот момент снимались у него в фильме. Жизнь в шикарном, построенном на собственные деньги поместье, решение написать историю своей жизни, приглашение начинающего писателя, знакомого дочери, чтобы помочь художественно оформить воспоминания. Стремление приукрасить прошедшую жизнь, передавшееся и дочери, роль которой в романе не очень понятна. Лишь как мосток от рассказчика истории, начинающего писателя, к кинорежиссеру. Убери ее, и ничего в сюжете не изменится.

И Александр, история его преступной жизни, жизни человека, в раннем юношестве ставшего убийцей, взявшего на себя право судить и приговаривать обидевшего его на деньги блогера. Выглядит красиво история его криминальной жизни, но уж больно неправдоподобно. Преступник создает на будущих жертв его махинаций впечатление невиданной надежности, высоты положения, чуть не аристократизма и в то же время простоты и доступности. И этот момент интересен и впечатляет в образе Александра. И его выдержка, умение довести дело до конца, рискнуть всем ради максимального барыша. Пожалуй, это даже роднит авторскую интонацию с Лермонтовской, демонстрирует преемственность с мотивами «Героя нашего времени». Печорин уходит в никуда, Александр же получает по заслугам самым наглядным образом. Его решает убить начинающий писатель, но убивают другие, видимо, за другие аналогичные дела.

Роман временами интересен, но порой создает впечатление избыточности описаний, не вполне четко прописанной мотивировкой персонажей. Но образ Александра (на самом деле его настоящее имя другое) интересен, с одной стороны, своей неправдоподобностью, с другой, - артистичной преступной наклонностью к обману по большому счету, образом, завуалированным под птицу большого полета, полной беспринципностью в стремлении к наживе, готовностью обмануть всех и вся, даже самых близких людей, решительностью, не знающей границ. Образ преступника, вызывающего у людей симпатию, подлинного артиста своего жанра. А ведь, если призадуматься, это образ едва ли не каждого из нас, пусть предельно утрированный. На что идут люди, чтобы получить свою долю в крохотном наследстве, пусть даже обычная двушка-хрущоба. Здесь же Александр, осознав свое естество, развил его и поставил на службу беспринципному обогащению. За что и поплатился. Согласен, образ Александра самый глубокий в романе, ради него произведение и было написано, и над ними (образом Александра и самим романом) еще размышлять и размышлять.

 

Рейтинг: 6

Мршавко Штапич

Плейлист волонтера

Роман, 2020

Вот и появился наш доморощенный Чарльз Буковски, он же Артем Ляшенко, он же Мршавко Штапич. Но Буковски на российских реалиях середины десятых, в плюсе к американцу волонтерство с той же, если не большей, брутальностью в получившемся образе героя, так и тянет продолжить, - нашего времени, но не буду, хотя оснований много. Несмотря на окружающую хрень, делать дело, доводить до конца поиск, несмотря на тупость и безразличие людей, несмотря на окружающий наш бардак во всем и вся.

Намеренное акцентирование на негативных чертах героя - пьянство, отношения с женщинами, сквернословие, читаешь и думаещь, а как это вообще возможно при таком подходе к жизни хоть что-то выстроить в ней конструктивного? Оказывается, можно, десятижильный герой, не иначе. После запоя легко восстает духом и разыскивает пропавших бабок или малолетних детей на радость родственникам. Мало того, со временем становится одним из организаторов волонтерства, проводит курсы обучения этому не простому делу в других городах. Понятно, что к подобной мощной социальной активности героя есть предпосылки. Постепенно выясняется, что он вообще-то не столь заурядный человек, как показалось на первых страницах книги, обладает творческими способностями, несколько лет проработал на центральном телевидении, сам готовил программы, писал сценарии к фильмам, участвовал в съемках. И лишь это качество героя привело к мысли описать жизнь волонтеров, людей благородных, как правило, не устроенных в жизни, но беззаветно отдающих свое время и здоровье спасению попавших в беду людей. Исключительно познавательное чтение для массового сознания, которое понятия не имеет, кто же такие на самом деле волонтеры, о которых мы часто слышим из масс-медиа. Описано все без прикрас глазами человека изнутри, что немного роднит написанное с романами Хейли. Сначала самому прожить, понять систему изнутри, лишь затем описать её остальному миру.

Герой несчастен в личной жизни. Он ищет, но не может найти вторую половину, что, вероятно, в принципе невозможно при таком полупьяном образе жизни. Но насколько колоритными получились образы окружающих его подруг, приятелей, коллег по волонтерской деятельности! Они понятны нашему человеку и приятны его глазу, и как быстро среагировали продюсеры, сняв сериал по только что вышедшей книге, обреченный на успех.

Роман с задержкой выдвинули на литературную премию «Большая книга» - 2024, книга уже взяла несколько премий в прошлые годы. Не удивлюсь победе и сейчас.

 

Рейтинг: 7

Михаил Тарковский

Тойота-Креста

Роман, 2011

Автор попал в короткий список премии «Большая книга» - 2024 с другим произведением, автобиографическим, поэтому решил прочитать его полновесный роман, пусть и более раннего выхода в свет. Писатель всю свою творческую жизнь пишет один роман, поэтому нет великой разницы, на какой странице открыть и ознакомиться с его частью, чтобы получить представление о методе и литературном миропорядке писателя.

Фамилия и решение автора после окончания Педа покинуть Москву и жить в Сибири интригуют. Его антипатия к мегаполису движущая сила творчества. Однако на анти нового не построишь, хотя автор честно пытается. Открывает нам мир японских авто с правым рулем. Всегда интересно окунуться в узкий мир профессиональных интересов, как у Хейли или Штемлера, но здесь очевидное нарушение безопасности дорожного движения (при правостороннем движении в стране обязателен левый руль) подается, как и Сибирь в целом, в качестве альтернативы загнивающей московской жизни. Японцы в порядке бизнеса подпевают этим тенденциям и штампуют разнообразнейшие праворукие авто, называя их понятными русскому уху забавными именами. И здесь существовал некий замкнутый сам на себя мир, который автор и обсасывает в мельчайших подробностях до мозга костей, изо всех сил нагнетая немыслимой мощи романтику. Ведь вокруг таежная глухомань, сибирская и дальневосточная природа с вечным сакральным духом, олицетворяющим настоящую, а не московскую Россию.

В первой половине романа автор не декларирует однозначную победу сибирского духа, он все же пытается сравнивать по-возможности объективно парадигмы существования двух миров на примере истории любви сибирского таксиста и московской дамы из кругов, приближенных к кинематографической богеме. Сама по себе такая постановка вопроса не то, что нелепа, скорее, наивна, сознательно или нет, сложно сказать, однако попытки автора найти рациональное зерно в развитии отношений вызывают уважение. Дело в том, что таксист далеко не прост, он доморощенный философ с умением подать свой внутренний мир на публику в выигрышном свете. Про таких в народе говорят, язык подвешен. К тому же, он не просто говорун, умеющий подать себя женщине, но и производящий впечатление глубоко чувствующего и понимающего жизнь, причем в исключительно собственном нарративе неколебимой любви к сибирской жизни в аранжировке праворуких авто, которыми занимается многие годы. Он идет до конца в попытках убедить московскую даму в ложности ее целеполаганий в кино и в принципе самой московской жизни. Он даже сам придумывает идею фильма о своем праворуком мире и пытается ее продвинуть с помощью той дамы, прося ее содействовать в продвижении своего проекта в киношных кругах. Получает в лоб за свою постоянную наивность и даже дремучесть во многих очевидных для цивилизованного мира вопросах. Ситуация напомнила мне знаменитый австралийский фильм «Крокодил Данди», кто видел, тот поймет. Но в фильме счастливый исход, здесь же логичное фиаско псевдоинтеллектуального героя. Московская жизнь отринула его в целом, как и московская барышня в частности. Еще долго, вернувшись в Сибирь, таксист вспоминал былое, писал даме смски, но и эти слабые всплески скоро заглохли. Столкновение двух миров, фактически двух Россий показано автором мастерски.

Вторая половина книги по духу напоминает сожженный Гоголем второй том "Мертвых душ". Гоголь нашел силы сжечь, а вот автор напечатал. Во второй половине автор учит нас, как надо жить в современных сибирских условиях, если вы там живете. Нужно иметь собственное дело, которое тебя прокормит (в его случае таксо на пригнанным из Владивостоке собственными руками и телом красивый белоснежный праворук), построенный собственными руками дом и преданная женщина, с полуслова понимающая и поддерживающая мужа во всех его начинаниях, то есть полная альтернатива надутой не по делу москвичке. И еще православная духовность, которая всегда поддержит и спасет, если жизнь вдруг зашатается. Вот вам путь, которым надлежит следовать, чтобы быть счастливым в жизни, чтобы жизнь приносила пользу и тебе, и людям. В итоге создалось впечатление, что вторая половина книги все испортила. Никогда прямые поучения и добрые советы не являлись полновесным наполнением настоящей литературы. Первую половину книгу читать еще можно, но вторая является явной неудачей автора, несмотря на отчаянные попытки насытить ее сибирским колоритом.

 

Рейтинг: 5

Дарья Бобылева

Магазин работает до наступления тьмы

Роман, 2023

Еще роман из короткого списка литературной премии «Большая книга» за 2024 год.

Традиции, заданные Гоголем, в нашей литературе практически забыты. Булгаков, Орлов с «Альтистом Давниловым», кто еще? А жаль, склонен поверить Набокову, который считал Гоголя лучшим, непревзойденным писателем, писавшем на русском, даже на фоне Достоевского с Толстым и Тургеневым. И вот по ходу чтения «Магазина» поначалу мелькнула, потом с грустью начала затихать, а еще через пару десятков страниц воспряла с новой силой мысль о Николае Васильевиче, неужели? Да, именно так, не побоюсь этого слова, именно ассоциации о Гоголе, неужели все же прорезалось? Меньше всего авторский метод напоминает примитив и убогость отечественной мистики и хоррора навязчивостью искусственного введения намерения напугать читателя, что провозглашалось доморощенными идеологами литературы ужасов. Здесь все не так, вернее, не совсем так. Пугалки есть, куда без них, но они естественно возникают по ходу повествования, а не являются самоцелью. Течет обыденная современная жизнь, которая по Кингу вдруг начинает расползаться по швам, но ненавязчиво, то есть совершенно неожидаемо для читателя. Лишь очень постепенно формируется, дозревает мысль, что что-то здесь не так, не так, как постоянно крутится вокруг нас, какая-то засада к обыденности бытия все же присутствует. Но весь этот обычный-необычный антураж, явно далекие от реальности артефакты подаются на стол читателя как вполне естественные вещи, имеющие такое же право на существование, как все посконно обыденное в нашей жизни. Вдруг вылезают на страницы бесомраки (не сразу дошло, что это производное от мракобесов), вещи не в себе, путешественники по снам. И везде правильная, адекватная недосказанность, которая поначалу не понравилась, поскольку создает впечатление недодуманности, незавершенности идеи предложенного артефакта или поворота сюжета или описание героя или героини. Потом дошло, а ведь так и должно подаваться подобное блюдо, только намофарг огульно прописывает все и вся в своих подробнейших бесконечных сочинениях. Пусть всегда и во всем остается место для тайны, как у нас и происходит в окружающей жизни. Автор пытается добиться убедительного показа реальной нереальности и чаще всего ему (ей) это вполне удается. Пусть не всегда, иногда динамика повествования слегка зависает, но это ничуть не сбивает читателя с толку, он готов немного подождать, чтобы снова с головой погрузиться в рисуемый ему новый мир. И этот новый мир стоит того, чтобы с удовольствием начать его домысливать. Кто же такие, откуда и зачем появились эти бесомраки, что за начальство заявилось, чтобы наказать Хозяина, работников и упразднить магазин вещей не в себе, как вообще устроена иерархия служителей магазина и им подобных необычных существ, каким боком они соотносятся с обычными людьми, зачем существуют, какова их сверхзадача в мироздании? Казалось бы, вся эта недосказанность оставлена автором сознательно как недопаханное поле боя с расчетом на продолжение повествования о том мире в новом романе. Надеюсь, это не так, иначе возможно сваливание в обычный и давно приевшийся примитив романов с продолжением, этаких сериалов, тематических серий или как их еще.

Гоголь или не Гоголь, вот в чем вопрос, поживем, увидим. Черты, породившие надежды на реанимацию гоголевского метода, кажется, есть.

 

Рейтинг: 7

Владимир Березин

Уранотипия

Роман, 2024

Роман, еще не изданный в форме книги, только журнальная публикация в «Новом мире», но уже попал в короткий список премии «Большая книга» за 2024. Автор имеет и физическое, и литературное образование, что само по себе вызывает большое уважение. Но будем объективны, с точки зрения вот этого конкретно прочитавшего книгу читателя, стандартный вопрос, зачем пишутся подобные книги, а их немало, остался без ответа. Некая историческая канва, географически определенное место, герои, возможно даже существовавшие в реальности, пусть не столь великие, но явным образом незаурядные личности разных национальностей - русские, евреи, французы, шотландцы (не путать с англичанами) и прочие восточные народности, которые занимаются своими делами, которые так или иначе связаны со святыми местами, Иерусалим и окрестности. Эти герои что-то делают, преодолевают трудности, решают проблемы, пусть далеко не ординарные, их линии жизни переплетены как с историей тех мест, так и между собой. По ходу вскрываются любопытные малоизвестные исторические факты, автором высказываются как бы краеугольные мысли по-поводу народов, населяющих Палестину и окрестности, и не только, исторических событий прошлого, которые неминуемо прорастают в настоящее. Любопытен язык автора, не то, чтобы сказовый, совсем уж лесковский, но все же явно, пусть и слегка отрихтованный в том псевдонародном направлении. Это и легкая ирония, и своеобразный юмор, как бы призванный нести русскую национальную окраску, однако не совсем уж и народный. В общем и целом, собственное лицо у книги есть, и это не так мало для нашей литературы. Однако остается вопрос, зачем, зачем все это написано? Какой, если по-иностранному, a message from this book to us? Название подает нам подсказку, небесный Иерусалим как отражение земного, но краше и как символ того, как надо бы, но вот никак у людей не получается следовать божественной подсказке. К тому же, она, эта подсказка, такая закодированная, что, кроме как нескольким вовлеченным людям, непонятна по сути. Люди ищут и следуют иллюзии, которую сами и выдумали, ничего общего не имеющей с реальностью, настоящим Иерусалимом, средоточием религий и, соответственно, краеугольных противоречий между народами. Соответственно, из этого посыла следует вещая умозрительность человеческой жизни, наивность тех, кто упорно ищет ее смысл, тратит на эти поиски самую дарованную свыше жизнь. Иллюзорность всех наших жизненных устремлений, единственное, до чего удалось докопаться после прочтения книги и раздумий на тему, зачем она была написана. Похвально, но как будто это давно понятно, что спасение только в истинной вере, иначе мираж и туман на жизненном пути. Стоило ли копья ломать?

По форме роман это нон-фикшен в художественном обрамлении. Несколько лет назад в «Большой книге» победил Юзефович с романом о помощниках восставшим грекам в байроновские времена. Нечто среднее между художественной литературой и исторической хроникой с вкраплением анекдотических забавностей для оживляжа чтения. Здесь же еще библейский подтекст вдобавок. Не то, морковку с редькой не стоит мешать. Получился и не исторический роман, и не историческая документалистика, и не философские чтения. В общем, очень сильно на любителя.

 

Рейтинг: 6

Читайте нас: