Все новости
Краеведение
13 Апреля 2025, 11:38

№4.2025. Игорь Данилов. Уфимский почтмейстер

К 350-летию Российской почты

Здание почты на углу Гоголевской и Уфимской
Здание почты на углу Гоголевской и Уфимской
Игорь Владимирович Данилов родился в Уфе в 1972 г. Окончил юридический факультет БашГУ.

На углу уфимских улиц Чернышевского и Гоголя в окружении типовых высоток спряталось за деревьями двухэтажное старинное здание из красного кирпича – одно из немногих сохранившихся в этой части дореволюционных строений. До революции оно числилось под № 59 по Гоголевской улице и до 1914 года принадлежало уфимскому купцу Сергею Львовичу Сахарову. C 1907 г. здесь размещалась Уфимская губернская почтово-телеграфная контора первого класса.

 

В 1907–1912 гг. начальником почтово-телеграфной конторы значится коллежский советник Владимир Павлович Голубев, его помощником был Илья Александрович Андреевский (встречается также написание его фамилии как Андриевский). Об Илье Александровиче и пойдёт наш рассказ. Но сначала небольшой исторический экскурс.

Первая попытка создания регулярной почты была предпринята при царе Алексее Михайловиче боярином А. Л. Ордин-Нащокиным: согласно царскому указу 4 декабря 1675 г. Рижская и Виленская почтовые службы были отнесены к посольскому приказу, во главе их поставлен А. А. Виниус, который занимался доставкой почтовой корреспонденции до 1701 г. При этом жалованья ему не полагалось, но зато в его пользу поступала вся плата за пересылку частной корреспонденции. Серьёзные преобразования в области почты начались при императоре Петре I. Указом от 25 мая 1720 г. повелевалось «в знатных городах по большим дорогам учинить ординарную почту, а именно от Санкт-Петербурга до Москвы и до других городов по дважды, а в прочих губерниях и провинциях по однажды в неделю ради посылки из коллегий и канцелярий указов и писем до Москвы и оттуда».

В 1764 г. императрица Екатерина II начала реформу почтовой службы. Санкт-Петербургский почтамт был разделён на три экспедиции: одна занималась обработкой исходящей корреспонденции, вторая – входящей, а третья – расчётными операциями.

Илья Александрович Андреевский. Фотоателье М. Шаниной, Уфа
Илья Александрович Андреевский. Фотоателье М. Шаниной, Уфа

В 1781 г. были учреждены почтовые округа с 32 почтовыми конторами под управлением Санкт-Петербургского почтамта и 35 конторами, непосредственно подчиняющимися Московскому почтамту, а также 6 подчиняющимися Рижскому почтамту. Указом от 14 ноября 1783 г. была установлена единая такса для всей корреспонденции, которая зависела от веса письма и дальности доставки.

16 апреля 1799 г. почтовая структура империи была вновь реформирована. Было учреждено шесть почтамтов (в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Вильно, Тамбове и Казани). Остальные почтовые заведения были разделены на шесть категорий, получивших статус конторы или экспедиции – губернские почтовые конторы, пограничные почтовые конторы, портовые почтовые конторы, городские почтовые конторы, городские и уездные экспедиции.

Именным указом Сената от 16 октября 1809 г. управление почтовыми делами было передано в Почтовое отделение Министерства внутренних дел в непосредственное ведение министра. Распоряжением МВД от 6 июня 1811 г. и именным указом от 7 июля 1811 г. был сформирован Почтовый департамент МВД. В 1884 г. Почтовый департамент и Телеграфный департамент, входившие в систему МВД, были объединены, и на их базе создано новое Главное управление почт и телеграфов, которое практически в неизменном виде просуществовало до 1917 г.

А теперь вернёмся к И. А. Андреевскому. Благодаря сохранившемуся на старинном уфимском Сергиевском кладбище надгробию, удалось установить даты жизни почтмейстера: родился 29 апреля 1866 г., умер 21 мая 1913 г. (М. И. Роднов «Уфимский некрополь», С.-Петербург, «Своё издательство», 2015). Как следует из информации в уфимских адрес-календарях, проживало семейство Андреевских в здании той самой почтово-телеграфной конторы, где он служил, – Гоголевская, 59.

Глава семейства службу государеву нёс ревностно, в чинах рос исправно: в 1906–1907 гг. он в чине коллежского асессора, в 1908–1909 гг. – надворный советник, в 1912-м – коллежский советник. Был награждён знаками ордена Святой Анны 3-й степени, Святого Станислава 3-й степени, серебряной медалью на Александровской ленте «В память царствования Императора Александра III». Недвижимого имущества в Уфе за ним не числилось, сведений об участии в благотворительных или общественных организациях «в настоящий момент не выявлено».

Был у И. А. Андреевского родной брат – Яков Александрович Андреевский, который служил в чине статского советника (1915 г.) податным инспектором 1-го участка г. Самары. Жена брата – Вера Ивановна Андреевская (урождённая Рыхлевская), в их семье воспитывались четверо детей. Семьи братьев общались между собой, о чём можно судить по фотопортрету И. А. Андреевского с племянниками, снятому в самарском фотоателье Е. Васильевой между 1906 и 1908 годами. О супруге самого Ильи Александровича ничего не известно, как и о причине ранней смерти, возможно, от болезни.

Отдельно следует сказать о дочери почтмейстера. Александра Ильинична Андреевская родилась 25 февраля 1896 г. В августе 1906-го поступила в 1-й класс уфимской Мариинской женской гимназии (по свидетельству Уфимской частной гимназии Хитровской, в которой, по всей видимости, первоначально училась). В 1913 г. окончила основной курс и поступила в дополнительный 7-й класс для специального изучения русского языка, который окончила летом 1914 г. (Фонд Мариинской женской гимназии, НА РБ, ф. И-117, оп. 2, д. 23 – сведения любезно предоставлены Т. В. Тарасовой.)

После окончания курса гимназии Александра поступила на Варшавские высшие женские курсы слушательницей историко-филологического факультета.

И. А. Андреевский (стоит) в чине коллежского асессора с женой и семьёй брата. Самара, фотоателье Е. Васильевой
И. А. Андреевский (стоит) в чине коллежского асессора с женой и семьёй брата. Самара, фотоателье Е. Васильевой

Высшие женские курсы – частные женские высшие учебные заведения университетского типа в дореволюционной России. Одними из первых в 1869 г. были открыты Высшие женские курсы в С.-Петербурге и Лубянские в Москве. В 1872 г. были образованы Высшие женские курсы при Медико-хирургической академии в С.-Петербурге. В 1906–1910 гг. появились высшие женские курсы в Киеве, Одессе, Казани, Харькове, Тифлисе, Новочеркасске, Варшаве, Томске. В 1909 г. высшие женские курсы были открыты при Варшавском университете.

Права оканчивающих женские курсы были ограничены, выпускницам не присваивалось никакого звания, они не могли работать, в том числе и в должности учителей. Лишь в 1911 г. законом «Об испытаниях лиц женского пола в знании курса учебных заведений и о порядке приобретения ими учёных степеней и звания учительниц» Высшие женские курсы, программы которых были признаны равными университетским, получили статус вузов. Их выпускницы допускались к экзаменам в комиссиях «для лиц мужского пола». В 1912 г. на девятнадцати высших женских курсах, находившихся в ведении Министерства народного просвещения, обучалось около 25 тыс. слушательниц, одной из них и была Александра Андреевская.

Фото группы учениц Мариинской гимназии. Александра Андреевская стоит справа. На обороте карандашная надпись: «Андреевская. Снимались 24 мая 1912 г.» Фотоателье О. Ф. Герман, Уфа.
Фото группы учениц Мариинской гимназии. Александра Андреевская стоит справа. На обороте карандашная надпись: «Андреевская. Снимались 24 мая 1912 г.» Фотоателье О. Ф. Герман, Уфа.
Студенческий билет Александры Андреевской – учащейся Варшавских высших женских курсов. В 1916–1917 учебном году это учебное заведе- ние находилось уже в Ростове-на-Дону.
Студенческий билет Александры Андреевской – учащейся Варшавских высших женских курсов. В 1916–1917 учебном году это учебное заведе- ние находилось уже в Ростове-на-Дону.

После начала Первой мировой войны, в 1915 г. Варшавские высшие женские курсы, вместе с Варшавским университетом, были эвакуированы в Ростов-на-Дону.

Сохранилась открытка, отправленная 8 марта 1915 г. и адресованная «Ея Высокоблагородию Александре Ильиничне, мадемуазель Андреевской» на адрес: г. Варшава, ул. Великая, 80, кв. 9:

«Дорогая Шура! Поздравляю тебя с Днём твоего ангела. Желаю всего-всего хорошего, успехов во всём, счастья, здоровья и пр., и пр. Получила ли ты, Шура, моё письмо? Жду весточки от тебя. Сию минуту еду к Лизе, везу ей карточку с К. А. Целую тебя, твоя вечно Мария А.»

По всей видимости, День Ангела 8 марта – память преподобного Александра монаха. Сбоку плохо разборчивым почерком сделана приписка: «На днях еду к М. Балаевой. Она дома. Да вот в письме всё напишу». На открытке имеется почтовый штемпель станции Черниковка Самаро-Златоустовской железной дороги и, по всей видимости, дата получения, написанная от руки, – 18 марта 1915 г.

Вторая открытка адресована уже в Уфу: «Казарменная улица – угол Вавиловской, Ея Высокоблагородию Александре Ильиничне мадемуазель Андреевской»:

«Дорогая Шура, как ты поживаешь? И что поделываешь? Я слышала, что ваши курсы перевели в Саратов? Правда ли это? Поедешь или нет? У нас здесь всё спокойно, тихо и т. д. Ученье пойдёт нормально. Ну, от тебя не жду, зная твою лень, скорого ответа. Если вздумаешь написать, мне это было бы очень приятно. Передай мой сердечный привет деде Ники и маме. Галя В. Васильевский остров, 10 линия, д. 39, кв. 47».

Получено открытое письмо (т. е. открытка) согласно почтовому штемпелю 4 сентября 1915 г. На нём имеется интересная особенность – примета военного времени – штамп «Просмотрено военной цензурой. Уфа. Военный цензор № 51». Кроме того, имеются выходные данные: издание «Ришар». С.-Петербург. Т-во Голике и Вильборг СПБ, Звенигор П. Очень интересная информация о переводе Варшавских женских курсов в г. Саратов – видимо, первоначально рассматривался вариант размещения их в этом городе, но в итоге курсы были передислоцированы в Ростов-на-Дону.

По всей видимости, Александра Андреевская благополучно окончила учебное заведение и получила звание учительницы. По неподтверждённой информации работала в уфимских школах. Дожила до преклонных лет и умерла в 1977 г., при этом всю свою жизнь носила фамилию Андреевская. Похоронена на Южном кладбище Уфы.

Фото из коллекции автора.

Автор выражает благодарность уфимскому краеведу Т. В. Тарасовой, предоставившей архивную информацию.

Читайте нас