Все новости
Краеведение
19 Января , 12:12

№1.2025. Сергей Калитов. К вопросу о дате основания Уфы

Фото: Алексей Чугунов
Фото: Алексей Чугунов
Калитов Сергей Гайнияхматович родился 5 декабря 1954 г. В 1963–1972 гг. воспитывался в Бирском детском доме № 1. Окончил Уфимский авиационный институт, работал на Уфимском заводе чертёжных приборов и заводе торгового оборудования. Историей времён Ивана Грозного и гидронимией Южного Урала увлёкся на пенсии.

Вот уже полтора столетия среди историков и краеведов не утихают споры о дате основания столицы нашего края – Уфы. И, как обычно, обостряются эти споры накануне юбилеев города. Не стало исключением и нынешнее 450-летие Уфы. Несколько лет назад в сборнике «Река времени. 2019» появилась статья историка Я. Г. Солодкина «Сообщения о предыстории основания и возникновения Уфы в Поволжском летописце начала XVII в.: происхождение и степень достоверности». И некоторые члены исторического сообщества Уфы подхватили так называемое «убедительное доказательство» основания Уфы якобы в 1586 году.

Вот основные выдержки из статьи Солодкина: «Поволжский летописец содержит две более или менее обстоятельные записи и о предыстории возникновения, и о сооружении “града” на берегу Белой, неподалеку от устья реки Уфы. Происхождение данных записей и степень их достоверности ещё не были предметом специального анализа»[1]. Получается, Солодкин сам признаётся, что не уверен в сведениях источника и в достоверности летописных фактов в нём изложенных.

Но в заключении: «Итак, сохранённые Поволжским летописцем оригинальные свидетельства о предыстории строительства и основания Уфы скорее всего оставлены участником походов 1584/85 и 1585/86 гг. русских служилых людей против башкир в “сибирские улусы”, вероятно, дворянином или сыном боярским какого-то “низового города”. Эти свидетельства, прямо либо косвенно подтверждающиеся другими источниками, могут считаться вполне надёжными»[2].

Ключевой момент в рассмотренной работе – что за источник такой, что его степень достоверности то позволяет, то не позволяет считать сведения вполне надёжными? Кстати, в Поволжском летописце встречается выражение «низовый город»: таковыми в источниках называются те новые русские города, которые располагались по Волге ниже Симбирска и Самары[3].

В 1960-х годах Вадимом Ивановичем Корецким, доктором исторических наук, исследователем истории России XVI–XVII вв., был обнаружен так называемый «Поволжский летописец». И тогда ещё встала проблема установления достоверности содержащихся в нём сведений о событиях второй половины XVI – начала XVII веков, она была тем более насущной, что в этих поздних летописных памятниках находились легендарные, заведомо выдуманные или несколько переиначенные известия о реальных исторических событиях.

Корецким В. И. и Морозовым Б. Н. в статье «Летописец с новыми известиями XVI – начале XVII вв.» (Летописи и хроники. – М., 1984) в нём были выявлены значительные неточности. В связи с этим списки Поволжского летописца широкого применения в изучении исторических событий того периода не получили.

Вот некоторые выдержки из этой работы: «Характерно, что летописец передал все известия Никоновской летописи о строительстве в Москве под 7013, 7014, 7016, 7022, 7023, 7033 и 7051 гг. В известиях за этот период имеются значительные неточности, и в связи с этим установить определённо их источник, даже в случае параллелей с Никоновской летописью, затруднительно»[4]. И следующая страница полностью посвящена неточностям. Первоначально был обнаружен так называемый Список Л, а позднее Список А, более ранний и более правильный. «Ранняя рукопись, [Список А. – автор], вероятно, была написана именно в 1660–70-х годах, так как имеет один из позднейших вариантов филиграни одного вида и один в один из ранних – другого»[5].

Часть летописца, описываемая в статье Я. Г. Солодкина и содержащая известия 1584–1610 гг., была опубликована в 1968 г. по его позднему и более дефективному списку.

И ещё один яркий пример неточности: «Характерна попытка писца Списка Л принять Казань за исходный пункт похода Ермака в Сибирь: «Ермак Тимофеевич ис Казани с Волги пошёл Камою рекою в Сибирскую землю», тогда как ранний Список А даёт правильное чтение: «…Ермак Тимофеевич с казаки с Волги…».

А теперь проведём небольшой анализ основных выдержек из Поволжского летописца, на которые ссылается Я. Г. Солодкин, утверждая якобы «о сооружении града» на берегу Белой, неподалеку от впадения реки Уфы:

«…В лето 7092 марта в 18 день Ивана Васильевича не стало. В лето 7093 царь Федор послал голов татарских ис Казани Федора Турова да Залешенина Волохова, выбрав лутчих людей с Костромы и Суздаля, Из Ярославля, Володимера, из Арзамаса и изо многих городов поволских. И оне ходили до соленых озер, и бився з башкирцы возвратившиеся назад.

В лето 7094 атаман Ермак Тимофеевич с казаки с Волги пришёл Камою рекою в Сибирскую землю. А с Камы шёл рекою Тагилом, а не Тагила выгреб в реку в Туру. Того же лета послал царь Федор Федора Турова да Залешенина Волохова, да воинских людей, кои преж его были с ними в сибирских улусах. И Федор Залешенин з башкирцы и з сибиряны билися. И бився на Уве острог поставили. Того же года в Астрахани каменный город заложили».[6]

Все так называемые «убедительные доказательства» основания Уфы в 1586 г. заключены в лишь двух абзацах – во втором и в четвёртом. И если во втором абзаце фигурируют «соленые озера», почему-то принятые автором за солеваренный городок около Табынска, то в четвёртом абзаце – самое главное предложение: «И бився на Уве острог поставили».

Таким образом, Солодкин всё мифическое «доказательство» основания Уфы на 12 лет позже построил вокруг этого предложения, обратив внимание на отсутствие интереса Корецкого к этому событию. «Данное известие привлекло внимание В. И. Корецкого уже при открытии летописца, но видный историк оставил оригинальное свидетельство без рассмотрения».[7] Никаких солёных озёр близ Табынска нет, есть только речка Усолка, Летописец явно повествует о какой-то иной местности. О какой же?

Кроме того, Корецкий не мог не обратить своё внимание на два события, произошедшие в один год – покорение Сибири Ермаком и заложение каменного городка в Астрахани. У Поволжского же летописца читаем: это произошло «в лето 7094», то есть в 1586 году. «Того же лета» Федор Туров «…на Уве острог поставили». Но всем известно, что это не так. Ермак покорил Сибирь в 1581 г. И в это же время 1580/81 гг. был заложен Астраханский кремль. Выходит, и острог заложили на некой Уве в 1581 году.

В. Корецкий прекрасно понимал, что военные походы Федора Турова, будущего основателя Саратова (1590), происходили в сторону Илецких солёных озёр и что он заложил острог на речке Увеке, впадающей в Волгу в черте современного Саратова. Таким образом, не было никакого «оригинального свидетельства», оставленного историком Корецким «без рассмотрения», а был довольно сумбурный путаный отрывок в тексте летописи, повествующий о событиях, происходивших за тысячу вёрст юго-восточнее Уфы, в саратовском Приволжье. А одна из ошибок-описок автора Поволжского летописца в написании реки Увек (такая же ошибка в летописи в написании реки «Сура» – она обозначена как «Сула») привела к неверным выводам историка Солодкина Я. Г. в Нижневартовске.

И в заключение можно сделать вывод, что В. Корецкий дал название рукописи «Поволжский летописец» не зря – все действия, описанные в нём, происходят на Волге и никакого отношения к основанию Уфы в Приуралье не имеют.

Список использованной литературы:

  1. Агеева М. В. План Уфы Гесте // Бельские просторы. № 7.
  2. Корецкий В. И., Морозов Б. Н. «Летописец с новыми известиями XVI – начала XVII вв. / Сборник «Летописи и хроники». Издательство «Наука». Москва. 1984.
  3. Смолич И. К. Русское монашество. Возникновение, развитие и сущность – 988–1917. Жизнь и учение старцев. – М.: Православная энциклопедия, 1997.
  4. Солодкин Я. Г. «Сообщения о предыстории основания и возникновения Уфы в Поволжском летописце начала XVII в.: происхождение и степень достоверности». Сборник «Река времени. 2019» / Составитель и ответственный редактор Роднов М. И. – Уфа. 2019.

 

[1] Солодкин Я. Г. «Сообщения о предыстории основания и возникновения Уфы в Поволжском летописце начала XVII в.: происхождение и степень достоверности». Сборник «Река времени. 2019» / Составитель и ответственный редактор Роднов М. И. – Уфа. 2019. С. 9.

[2] Там же. С. 14.

[3] Смолич И. К. Русское монашество. Возникновение, развитие и сущность – 988–1917. Жизнь и учение старцев. – М.: Православная энциклопедия, 1997.

[4] Корецкий В. И., Морозов Б. Н. «Летописец с новыми известиями XVI – начала XVII вв. / Сборник «Летописи и хроники». Издательство «Наука». Москва. 1984. С. 189.

[5] Там же. С. 187.

[6] Там же. С. 214.

[7] Солодкин Я. Г. «Сообщения о предыстории основания и возникновения Уфы в Поволжском летописце начала XVII в.: происхождение и степень достоверности». Сборник «Река времени. 2019» / Составитель и ответственный редактор Роднов М.И. – Уфа. 2019. С. 9.

Читайте нас: