Все новости
Краеведение
8 Июня , 12:39

Анвар Лукманов. Маршруты Зорина: танковые и трамвайные...

Каждый день ранним утром выходят на еще тихие улицы Уфы трамваи из широко открытых ворот депо имени Зорина. Фамилия давно примелькалась, но люди, не имеющие отношения к электротранспортникам, мало что знают об этом человеке.

В газете «Вечерняя Уфа» однажды появилось даже письмо с недоуменным и справедливым вопросом: «Мы часто слышим такие слова: «Трамвай идет в депо имени Зорина», «Депо имени Зорина требуются водители». Правильно писал Маяковский, что слова у нас в привычку входят. Мы привыкли к фамилии Зорина, а о самом человеке почти ничего не знаем. Кто он, расскажите, пожалуйста.

К. Мясагулов, работник завода».

Далее редакция рассказала кратко о жизни и героическом подвиге Героя Советского Союза С. И. Зорина. К сожалению, число публикаций о нем ничтожно мало, едва ли несколько заметок. А интерес к его жизни среди жителей Уфы еще более возрос с появлением трамвайного вагона имени Зорина.

В депо, названном его именем, еще трудятся его коллеги, которые хорошо помнят Зорина. Живы те, с кем он работал до войны. В архивах имеются скудные, но правдивые документы его рабочей биографии. Фронтовые дороги Зорина мне пришлось восстанавливать по воспоминаниям его коллег, страницам наградных листов и мемуаров, где описываются боевые действия корпуса и бригады, где он служил.

С. И. Зорин умер в 1954 году, а через десять лет по настоятельной просьбе ветеранов и сотрудников Уфимского трамвайно-троллейбусного управления (Муниципальное управление электротранспорта) его именем было названо трамвайное депо N 1.

Если переиначить слова знаменитого стихотворения Владимира Маяковского «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», то можно сказать, что товарищ Зорин и сегодня жив делами людей, которые работают в депо его имени. О нем не забывают — его имя помнят живые: и те, кто с ним вместе работал, и те, кто его никогда не видел, но слышал о нем и его делах.

Об этом говорит и традиция, зародившаяся вот уже много лет назад среди рабочих и служащих депо. Каждую весну, в канун Дня Победы, собираются представители депо, чтоб почтить память Героя Советского Союза и ветерана труда Сергея Ивановича Зорина...

29 апреля 1942 года С. И. Зорин был призван в ряды Красной Армии и направлен в танковое училище. После окончания его летом 1943 года воевал на 2-м Украинском фронте. Здесь он был ранен, и после излечения весной 1944 года прибыл в 1-й Красноградский механизированный корпус под командованием генерал-лейтенанта танковых войск С. М. Кривошеина.

Корпус находился на переформировании в танковом лагере в лесах у села Булаховка в Белоруссии. В частях проходила напряженная учеба. Зорин стал водителем танка 3-го танкового полка, которым командовал майор Садовой.

Среди танкистов ходили слухи, что у немцев появилось какое-то новое грозное оружие против танков. Действительно, в одном из боев танкисты понесли значительные потери. Это встревожило даже Военный Совет фронта — посланные на места боев представители и группа работников политуправления установили, что фашисты применили противотанковые «фауст-патроны». В бою был захвачен целый склад их. Из числа пленных отобрали знающих технические и боевые свойства «фауст-патронов» и провели пробные стрельбы по разбитым танкам. И оказалось, что в ближнем бою «фауст-патроны» могут причинить танкам значительный урон.

Политорганы фронта издали листовки с инструкциями борьбы с новым оружием немцев.

Экипажи танков учились форсировать водные преграды, преодолевать лесисто-болотистые местности. Зорин настойчиво овладевал премудростями военной науки: он знал, что все это пригодится в ближайшие же дни. За его спиной был уже довольно значительный опыт — служба в 30-е годы на Дальнем Востоке и участие в войне с белофиннами в 1939-1940 годах.

Наступление частей 1-го Белорусского фронта началось 24 мая 1944 года в шесть часов утра мощной артиллерийской и авиационной обработкой обороны противника.

Танковый корпус наступал по сильно заболоченной местности, которая не позволяла развернуться в обычный боевой порядок.

На пути наступления 37-й бригады, в которую входил полк майора Садового, протекала небольшая, но сильно заболоченная речка — танкистам пришлось строить мост.

Командующий 1-м Белорусским фронтом Рокоссовский вспоминал позднее: «Нелегкое дело предстояло нашим солдатам и офицерам — пройти эти гиблые места, пройти с боями».

Танкисты вместе с саперами готовили бревна и специальные треугольники для прохода через широкие рвы.

Саперы за 20 дней июня сняли 34 тысячи мин, проделали 193 прохода для танков и пехоты, навели десятки переправ через реки.

Едва бригада вышла на дорогу, выбила немцев из деревни, как опять уперлась в ручей, который спокойно переходили пехота и конники.

Танкисты, черные от болотной грязи, мокрые и злые, таскали срубленные бревна и хворост.

«Царица полей» пехота отпускала свои шуточки в адрес танкистов, а те неохотно отвечали.

Командир корпуса С. М. Кривошеин писал в воспоминаниях, что начало Белорусской операции было самым тяжелым периодом и, несмотря на старания экипажей, в день проходили всего лишь 20-25 километров. Потом темп наступления стал нарастать.

30 июня корпус занял город Слуцк. В боях за город отличилась 37-я бригада В. М. Хотимского, в которую входил и полк, где служил Зорин; она получила почетное наименование Слуцкой. Бои за город носили исключительно упорный и ожесточенный характер.

В ночь с 9 на 10 июля бригада вышла к реке Шара, форсировала ее и после боев встретилась с партизанским соединением. За отличные боевые действия и успешное форсирование реки Шара 37-я бригада была награждена орденом Красного Знамени.

Зорин был хорошим водителем, его смелость, находчивость в боях были отмечены боевыми наградами. На его груди уже сияли две медали «За отвагу».

Зорина-водителя приметил и командир полка майор Садовой, который не раз вел полк в наступление, находясь именно в танке Зорина.

Об одном из военных эпизодов рассказывает писатель Б. Павлов в книге «Славные сыны Башкирии», когда танк Зорина неожиданно попал в расположение противника, а мотор заглох...

— Что случилось? — спросил с тревогой командир танка.

— Сам не могу понять. Придется переждать немного, тогда сам заведется, а иначе аккумулятор посажу.

Они предполагали, что находятся на нейтральной полосе, но вдруг послышалась немецкая речь и крики. Фашисты окружили танк, начали даже бить прикладом по броне, требуя сдаться. Экипаж срочно радировал командиру батальона: попали к немцам, выручайте! А немцы все больше наглели.

Зорин решил завести мотор — будь что будет — нажал на стартер... Мотор завелся! Включил скорость, сделал резкий поворот и стал давить фашистов. Командир танка косил их из пулемета.

— Давай в село, сейчас наши подойдут! — сказал командир.

Танк ударил из пушки и с грохотом пошел по сельской улице. Немцы, перепуганные, стали поднимать руки.

В это время подошли и другие танки.

28 июня части корпуса вышли на северный берег реки Западный Буг, очистили его от противника и вышли на государственную границу СССР.

За период боевых действий в Белоруссии танкисты прошли 950-1000 километров, форсировали около 50 водных преград.

 *   *   *

 

После окончания Белорусской операции 1-й механизированный корпус был передан в состав 2-й танковой армии.

Периоду нового наступления предшествовала тщательная подготовка.

21 ноября 1944 года 2-я танковая армия была удостоена чести носить звание гвардейской.

Об этом рассказывает А. И. Радзиевский в статье «Танки идут на Берлин» (Сборник: «9 мая 1945 года». М.: Наука, 1970): «Помню построение, посвященное преобразованию армии в гвардейскую. На знаменах большинства частей и соединений было по два-три ордена.

Высокие награды, почетные наименования отмечали пройденный ратный путь. В строю стояли солдаты, сержанты, офицеры, которые остановили врага на огненной Курской дуге, взломали оборону противника и стремительно преследовали немецко-фашистские войска на Украине и в Молдавии, в Белоруссии и Польше».

— Мы накануне решающих битв, — сказал, выступая, старший лейтенант Вокерин. — В этих боях мы с честью понесем вперед гвардейское знамя. Клянемся уничтожить врага в его берлоге, дойдем до Берлина!

Наступление войск 1-го Белорусского фронта началось 14 января 1945 года в стремительном темпе.

Стрелковые части 5-й ударной армии прорвали вражескую оборону, форсировали реки Пилицу и заняли на правом берегу плацдарм для дальнейшего продвижения вперед. Вслед за ними пошли в наступление части 2-й гвардейской танковой армии. Танки быстро сумели переправиться на захваченный плацдарм, потому что остался неповрежденным мост — фашисты при отходе не успели его взорвать. Сейчас он очень помог танкистам.

— Да, здорово живем! — сказал командир танка Лебеденко и высунулся из люка: прямо над головой свисали низкие хмурые облака, впереди лежал густой туман, падал крупный мокрый снег.

А танки все подходили и подходили...

В течение двух дней они полностью заполнили плацдарм, а рано утром 16 января генерал С. И. Богданов отдал приказ начать операцию.

По радиосетям и телефонным линиям понесся сигнал: «Вперед!» — и одно это короткое слово двинуло в прорыв сотни танков.

В первый же день наступления танкист Зорин совершил подвиг.

Когда танки вышли к населенному пункту Кучава Весь возле высоты 161,6, Зорин внезапно увидел затаившуюся вдоль дороги группу немцев.

— Вижу немцев, — доложил Зорин командиру танка Лебеденко. — И не дожидаясь ответа, добавил газа и направил машину на противника. Немецкие артиллеристы заметались возле передней пушки — ствол поплыл в сторону советского танка, но тут же был раздавлен мощной машиной.

Поединок советского танка с батареей противника длился несколько минут. Немецкая батарея была уничтожена вместе с прислугой.

Неожиданно в тримплекс Зорин увидел еще одну группку серых шинелей, сбившихся в кучу, — он направил танк прямо на них, но тут услышал команду:

— Стой! Стой!

Лейтенант вытолкнул крышку люка и удовлетворенно посмотрел на фашистов с поднятыми руками...

После боя Зорин с командиром танка посмотрели, что они «наделали» — три разбитых противотанковых орудия, два миномета и множество трупов солдат и офицеров. Потом увидели два уцелевших тяжелых орудия.

— Посмотри-ка, почти новенькие, — сказал лейтенант Лебеденко. — Наверное, не успели даже выстрелить.

— Скоро им конец!

Вот благодарности, подписанные командиром части майором Садовым, адресованные механику-водителю С. И. Зорину: освобождены населенные пункты Варка, Груйец, Козенице, Солец, Зволень, Едлинск.

В книге генерала М. Д. Соломатина «Красноградцы» (Москва, 1963) на странице 139 помещена фотография С. И. Зорина, а на следующей странице описывается бой, который произошел 16 января около местечка Мщонув: «Слуцкая бригада 16 января 1945 года столкнулась с группой фашистских войск юго-восточнее Мщонув и вынуждена была развернуть часть своих сил для ее разгрома. При этом очень смело и решительно действовал танкист, старшина С. И. Зорин. На большой скорости он врезался на своем танке в боевые порядки противника, огнем и гусеницами уничтожил 3 противотанковых орудия...»

В приказе Верховного Главнокомандующего говорится: «Войска 1-го Белорусского фронта, совершив стремительный обходный маневр к западу от Варшавы, заняли город Жирардув, перерезали дороги на Сохачев, форсировали Вислу севернее Варшавы и, отрезав таким образом Варшаву с запада, сегодня, 17 января... овладели столицей союзной Польши городом Варшава — важнейшим стратегическим узлом обороны немцев на реке Висла».

На железнодорожных путях возле города Сохачев фашисты бросили 14 эшелонов награбленного в Варшаве добра и военного имущества.

Жители города с радостью встречали советских танкистов. Вот как пишет об этом генерал С. М. Кривошеин: «Мужчины и женщины окружали выходящих из танков, закоптелых от пороховых газов, перепачканных маслом танкистов, обнимали и целовали их, как родных. Головной танк превратился в трибуну. Начался митинг. Первым на танк взобрался пожилой крестьянин Шимон Петшак. Он горячо приветствовал советских танкистов. За ним выступили другие польские патриоты».

Рано утром 17 января советские танки ворвались в предместье Варшавы Прагу. В первых рядах стремительно двигалась машина Зорина.

Город был в огне. Варшавяне вышли на улицы, чтоб встретить своих освободителей. Жители плакали от радости.

Боевые действия войск 1-го Белорусского фронта, стремительное наступление танкистов фронта в те дни упоминалось ежедневно в Приказах Верховного Главнокомандования: 16, 17, 18, 19, 20 января.

У Зорина благодарность за овладение городом Быдгощ (Бромберг) — приказ от 23 января.

В тот же день 37-я бригада с ходу захватила город Эскен, чему во многом поспособствовал всего лишь один танк, где был водителем Зорин.

Обычно вперед от основной колонны высылались дозорные машины — одна-две или три, смотря по обстоятельствам. На этот раз впереди по совершенно пустому шоссе шла машина Зорина. Конечно, он понимал, что оно наверняка пристреляно и фашисты ждут их.

Но пока ничего не предвещало опасности.

Танк мчался стремительно — и вдруг чуть не налетел на немецкое орудие. Такая встреча оказалась неожиданной и для экипажа танка, и для противника. Немцы растерялись, открыли огонь и — мимо. Зорин, не долго думая, направил танк на пушку и раздавил ее.

Вокруг танка начали рваться снаряды из других орудий фашистской батареи. Не ожидая приказа командира, Зорин бросил танк на следующее орудие и сбил его на бок, прислуга разбежалась. Еще одну пушку подбили снарядом.

Все это происходило на окраине города. Фашистские орудия замолчали, солдаты разбежались. Со стороны каменных одноэтажных домов, стоявших около шоссе, застрочили крупнокалиберные пулеметы.

Несколько пулеметных точек Зорин разбил машиной, а другие были подавлены пушкой.

Генерал В. В. Ершов вспоминал: «Когда подошли основные наши силы, то видавшие виды воины были поражены тем, что «натворил» здесь Зорин со своим экипажем». На протяжении целого километра шоссейная дорога, ведущая к Эскену, была буквально усеяна трупами гитлеровцев, раздавленными стальными гусеницами его машины. То здесь, то там валялись покореженные немецкие орудия и другая немецкая техника.

При встрече с нами Зорин, как обычно, улыбнулся только одному ему свойственной спокойной улыбкой и сказал: «Причесал я их малость».

Вот как описывался этот эпизод в наградном листе:

«23 января 1945 года в бою за овладение городом Эскен первым ворвался в район обороны противника, смелым и дерзким действием, гусеницами танка раздавил два тяжелых противотанковых орудия, которые обороняли шоссейную дорогу на подступах к городу и уничтожил пять огневых точек и 35 солдат и офицеров противника, тем самым дал возможность полку овладеть городом без потерь».

Далее: «За проявленную доблесть, мужество и геройство достоин присвоения звания «Герой Советского Союза». 1 февраля 1945 года». Подписи командира полка, командиров 37-й механизированной бригады Хотимского, 1-го механизированного Красноградского корпуса Кривошеина, командующего 2-й гвардейской танковой армией Богданова.

31 января части корпуса вышли к Одеру. До Берлина оставалось около 100 километров.

Начальник штаба Радзиевский в своих воспоминаниях пишет, что для дальнейшего наступления не было тылового обеспечения (горючее, запасы боеприпасов и др.), многие танки были в неисправном состоянии, а противник готовил контрудар из Померании.

Несмотря на это, в марте войска 1-го Белорусского фронта после тщательной подготовки разгромили восточно-померанскую группировку противника.

Действия танковой бригады полковника Хотимского можно проследить по приказам Главнокомандующего, где упоминаются смелые боевые действия танкистов.

4 марта 1945 года — наступление по Померании.

6 марта — овладели городами Бельгардт, Трептов, Каммин, Плате...

7 марта — бои на подступах к Штеттину.

12 марта — штурмом овладели городом и крепостью Кистжинь (Кюстрин) — важным узлом путей сообщения и мощным опорным пунктом обороны немцев на реке Одер, прикрывающим подступы к Берлину.

18 марта — войска 1-го Белорусского фронта овладели городом и портом на Балтийском море Кольберг.

20 марта — овладели городом Альтдамм и ликвидировали сильно укрепленный плацдарм немцев на правом берегу реки Одер восточнее Штеттина.

20 марта 2-я танковая армия была выведена в резерв фронта и начала готовиться к Берлинской операции.

 

*   *   *

 

К последним боям готовились все — от рядовых до командующего. Прибывала новая техника (армия к началу операции имела свыше 700 танков и самоходно-артиллерийских установок), личный состав обучался боевым действиям в населенных пунктах, борьбе с фаустниками, ночным боям.

В начале апреля поступили указы Президиума Верховного Совета Союза ССР о награждениях.

Указом Президиума от 25 марта был удостоен звания Героя Советского Союза старшина Сергей Иванович Зорин.

Второй медалью «Золотая Звезда» был награжден командующий 2-й танковой армией генерал-полковник Семен Ильич Богданов.

Так Родина отмечала рядовых и командующих, делавших одно дело — освобождавших землю от фашистской чумы.

Перед началом наступления в подразделениях и частях было зачитано обращение Военного Совета фронта ко всем солдатам, сержантам, офицерам и генералам фронта. В нем говорилось: «Боевые друзья! Наша Родина и весь советский народ приказали войскам нашего фронта разбить противника на ближайших подступах к Берлину, захватить столицу фашистской Германии и водрузить над нею Знамя Победы! Пришло время нанести врагу последний удар и навсегда избавить нашу Родину от угрозы войны со стороны немецко-фашистских разбойников.

За нашу Советскую Родину — вперед на Берлин!»

На митингах гвардейцы танковой армии клялись выполнять приказ Родины.

На рассвете 16 апреля мощный грохот артиллерийских орудий возвестил о начале наступления.

1-й механизированный корпус был введен в сражение 17 апреля.

О стремительном наступлении 1-го Красноградского мехкорпуса писала «Красная звезда» 18 апреля 1945 года: «Темп движения был настолько высок, что ошеломлял врага. В городах шла нормальная жизнь: на перекрестках улиц стояли полицейские, из-за дверей ресторанов неслись звуки музыки, работали почта и телеграф, печатались вечерние выпуски газет. Берлинское радио передавало полные спокойствия сводки о положении на Восточном фронте. И словно гром среди ясного неба в эту безмятежную жизнь германских бюргеров врывался гул советских моторов... На большой скорости, ведя огонь, проносились первые группы танков мощных передовых отрядов...»

Конечно, не во всех городах происходили такие ошеломляющие события — были и упорные бои, где танки горели от фаустников, подрывались на минах, подбивались артиллерией противника.

Так, наступая 17 апреля в районе Вербич-Гузов, танки, облепленные десантниками батальона капитана И. П. Воронина, были встречены сильным огнем артиллерии и фаустников. Воронин спешил батальон и повел их в атаку — населенные пункты Вербич и Гузов были очищены от фаустников, а танки смогли пройти дальше.

С 23 по 30 апреля «корпус всеми силами прогрызал оборону немцев квартал за кварталом. Продвигались вперед очень медленно. Были большие потери», — вспоминает С. М. Кривошеин.

Бои в Берлине резко отличались от боев в полевых условиях. На улицах, на проезжей части их и на тротуарах образовались завалы битого кирпича. Из окон домов вырывались клубы огня и дыма... Всюду — на чердаках, в подвалах и сараях, в канализационных колодцах — таились фаустники, открывавшие внезапный огонь. В Берлине 2-я гвардейская танковая армия потеряла 204 танка, из них фаустниками было подбито 102.

Несмотря на потери, танкисты развивали наступление. 1 мая они вели ожесточенные бои в восточной части предместья Шарлоттенбурга.

Боевые действия не прекращались в течение всей ночи на 2 мая, а с утра началась массовая сдача в плен.

2 мая была завершена операция по ликвидации берлинской группировки.

Танки корпуса прекратили свои боевые действия в 200 метрах от рейхстага, над которым уже реяло Красное знамя. Среди них был и танк Зорина. За боевые заслуги Зорин был награжден Золотой Звездой Героя, орденами Ленина, Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу», медалями за «Освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», благодарностями Верховного Главнокомандующего.

Кончились военные дороги Зорина, впереди были — мирные.

*   *   *

 

Демобилизовавшись, Зорин возвращается в Уфу и с 1945 по 1950 годы работает начальником службы движения в трамвайном депо.

В. Т. Абдрахманов, участник Великой Отечественной войны, ветеран электротранспорта, хорошо знавший Зорина, вспоминает:

— Тогда у нас не было проблемы с кадрами, людей было много. И что самое главное: все работали с энтузиазмом, с радостью. А представляете, какие тогда вагоны были? Деревянные, примитивные, к тому же не отапливались. Зимой, когда образовывались заносы, особенно в районе современного горсовета, бывало, вагон идет как по туннелю. Сергей Иванович иногда сам садился на водительское место.

А вот как о Зорине тех лет вспоминает Е. И. Акулинина, работавшая в разное время кондуктором, регулятором службы движения, контролером и наставником поездных бригад кондукторов:

— Он был очень предан своей работе. Ведь в то время начальникам депо спать не приходилось: как метель, он бежит в депо, берется за лопату, выходит на линию, садится на водительское место...

Рассказывает ветеран электротранспорта Л. И. Сазиков:

— После демобилизации в 1948 году я начал работать мастером в вагоно-ремонтных мастерских. Сергей Иванович тогда возглавлял службу подвижного состава. Я помню, очень уж он переживал за деньги, которые ежедневно сдавали в кассу подчиненные ему кондуктора, боялся недостачи или обсчета. Всякое ведь бывало. И люди всякие были. Он всегда очень старался беречь государственную копейку — и тогда, и когда стал начальником депо. Бывало, все подсчитывал, как экономнее, как выгоднее, дешевле для государства...

В 1950 году С. И. Зорин был назначен директором депо N 1.

Насколько С. И. Зорин энергично взялся за новую работу, говорят ее результаты, которые стали видны уже через год.

В Центральном государственном историческом архиве сохранилась справка, характеризующая деятельность депо за первое полугодие 1951 года. Там сказано, что «трамвай полугодовую программу по перевозке пассажиров выполнил на 101,2 процента (по плану начислялась перевозка 10700 тысяч человек, фактически перевезено 10823 тысячи), по пробегу вагонов на 102,8 процентов». Работа трамвая по сравнению с предыдущим годом улучшилась — повысилось качество ремонта вагонов, снизились их простои по технической неисправности, успешно выполняется план капитального ремонта.

Немалая заслуга в этих положительных сдвигах работы городского транспорта, несомненно, принадлежала и директору депо Зорину.

— Высокого роста, худой, но по виду крепкий, — вспоминают ветераны, — он ходил в шинели, в брюках-галифе, сапогах, гимнастерке — туго было тогда с одеждой, а он еще братьям помогал. Требовательный к людям, к себе, в общении он был прост, доброжелателен...

По свидетельству писателя Б. Н. Павлова, собиравшего в 60-е годы материал о Зорине для книги «Славные сыны Башкирии», уже в те годы Сергей Иванович в трамвайном депо был легендарной личностью.

...6 февраля 1954 года С. И. Зорин скоропостижно скончался. С глубокой скорбью провожали его в последний путь соратники по работе...

Трамвайное хозяйство постепенно разрасталось. Увеличивалось количество работников в депо. По улицам города уже пошли троллейбусы. Открывались новые маршруты трамвая и новые депо. Но коллектив управления и ветераны не забывали о Сергее Ивановиче Зорине — герое и человеке. Администрация и общественные организации ходатайствовали перед вышестоящими органами о присвоении его имени трамвайному депо N 1.

 

*   *   *

 

15 апреля 1964 года газета «Советская Башкирия» сообщила читателям: «На днях в Уфу пришел документ из Москвы, который обрадовал весь коллектив Уфимского трамвайно-троллейбусного управления. Совет Министров РСФСР постановил: «Принять предложение Башкирского обкома КПСС и Совета Министров Башкирской АССР о присвоении имени Героя Советского Союза Сергея Ивановича Зорина депо N 1 трамвайно-троллейбусного управления Уфимского горисполкома».

Далее статья рассказывала о жизни и боевом подвиге Зорина, о митинге в депо N 1, на котором выступили ветераны производства, хорошо знавшие Героя, — Булаев, Соколовский, Кон, Абдрахманов... Все выступавшие говорили, что коллектив депо будет трудиться так, чтобы быть достойным имени Героя.

...6 мая 1970 года. Депо имени С. И. Зорина выглядит празднично, везде прибрано, чистота.

В четыре часа пересменка. На площадке собрались рабочие, бригадиры, мастера и водители, рабочие и служащие депо и других коллективов трамвайно-троллейбусного управления.

Митинг по случаю установления мемориальной доски Герою Советского Союза С. И. Зорину открыл секретарь партийного комитета А. А. Карев, который коротко рассказал о трудовом пути и ратных подвигах Героя.

Наступила торжественная минута. Ветераны войны В. Т. Абдрахманов и Ю. И. Жигунов снимают белое покрывало с мраморной доски, на которой сияют золотые буквы: «В коллективе с 1937 по 1954 год работал Герой Советского Союза Сергей Иванович Зорин».

К импровизированной трибуне один за другим подходят ветераны, работавшие вместе с Зориным — Павленко, Богданов, Мударисов, Акулинина.

— Мы всегда будем помнить о нем, — говорит Мударисов. — Прямой был человек, инициативный, требовательный. Депо, которое он возглавлял, всегда было на одном из первых мест в системе коммунального хозяйства города. Добрые традиции дороги людям, их нужно продолжать и развивать. И мы продолжаем их. Хорошо работает наше депо, носящее имя Героя. Мы стремимся к тому, чтобы и впредь оно было одним из самых передовых в управлении.

Военком Советского района, полковник И. Г. Смолов, выразил сердечную благодарность коллективу управления, увековечившего память Человека-бойца и Человека-труженика...

Потом к деповчанам в гости из Москвы приехал военачальник Зорина, генерал И. В. Ершов, бывший начальником штаба танкового 1-го Красноградского механизированного корпуса.

Выступая в красном уголке, генерал сказал:

— Вижу здесь много молодых рабочих, которым приходилось лишь слышать об этом великолепном человеке, о том, что Зорин героически сражался с гитлеровцами, а потом был хорошим руководителем предприятия. Так вот. На фронте я знал Сергея как отличного танкиста, а потом как отличного командира танка. Вы, зоринцы, по праву можете им гордиться. Он был бесстрашен, находчив. Умел быть суровым и беспощадным к врагам, добрым и внимательным к товарищам по оружию. Присвоение имени Зорина вашему депо — свидетельство большой признательности не только его ратных заслуг, но и заслуг трудовых и просто человеческих...

Затем генерал Ершов вместе со вдовой Зорина, Татьяной Савельевной, руководителями депо и управления побывал у могилы С. И. Зорина и возложил венок с надписью: «Зорину С. И. от ветеранов 1-го мех. корпуса...»

 

*   *   *

 

В феврале 2000 года исполнилось 63 года, как по улицам города пошли первые трамваи. 63 года — это не так много по сравнению, например, с Н. Новгородом, С.-Петербургом или Казанью, но и не мало. Значение пуска трамвая в 1937 году трудно переоценить, особенно для военных лет, когда трамвайный путь стал почти единственным транспортом для тысячи рабочих завода N 26 (ныне УМПО), выпускавшего оружие для Победы.

Первая трамвайная трасса была проложена по улице Зенцова (ныне улица Ленина) от здания Почтамта до улицы Пермской. В 1938-40 годах трасса дошла до Черниковска, где работали моторный, нефтеперерабатывающий и другие заводы, работавшие на победу.

В 1993 году трамвайно-троллейбусное управление (ТТУ) было реорганизовано в Муниципальное управление электротранспорта города Уфы (МУЭТ).

Депо имени Зорина в день выпускает на трамвайные пути в среднем 80 вагонов из 113-ти, остальные — находятся в текущем ремонте. А бывали времена, когда число вагонов доходило и до 150!

Депо имени Зорина постоянно выполняет свои производственные планы и делает все для обеспечения надежной и стабильной работы транспорта: по регулярности движения, по перевозке пассажиров, по пробегу и снижению дорожно-транспортных происшествий.

Но тревожит руководителей — начальника депо В. П. Балакирева и его заместителя Н. Н. Гиндуллина нехватка новых машин. На маршрутах ходят трамваи трех разных типов (и все старых марок). Это — трамваи Рижского вагоностроительного завода, чешские «Татры» и уральские Усть-Катавские. Кстати, Усть-Катавский завод подарил к юбилею города один вагон. Надо заметить, один вагон стоит более одного миллиона (одно лобовое стекло стоит 30 тысяч рублей).

В депо работают 225 водителей (раньше было 300), в основном женщины, 236 кондукторов, 375 слесарей, а всего 836 работников. Хотя условия труда нелегкие — работа и ночная, и в праздники, и выходные...

Таусира Шарипова — водитель первого класса, работает на самом тяжелом участке Уфы — на железнодорожном маршруте.

Надо заметить, что на «железнодорожных» маршрутах (1, 7, 10, 16, 19) работают водители только первого класса и со стажем.

Валентина Навценя — с 1982 года, Ирина Логинова — с 1990 года, Гульчира Гафарова — с 1979 года.

Гульчира водит трамвай Ленинградской модели (ЛМН) — их всего два в городе, самые совершенные и самые красивые — так считает «хозяйка».

Сегодня депо имени Зорина испытывает определенные трудности: не поступают новые трамваи, не хватает запасных частей и средств для их приобретения.

Конечно, платный проезд пассажиров в какой-то мере облегчил вопрос своевременной выдачи коллективу заработной платы, но все же не решил всех проблем. От многих трудностей спасают как ни странно устоявшиеся традиции коллектива депо, оставшиеся от старых времен. Здесь заботятся о людях. Ведь транспортник — профессия нелегкая.

Водители начинают рабочий день в 5 часов утра, а заканчивают уже в начале новых суток. Поэтому водителей и транспортников и подвозят к рабочим местам, и развозят по домам после окончания рабочего дня.

К услугам работников депо столовая, детский сад.

Трудно представить, сколько пассажиров перевозят трамваи депо в месяц: два миллиона сто тысяч — судя по оплате билетов за проезд; но ведь, кроме того, сюда входят 30 процентов не учитываемых льготников, да и просто трамвайных «зайцев»...

Конечно, водители считают, что самый лучший вагон — это старый РВЗ (Рижский вагоноремонтный завод), но он не поступает в Уфу уже с 1987 года, так же, как и чешские «Татры».

Валентина Навценя приехала в Уфу из Альшеевского района, Ирина Логинова — из Нуримановского. В Уфе они стали классными водителями, и не просто классными, но и можно с уверенностью сказать — талантливыми. Кто не верит, посмотрите, какой спуск дороги к железнодорожному вокзалу — здесь и у пассажира может закружиться голова.

Конечно, за работой водителей стоят целые службы депо — электрики, слесари, диспетчеры, нормировщики, экономисты и другие.

С 1967 года работает Сагит Ахмаевич Хурматуллин — бригадир электроцеха. Все электрики — мастера своего дела, на линию выпускают только надежный транспорт, который не подведет на путях.

Электрики работают в тесном контакте с бригадой участка технического обслуживания (УТО). Мастер Ирик Басыров рисует мне на листке схему обслуживания... УТО (четыре бригады) готовят выпуск вагонов на неделю. Есть и срочно-ремонтники.

Начальник депо имени Зорина Валерий Павлович Балакирев — редкий случай в жизни! — любимый начальник коллектива. В депо с 1970-х годов — начинал электриком, потом мастером, начальником техотдела...

Рано утром диспетчеры — ветераны производства — Е. П. Угринова, А. Т. Мальцева, М. В. Лукманова, Л. А. Трусова выпускают на линию трамваи — из «зоринского» депо «зоринскими» маршрутами...

Конечно, сегодня первый начальник депо Сергей Иванович Зорин очень удивился бы, попав в депо своего имени, — так все изменилось. Удивился бы и... порадовался, потому что, какие бы изменения ни происходили в стране, трамвайное депо имени С. И. Зорина, не взирая на трудности, выполняет свою такую простую и, в то же время, непростую работу, перевозя уфимцев из сегодня в завтра...

Из архива: май 2000 г.

Читайте нас: