Что знает уфимец о Бирске? Прежде всего то, что он в 100 км от Уфы и что там делают… бирские пельмени. А как же без них, это ведь уже не только бренд, но и торговая марка (вы, наверное, пробовали уфимские пельмени под таким названием?).
Сразу скажу, что большинство уфимцев знает о Бирске гораздо больше, а многие и вовсе считают его местом, в которое стоит просто заехать. На фестиваль, например.
Лично я люблю Бирск не только из-за этого. Ведь оказавшись на тихой и зелёной одноэтажной бирской улице, я понимаю, что каким-то непостижимым образом вдруг оказываюсь в своём «одноэтажном» детстве. И я вновь и вновь хочу попасть в этот добрый город, который всегда дарит радость.
Бирск с удовольствием примет тебя не только в дни гуляний, но и в дни ледохода, который здесь в отличие от Уфы, больше похож на настоящий. Особенно, если ты взираешь на этот разгул природы с верхотуры прибрежного парка Соколка. Или с Галкиной горы от великолепной старинной церкви Михаила Архангела.
Ждёт он и в дни, когда цветёт сирень, тем более, говорят, что буйствует она здесь на неделю или две дольше, чем в Уфе. Правда, и зацветает тоже позже – всего на 100 км севернее, а вот ведь как обстоит с вегетацией! Тем более удивительным тогда представляется феномен знаменитых бирских яблок, которым ежегодно посвящается весёлый и «вкусный» фестиваль. Яблок здесь всегда было много, в советское время даже заводик по производству сухофруктов работал.
Бирск зовёт тебя и жарким летом, ведь гуляя по городу, ты всегда можешь укрыться от солнца не только под деревьями, но и в тени невысоких старинных каменных и деревянных домов. А если на обратном пути догадаешься прикупить ведёрко-другое чудесной полевой земляники, то и вовсе оставишь память о поездке до следующего года.
Бирск поманит тебя и в дни, когда лето давно кончилось, а золотая осень всё ещё дарит не только впечатления, но и тепло. Особенно хорошо там в это время ясными ночами. Как-то, уже много лет назад, осенью, после одного из мероприятий в Бирске, вышли мы на вечернюю улицу. И когда я увидел, что небо на горизонте не мерцает от заводских факелов, что мощные светильники проспектов не создают световую завесу, то лишь молча позавидовал людям, которые и в городе могут едва ли не во всём блеске видеть золото звёздного неба.
Жаль только, что никто до сих пор не догадался пустить в Бирск электричку, хотя здание вокзала в городе стоит уже больше ста лет. Впрочем, это отдельная история, замешанная не только на неосуществлённых мечтах, но и на желании бирского купечества заявить о себе, быть не хуже других. А заявки такие, как водится были (да и сейчас они, ясное дело, не иссякли!). Дочерей своих бирские купчины и другие состоятельные биряне далеко от дома не отпускали: выстроили для них большое здание женской гимназии. А вот мужской гимназии в Бирске не было, зато к 1908 году имелось реальное, а к следующему году и коммерческое училища, что в общем-то и понятно.
А как с этим дело обстоит сейчас? Да всё в порядке: здесь действует филиал Уфимского университета науки и технологий, несколько колледжей и техникум и с десяток школ. Интересно, какую долю населения составляют студенты и школьники?
Официальной датой основания города Бирска (на сегодняшний день, во всяком случае) считается 1663 год, когда по указу царя Алексея Михайловича на правобережье Белой была заложена крепость, ставшая вторым русским городом-крепостью в Башкирии после Уфы. Но есть и другая версия, которая возникла тоже не на пустом месте: если принять за аксиому, что основатели крепости прибыли сюда с Камы и Волги, то было бы несколько странно, если бы сначала они забрались выше по течению Белой и основали Уфимскую крепость, а уж потом обратили внимание на замечательное место ниже по течению реки. В полном виде эта версия выглядит примерно так: в 1574 году (т.е. одновременно с Уфой) русские переселенцы, что двигались вверх по Белой Воложке – Белой основали село Архангельское-Бирь. Архангельское возникло как опорный пункт на середине пути от Камы к реке Уфе.
Село это сгорело во время башкирского восстания, а в 1663-м было отстроено заново, впоследствии оно и стало городом Бирском по названию реки Бирь, что с башкирского и других тюркских языков переводится как «Волчья» река. Сейчас место, где когда-то жили архангельские крестьяне, называют Галкиной горой.
А вот Василий Никитич Татищев (историк, управленец и жёсткий, даже жестокий политик) почему-то считал, что своё название Бирск получил от тюркского слова «бер», то есть «первый» – дескать, башкиры дали такое название, потому что это была первая русская крепость, построенная в этих местах. Также Татищев отмечал, что сами русские в 1555 году называли своё поселение Челядиным. Село это, из которого потом и вырос Бирск, построенное немного в стороне от нынешней Галкиной горы, называлось по имени опального боярина Челядина, бежавшего из пределов Московского царства на ещё не вошедшие в состав Российского государства земли на востоке. А вот археологические находки в районе города указывают на существование здесь поселений ещё в III–II тыс. до н. э.
Вот и на бирском сувенирном прянике стоит дата основания города Бирска – 1663 год. Словом, есть вопросы. И в коротком интервью по телефону я задаю их Главе администрации Бирского района Антону Владимировичу Талалову:
– Какую часть населения Бирска составляют студенты и школьники, и как это отражается на политике администрации?
– Примерно одну пятую часть. Поэтому уделяем повышенное внимание организации мест развлечения, революцию ведь делали молодые, и молодёжь требует повышенного внимания. Другое дело, что не всегда сама она этого хочет. Потому «идём в народ», по линии молодёжного правительства работаем. Если зададим правильные ценности, то и поведение будет, уже как следствие, предсказуемым. Большое значение также имеют культурные моменты.
– В чём, по Вашему мнению, главные отличия Бирска от Уфы? Визуальные, деловые, чисто человеческие?
– Разница в ритме жизни, в ценностях. В Бирске, как мне представляется, всё белое… Бирск уездный город, спокойный. Скорости разные, есть время задуматься. Исторический центр не тронут современной архитектурой. Самобытность 100%-я.
– Чего, по Вашему мнению, Бирску пока не хватает, в т.ч. в плане туристической привлекательности?
– Из пяти составляющих успеха любого дела – люди, навыки, информация, деньги, время – проблема только с деньгами – не хватает капвложений со стороны федерального центра. Если мы сделаем достойную инфраструктуру, культурное наследие заиграет, из угловатого алмаза превратится в сияющий бриллиант. Ищем инвесторов. Вот только дороги порой подводят…
– Каким объектом старинного города лично Вы гордитесь в первую очередь?
– Центром, конечно, Троицкой площадью. Собор – кладка на века, яичный желток для крепости добавляли. Да тот же дом Чиркова. Особая гордость – вид из-за Белой на город: церкви и мечети. В этом сходство с Уфой – город на горе.
Задал я Антону Владимировичу и вопрос о том, как он относится к утверждениям, что Бирск существует с 1555 года. А он в ответ рассказал мне (весьма артистично, кстати) даосскую притчу о бедном старике и его великолепном коне, резюме которой такое: «Жизнь покажет. Вы же не знаете всей истории, зачем судить?» Словом, не надо делать выводов, пока время не пришло.
И ещё один вопрос задал я Главе администрации:
– Вы побывали на открытии фотовыставки В. А. Стрижевского «Шорох дождя» в бирском филиале УУНиТ. Что Вам больше всего запомнилось? Любите ли сами фотографировать?
– Это удачное сочетание изображения и подписи – как бы дополнительная фокусировка образа… Сам, конечно, снимаю, но как говорится просто для себя.