Тресту «Уфимтрансстрой» приходилось в прошлом выполнять работы, связанные с транспортным строительством не только на территории республики.
Ветераны треста хорошо помнят самую сжатую по срокам и самую ответственную стройку — строительство «дороги жизни».
К ноябрю 1941 года Ленинград третий месяц находился в блокаде. Но город не был одиноким. Ленинградцам шло продовольствие из Вологды и Горького, Саратова, Свердловска, а также из Татарской и Башкирской АССР, Краснодарского и Алтайского краев. Страна выделяла достаточное в условиях войны количество продовольствия. Но единственным путем, по которому могло осуществляться снабжение, являлось Ладожское озеро. Спасение города заключалось в строительстве дороги по льду. В ноябре по озеру пошли первые автомашины с продовольствием для ленинградцев. Это позволило увеличить нормы ежедневной выдачи — рабочим до 350 граммов, остальному населению по 200.
Но от Ладожского озера до ближайшей станции железной дороги машинам нужно было преодолеть десятки километров пути. Это сдерживало увеличение автомобильных перевозок.
11 января 1942 года Государственный Комитет Обороны принял решение в месячный срок построить железнодорожную ветвь протяженностью 40 километров от станции Войбокало до окончания песчаной косы в Ладожском озере.
Стройку поручили вести коллективу треста «Уфимтрансстрой». Возглавлял ее выпускник Киевского политехнического института А. С. Черный, которого за глаза по-свойски называли Саша Черный.
Надолго запомнилась эта стройка уфимцам И.Д. Черноусу, И.С. Скворцову, И. Т. Гостеву, М.Ф. Иванову и другим. Стояли сильные морозы, дули свирепые, пронизывающие ветры. Район строительства находился под воздействием авиации и артиллерии противника. Нормальное сооружение дорожного полотна было невозможно: это потребовало бы много времени и больших затрат. Поэтому пошли на большой риск — рельсы и шпалы укладывали на снежном балласте. 3 февраля 1942 года к рабочим, инженерам и техникам строительства № 42 (так именовалось строительство железнодорожной ветки) обратился с письмом Жданов:
«Правительство возложило на вас ответственную задачу: в кратчайший срок построить железную дорогу от ст. Войбокало до Ладожского озера. Эта линия позволит значительно увеличить и ускорить подвоз продовольствия, горючего и боеприпасов для Ленинграда и Ленинградского фронта... Нет для вас теперь, товарищи строители, более высокого долга, более священной обязанности, чем постройка дороги в кратчайший срок, указанный правительством». От лица жителей Ленинграда и воинов фронта Жданов выразил уверенность, что «все рабочие, инженеры, техники, все строители дороги с честью выполнят свой долг пред Родиной и своей самоотверженной работой впишут новую замечательную страницу в историю разгрома ненавистных немецко-фашистских захватчиков под Ленинградом».
В социалистическом соревновании строителей первенствовала тогда бригада И.Д. Черноуса. Итоги работы подводились каждые двое суток. Лучшим бригадам вручалось специально учрежденное переходящее Красное знамя Военного совета фронта.
Один за другим вступали в строй участки дороги. 6 марта 1942 года стройка была закончена, и поезда с продовольствием подошли к кромке Ладожского озера.
Ввод в эксплуатацию железной дороги в феврале-начале марта является одной из ярких страниц в битве за Ленинград. Это почувствовали на себе ленинградцы. Если в январе 1942 года по ледовой дороге было перевезено 53 тысячи тонн, то в марте — более 118 тысяч тонн продовольствия и грузов. По новой железнодорожной ветке тысячи ленинградцев были эвакуированы на Большую Землю.
В мае строители выполняли уже новое задание — на Севере. Ну, а в отчетах треста «Уфимтрансстрой», которые хранятся в Центральном государственном историческом архиве, о той боевой поре сказано кратко, но емко: «Необходимо отметить, что работа почти всего коллектива рабочих, ИТР и служащих на стройке № 42 в условиях непосредственной близости с фронтом, и цель этой работы — помощь блокированному Ленинграду — сплотила коллектив... В процессе выполнения этого боевого задания правительства, коллектив научился работать военными темпами... Этот опыт работы целиком был перенесен на новые задания».
Из архива: май 2007 г.