Марианна Григорьевна Марговская – русский прозаик, журналист, публицист, кандидат философских наук. Родилась 24 октября 1987 года в Москве. Окончила факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, аспирантуру философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. C 2012 года – редактор журнала «Наука и религия» (отдел науки; с 2014 г. – отдел всемирной и отечественной истории). Член Союза журналистов Москвы, член Союза писателей XXI века.
Марианна Марговская
Разноголосье птиц юности
Фирдауса Хазипова. Чертополох с окраины Уфы. – Уфа: «Китап», 2021.
Детство. Отрочество. Юность… Воспоминания, которые остаются красочной палитрой эмоций в сердце каждого, и у каждого эта палитра – своя. Несмотря на поверхностное сходство, у двух разных личностей не бывает одинакового детства, как и в целом не бывает одинаковых судеб или идентичных друг другу характеров. «Чертополох, или татарник… Он жестко колюч. Его листья могут поранить. Но розовато-сиреневые цветы, эти нежные шелковые волокна, повторяя своими очертаниями вертикально вытаращенные шипы на бутоне, красивы, и, увы, легко уязвимы». В этом поэтичном образе автор книги, уроженка Уфы с татарскими корнями, литератор Фирдауса Хазипова представляет читателям самою себя.
Сюжет книги автобиографичен. Можно сказать, даже строго автобиографичен. Во время чтения книги создается ощущение, что через эти мемуары автор стремится отрефлексировать прожитые годы, через остроту памяти пережить и оценить их заново, с высоты опыта и уже сложившейся судьбы. Мемуаристика – жанр рискованный. Особенно в тех случаях, когда автор не относится к числу «раскрученных» публичных персон, бытовые подробности жизни которых изначально вызывают интерес у широкой читательской аудитории. Увлечение фактами и отказ от вымышленной сюжетной канвы нередко наносит вред драматургической выстроенности и напряженности повествования. Однако в данном случае недостаток драматургической четкости возмещается созданием ностальгической атмосферы провинциального советского города 50-х – 70-х годов, которая хорошо знакома читателям если не по собственному опыту, то по отечественным фильмам и литературе.
Окраина Уфы, где на крутом берегу реки Белой «кособочатся, цепляясь за неровную поверхность почвы», старые деревянные хибары, живет полудеревенской жизнью. Местные жители по старинке отапливают дома печами, кормятся с собственных огородов, ютятся большими семьями в крохотных комнатушках и то и дело устраивают «под мухой» дворовые дебоши. Историю своего детства Фирдауса Хазипова начинает с семьи, описывая непростые судьбы мамы и бабушки, оставшихся в трудный момент без мужского плеча, вынужденных изо всех сил зарабатывать на жизнь. Свои трудности несет и появление отчима, любителя выпить. Безоблачные сцены семейного единения, когда мама, лепя пельмени, готовит для детей один «счастливый» с перчиком, а бабушка баюкает внучку в объятиях, сменяются тягостными зарисовками неблагополучного быта, где в тесноте разросшейся семьи лирической героине не хватает внимания и личного пространства.
Ключевой посыл книги в том, что комплекс недолюбленного ребенка может быть возмещен теплотой и заботой неравнодушных педагогов. «Мои любимые учителя – все они так или иначе согрели своей добротой мою одинокую озябшую душу… На меня ниспадал сияющий поток тепла и даже любви, чувства защищенности, какой-то даже значимости своей в этом, таком сложном, пугающем мире, который называется жизнь». Воспоминания о школе, наполненные естественными переживаниями подростка, дополняются дневниковыми записями школьных лет, создавая атмосферу подлинности. Мы наблюдем развитие непростого творческого характера «чертополоха», отличающегося упрямством, юношеским максимализмом и сентиментальной ранимостью.
Неумение подстраиваться под обстоятельства и идти на компромиссы неизбежно приводит к жизненным трудностям. Желая во что бы то ни стало учиться журналистике и самостоятельно поступить на дневное отделение, героиня терпит фиаско на вступительных экзаменах и попадает в чуждую ей среду моторостроительного завода, куда поступает ученицей токаря. «Настроение серое, хотя жизнь насыщена. Меня мучит то, что живу не так, как хочется». От грубой рабочей среды она спасается в том, что ей близко – музыка, литературный кружок… И как счастливая нота – долгожданное поступление в вуз, хоть и не на журналистику, а в педагогический, где начинается цветущая пора студенчества – турпоходы с гитарами у костра, первые увлечения, дружеские перипетии…
Наблюдая за развитием жизни героини – не всегда логичным, завершенным и последовательным, как, собственно, это и бывает в действительности, мы видим, что ее продолжают терзать внутренние противоречия. Переживания детства в первой половине книги во многом повторяются, но уже на новой, более зрелой ступени. Колючий, противоречивый характер «Чертополоха» остается неизменным от начала и до конца: казалось бы, она испытывает счастье от атмосферы студенческой жизни – ведь это именно то, к чему она стремилась, но в то же время она все острее чувствует, что педагогика ей чужда. От этого счастье студенческих лет туманит затаенная грусть, а профпредметы наводят тоску – душа ее все более стремится к творчеству. Выбор не своей стези ведет к тому, что и по окончании вуза педагогическая карьера в сельской школе у героини не складывается, а творческая способность тонко чувствовать и подмечать главное наталкивают ее на горькие размышления: «Чтобы стать родителями, не надо заканчивать вузы, даже курсы. Некоторые рожают детей, как сорняк порождает себе подобное. В таких семьях не умеют разговаривать, могут только орать, грозить, шлепать. В таких семьях детей не готовят к жизни, не прививают необходимых навыков. Оберегать и защищать потомство, любить его, заботиться о нем – эти качества заложены даже в животных. А человеческие дети порой растут, как чертополох». В деревне героиня страдает оттого, что ее окружает чуждый мир, с чуждыми законами и взаимоотношениями, и, чувствуя в ней «чужую», школьный коллектив объединяется против нее. То же противоборство системе лишь усугубляется на более высокой ступени карьерной лестницы, когда она занимает должность художественного руководителя института: столкновения с партийными боссами, неприятие пустой демагогии, борьба с двойными стандартами… Все то, что так привычно в наших повседневных реалиях и что так претит любому человеку, способному тонко чувствовать и здраво мыслить. И ведение дневника становится для «Чертополоха» чем-то вроде исповеди, очищения и просветления души. «Было время, когда я погружалась в чтение дневниковых записей и писем и испытывала эмоциональный стресс. Но в один день я сказала себе: “Я задвигаю прошлое, как ящик письменного стола... Отныне я живу только настоящим и воплощением планов на будущее”», – заключает автор в эпилоге.
Так и не приняв для себя стезю педагога, Фирдауса Хазипова находит в жизни свой собственный путь. Как сложится ее судьба после того, как давняя мечта о журналистике станет реальностью, мы узнаем во второй и третьей книгах, которые ждут публикации. А пока свой первый том воспоминаний автор посвящает школьным учителям, институтским преподавателям и всем тем, кто на всю жизнь оставил свет благодарности в ее сердце…