На углу уфимских улиц Чернышевского и Гоголя в окружении типовых высоток спряталось за деревьями двухэтажное старинное здание из красного кирпича – одно из немногих сохранившихся в этой части дореволюционных строений. До революции оно числилось под № 59 по Гоголевской улице и до 1914 года принадлежало уфимскому купцу Сергею Львовичу Сахарову. C 1907 г. здесь размещалась Уфимская губернская почтово-телеграфная контора первого класса.
В 1907–1912 гг. начальником почтово-телеграфной конторы значится коллежский советник Владимир Павлович Голубев, его помощником был Илья Александрович Андреевский (встречается также написание его фамилии как Андриевский). Об Илье Александровиче и пойдёт наш рассказ. Но сначала небольшой исторический экскурс.
Первая попытка создания регулярной почты была предпринята при царе Алексее Михайловиче боярином А. Л. Ордин-Нащокиным: согласно царскому указу 4 декабря 1675 г. Рижская и Виленская почтовые службы были отнесены к посольскому приказу, во главе их поставлен А. А. Виниус, который занимался доставкой почтовой корреспонденции до 1701 г. При этом жалованья ему не полагалось, но зато в его пользу поступала вся плата за пересылку частной корреспонденции. Серьёзные преобразования в области почты начались при императоре Петре I. Указом от 25 мая 1720 г. повелевалось «в знатных городах по большим дорогам учинить ординарную почту, а именно от Санкт-Петербурга до Москвы и до других городов по дважды, а в прочих губерниях и провинциях по однажды в неделю ради посылки из коллегий и канцелярий указов и писем до Москвы и оттуда».
В 1764 г. императрица Екатерина II начала реформу почтовой службы. Санкт-Петербургский почтамт был разделён на три экспедиции: одна занималась обработкой исходящей корреспонденции, вторая – входящей, а третья – расчётными операциями.
В 1781 г. были учреждены почтовые округа с 32 почтовыми конторами под управлением Санкт-Петербургского почтамта и 35 конторами, непосредственно подчиняющимися Московскому почтамту, а также 6 подчиняющимися Рижскому почтамту. Указом от 14 ноября 1783 г. была установлена единая такса для всей корреспонденции, которая зависела от веса письма и дальности доставки.
16 апреля 1799 г. почтовая структура империи была вновь реформирована. Было учреждено шесть почтамтов (в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Вильно, Тамбове и Казани). Остальные почтовые заведения были разделены на шесть категорий, получивших статус конторы или экспедиции – губернские почтовые конторы, пограничные почтовые конторы, портовые почтовые конторы, городские почтовые конторы, городские и уездные экспедиции.
Именным указом Сената от 16 октября 1809 г. управление почтовыми делами было передано в Почтовое отделение Министерства внутренних дел в непосредственное ведение министра. Распоряжением МВД от 6 июня 1811 г. и именным указом от 7 июля 1811 г. был сформирован Почтовый департамент МВД. В 1884 г. Почтовый департамент и Телеграфный департамент, входившие в систему МВД, были объединены, и на их базе создано новое Главное управление почт и телеграфов, которое практически в неизменном виде просуществовало до 1917 г.
А теперь вернёмся к И. А. Андреевскому. Благодаря сохранившемуся на старинном уфимском Сергиевском кладбище надгробию, удалось установить даты жизни почтмейстера: родился 29 апреля 1866 г., умер 21 мая 1913 г. (М. И. Роднов «Уфимский некрополь», С.-Петербург, «Своё издательство», 2015). Как следует из информации в уфимских адрес-календарях, проживало семейство Андреевских в здании той самой почтово-телеграфной конторы, где он служил, – Гоголевская, 59.
Глава семейства службу государеву нёс ревностно, в чинах рос исправно: в 1906–1907 гг. он в чине коллежского асессора, в 1908–1909 гг. – надворный советник, в 1912-м – коллежский советник. Был награждён знаками ордена Святой Анны 3-й степени, Святого Станислава 3-й степени, серебряной медалью на Александровской ленте «В память царствования Императора Александра III». Недвижимого имущества в Уфе за ним не числилось, сведений об участии в благотворительных или общественных организациях «в настоящий момент не выявлено».
Был у И. А. Андреевского родной брат – Яков Александрович Андреевский, который служил в чине статского советника (1915 г.) податным инспектором 1-го участка г. Самары. Жена брата – Вера Ивановна Андреевская (урождённая Рыхлевская), в их семье воспитывались четверо детей. Семьи братьев общались между собой, о чём можно судить по фотопортрету И. А. Андреевского с племянниками, снятому в самарском фотоателье Е. Васильевой между 1906 и 1908 годами. О супруге самого Ильи Александровича ничего не известно, как и о причине ранней смерти, возможно, от болезни.
Отдельно следует сказать о дочери почтмейстера. Александра Ильинична Андреевская родилась 25 февраля 1896 г. В августе 1906-го поступила в 1-й класс уфимской Мариинской женской гимназии (по свидетельству Уфимской частной гимназии Хитровской, в которой, по всей видимости, первоначально училась). В 1913 г. окончила основной курс и поступила в дополнительный 7-й класс для специального изучения русского языка, который окончила летом 1914 г. (Фонд Мариинской женской гимназии, НА РБ, ф. И-117, оп. 2, д. 23 – сведения любезно предоставлены Т. В. Тарасовой.)
После окончания курса гимназии Александра поступила на Варшавские высшие женские курсы слушательницей историко-филологического факультета.
Высшие женские курсы – частные женские высшие учебные заведения университетского типа в дореволюционной России. Одними из первых в 1869 г. были открыты Высшие женские курсы в С.-Петербурге и Лубянские в Москве. В 1872 г. были образованы Высшие женские курсы при Медико-хирургической академии в С.-Петербурге. В 1906–1910 гг. появились высшие женские курсы в Киеве, Одессе, Казани, Харькове, Тифлисе, Новочеркасске, Варшаве, Томске. В 1909 г. высшие женские курсы были открыты при Варшавском университете.
Права оканчивающих женские курсы были ограничены, выпускницам не присваивалось никакого звания, они не могли работать, в том числе и в должности учителей. Лишь в 1911 г. законом «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса учебных заведений и о порядке приобретения ими учёных степеней и звания учительниц» Высшие женские курсы, программы которых были признаны равными университетским, получили статус вузов. Их выпускницы допускались к экзаменам в комиссиях «для лиц мужского пола». В 1912 г. на девятнадцати высших женских курсах, находившихся в ведении Министерства народного просвещения, обучалось около 25 тыс. слушательниц, одной из них и была Александра Андреевская.
После начала Первой мировой войны, в 1915 г. Варшавские высшие женские курсы, вместе с Варшавским университетом, были эвакуированы в Ростов-на-Дону.
Сохранилась открытка, отправленная 8 марта 1915 г. и адресованная «Ея Высокоблагородию Александре Ильиничне, мадемуазель Андреевской» на адрес: г. Варшава, ул. Великая, 80, кв. 9:
«Дорогая Шура! Поздравляю тебя с Днём твоего ангела. Желаю всего-всего хорошего, успехов во всём, счастья, здоровья и пр., и пр. Получила ли ты, Шура, моё письмо? Жду весточки от тебя. Сию минуту еду к Лизе, везу ей карточку с К. А. Целую тебя, твоя вечно Мария А.»
По всей видимости, День Ангела 8 марта – память преподобного Александра монаха. Сбоку плохо разборчивым почерком сделана приписка: «На днях еду к М. Балаевой. Она дома. Да вот в письме всё напишу». На открытке имеется почтовый штемпель станции Черниковка Самаро-Златоустовской железной дороги и, по всей видимости, дата получения, написанная от руки, – 18 марта 1915 г.
Вторая открытка адресована уже в Уфу: «Казарменная улица – угол Вавиловской, Ея Высокоблагородию Александре Ильиничне мадемуазель Андреевской»:
«Дорогая Шура, как ты поживаешь? И что поделываешь? Я слышала, что ваши курсы перевели в Саратов? Правда ли это? Поедешь или нет? У нас здесь всё спокойно, тихо и т. д. Ученье пойдёт нормально. Ну, от тебя не жду, зная твою лень, скорого ответа. Если вздумаешь написать, мне это было бы очень приятно. Передай мой сердечный привет деде Ники и маме. Галя В. Васильевский остров, 10-я линия, д. 39, кв. 47».
Получено открытое письмо (т. е. открытка) согласно почтовому штемпелю 4 сентября 1915 г. На нём имеется интересная особенность – примета военного времени – штамп «Просмотрено военной цензурой. Уфа. Военный цензор № 51». Кроме того, имеются выходные данные: издание «Ришар». С.-Петербург. Т-во Голике и Вильборг СПБ, Звенигор П. Очень интересная информация о переводе Варшавских женских курсов в г. Саратов – видимо, первоначально рассматривался вариант размещения их в этом городе, но в итоге курсы были передислоцированы в Ростов-на-Дону.
По всей видимости, Александра Андреевская благополучно окончила учебное заведение и получила звание учительницы. По неподтверждённой информации работала в уфимских школах. Дожила до преклонных лет и умерла в 1977 г., при этом всю свою жизнь носила фамилию Андреевская. Похоронена на Южном кладбище Уфы.
Фото из коллекции автора.
Автор выражает благодарность уфимскому краеведу Т. В. Тарасовой, предоставившей архивную информацию.