Все новости
Краеведение
23 Апреля 2021, 16:57

№4.2021. Владимир Агте. Уфимский адрес двух литературных героев

Владимир Сергеевич Агте родился в 1958 г. в Уфе. Окончил УАИ. Работает директором музея образования РБ. Автор краеведческих и публицистических статей в уфимских изданиях

Владимир Сергеевич Агте родился в 1958 г. в Уфе. Окончил УАИ. Работает директором музея

образования РБ. Автор краеведческих и публицистических статей в уфимских изданиях.
УФИМСКИЙ АДРЕС ДВУХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ
Название звучит несколько загадочно: о чём и о ком пойдёт речь? Давайте начнём с адреса, с места действия. На уфимской улице Гоголя стоит небольшой старинный особнячок из красного кирпича. Историки, краеведы и просто любители истории нашего города знают его как дом Талова[1].
Иван Иванович Талов вообще является одной из загадочных фигур дореволюционной Уфы. Его фамилия не фигурирует ни в одном из адрес-календарей уфимской губернии почти за сорок лет, а имя известно только из справочной книги города, в которой указаны хозяева земельных участков. Известно только то, что он был купцом, один из его магазинов находился на Верхнеторговой площади.
Впрочем, знаменит дом не хозяином, а главным образом тем, что до революции в нём размещалась частная женская гимназия (с правами правительственной) Софии Павловны Хитровской. При гимназии действовали и двухгодичные курсы для подготовки учительниц начальных училищ.
В попечительский совет гимназии входили многие известные люди города, а среди преподавателей я бы хотел отметить Константина Павловича Краузе – основателя и многолетнего директора Уфимского физического института (действовал в 1919–1937 гг.), а также кафедр физики в Башкирском медицинском институте и Башкирском сельскохозяйственном институте (ныне БГМУ и БГАУ).
При советской власти здание на улице Гоголя продолжало использоваться в качестве школьного. После Великой Отечественной войны в здании бывшей гимназии размещались дом пионеров, школа № 13 для отстающих в развитии детей, институт усовершенствования учителей. Долгое время в здании находилась редакция журнала «Учитель Башкортостана». В 2000 году здесь был организован Республиканский Музей истории развития образования, а вскоре после этого дом занял Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий, который находится там и поныне. После начала Великой Отечественной войны началась массовая эвакуация предприятий и учреждений вглубь страны. Одним из крупнейших центров эвакуации становится Уфа.
Осенью 1941 года, когда немецко-фашистские войска вплотную подошли к Москве, в Уфу была эвакуирована Академия Генерального штаба РККА им. К. Е. Ворошилова, которая как раз и разместилась в бывшем доме Талова по адресу Гоголя, 34.[2] Руководил эвакуацией Академии возглавлявший её до апреля 1942 г. (исполнявший обязанности начальника Академии Генерального штаба) генерал-лейтенант Евгений Александрович Шиловский.
О пребывании Академии Генерального штаба в Уфе до сих пор известно немного. Накануне 75-летия Победы вышла книга «Уфа в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», где есть глава и об Академии Генерального штаба РККА в Уфе. Там же дана ссылка на работу уфимского историка профессора Михаила Ахметовича Бикмеева «Уфимский период истории Академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации» (Вестник Оренбургского государственного университета. 2003. № 3). Так что желающие глубже познакомиться с этой темой легко могут это сделать в библиотеке.
Но наш рассказ сегодня об очень интересном человеке – Евгении Александровиче Шиловском – и удивительных поворотах в его жизни.
Мы не будем пересказывать всю его биографию, но о некоторых её моментах всё же необходимо вспомнить.
Евгений Александрович родился 21 ноября (3 декабря) 1889 года в родительском имении близ деревни Савинки Лебедянского уезда Тамбовской губернии. Он был потомственным дворянином. В 1901 году поступил и успешно окончил Второй Московский кадетский корпус (1907) и Константиновское артиллерийское училище по 1-му разряду (1910), из которого выпущен подпоручиком с зачислением по полевой пешей артиллерии и прикомандированием к лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригаде.[3]
В октябре 1913 года поступил в Николаевскую академию Генерального штаба. В апреле 1914 года был произведён в поручики. В начале Первой мировой войны занятия в академии были прекращены, слушатели вернулись в свои части. Поручик Шиловский выступил на фронт со своей артиллерийской бригадой, участвовал в боевых действиях в должности младшего офицера бригады. За отличия награждён двумя боевыми орденами и Георгиевским оружием, дважды вне очереди производился в следующий чин.[4] В декабре 1916 года отозван с фронта для продолжения обучения в академии, где было решено возобновить занятия. В ноябре 1917 года окончил полный курс Николаевской военной академии.
В феврале 1918 года в чине капитана Шиловский демобилизовался из армии и вернулся к себе на родину в деревню Савинки, с августа 1918 года он уже в Красной армии, в которой прослужит более тридцати лет, до конца своей жизни.
Уже в 1921 году он временно исполняет должность командующего армией, а затем начинается его служба как блестящего штабиста и преподавателя. С октября 1921 года Евгений Александрович служил в Военной академии РККА имени М. В. Фрунзе преподавателем оперативного искусства, начальником учебного отдела и помощником начальника академии.
С октября 1928 года Евгений Александрович – начальник штаба Московского военного округа. С февраля 1931 года работал в Военно-воздушной академии РККА имени Н. Е. Жуковского старшим руководителем кафедры оперативного искусства, начальником оперативного факультета, начальником штаба академии. С декабря 1936 года Шиловский – старший преподаватель[5], а с мая 1940 года – начальник кафедры оперативного искусства Академии Генерального штаба РККА, профессор (1939). Даже репрессии конца 30-х годов обошли его стороной, хотя узелок с вещами на случай ареста лежал возле входной двери квартиры.
3 августа 1941 года генерал-лейтенант Е. А. Шиловский[6] назначен исполняющим обязанности начальника Академии Генерального штаба. Наркомом обороны, которым тогда был лично И. В. Сталин, ему было поручено произвести эвакуацию Академии из Москвы в Уфу (получил приказ об эвакуации 19 октября 1941 года, а уже 8 ноября в Уфе начались занятия в Академии).
В апреле 1942 года генерал Шиловский покинул Уфу: он был назначен начальником кафедры оперативного искусства Военной академии РККА имени М. В. Фрунзе, а с августа 1942 года до последнего дня жизни он – начальник кафедры военной истории этой академии.
Надо отметить ещё один очень интересный момент: Шиловский уже был генерал-лейтенантом, но не был членом ВКП(б). Такие случаи были очень редки, на память приходит едва ли не единственный подобный случай: Леонид Александрович Говоров вступил добровольцем в армию Колчака, участвовал в ней в боях под Уфой, Златоустом, Челябинском, а затем перешёл в Красную армию и дослужился до звания Маршала Советского Союза. Но в ВКП(б) он вступил в блокадном Ленинграде, будучи командующим Ленинградским фронтом. Так что профессионализм тогда ценился выше формальной, а зачастую показной преданности идеям марксизма-ленинизма.
Но вернёмся к Евгению Александровичу Шиловскому. Вот что он пишет в автобиографии о своём вступлении в партию:
«До Великой Отечественной войны я был беспартийным, хотя по своему внутреннему отношению к партии давно считал себя внепартийным большевиком. После вероломного нападения немецко-фашистской Германии на Советский Союз я подал заявление о приёме меня в кандидаты партии. Был принят в кандидаты парторганизацией Академии Генерального штаба в г. Уфе в начале 1942 г., а в члены партии – парторганизацией Военно-исторического отдела Генерального штаба в Москве в январе 1943 г.».
Блестящая военная карьера. Ученики, составившие цвет Красной, а позднее Советской армии. Вот с таким человеком[7] связана история дома Талова на улице Гоголя в Уфе.
Но, наверное, настало время раскрыть интригу названия, и мы как раз и подошли к этому. Уфимский адрес известен, герой, работавший там, – тоже, осталось поведать о героях литературных.
Карьера карьерой, служба службой, но ведь у каждого человека есть и своя личная жизнь. В 1921 году, служа на Западном фронте, Евгений Шиловский влюбился в жену своего сослуживца – Елену Сергеевну Неёлову, в девичестве Нюрнберг[8], которая вскоре стала его женой. У них родился сын Евгений, а в 1926 году второй – Сергей. Супруги любили друг друга и были прекрасной красивой парой[9], но...
Жизнь иногда делает очень неожиданные и крутые повороты: в 1928 году Елена Сергеевна[10] случайно встретила Михаила Афанасьевича Булгакова и... образовался классический треугольник – влюблённая пара и обманутый муж. Надо отдать должное Шиловскому – он вёл себя достойно. Вот его письмо, датированное 3 сентября 1932 года, родителям Елены Сергеевны:
«Дорогие Александра Александровна и Сергей Маркович! Когда Вы получите это письмо, мы с Еленой Сергеевной уже не будем мужем и женой. Мне хочется, чтобы Вы правильно поняли то, что произошло. Я ни в чем не обвиняю Елену Сергеевну и считаю, что она поступила правильно и честно. Наш брак, столь счастливый в прошлом, пришел к своему естественному концу. Мы исчерпали друг друга, каждый, давая другому то, на что он был способен, и в дальнейшем (даже если бы не разыгралась вся эта история) была бы монотонная совместная жизнь больше по привычке, чем по действительному взаимному влечению к ее продолжению. Раз у Люси родилось серьезное и глубокое чувство к другому человеку, она поступила правильно, что не пожертвовала им.
Мы хорошо прожили целый ряд лет и были очень счастливы. Я бесконечно благодарен Люсе за то огромное счастье и радость жизни, которые она мне дала в свое время. Я сохраняю самые лучшие и светлые чувства к ней и к нашему общему прошлому. Мы расстаемся друзьями».
3 октября 1932 г. брак Елены Сергеевны с Шиловским был расторгнут, а уже 4 октября заключен брак с Булгаковым.
Я не специалист в литературоведении, но из того, что я прочитал, следует, что значительная часть исследователей творчества М. А. Булгакова считает, что в своём последнем романе «Мастер и Маргарита», который он редактировал до самой смерти, но так и не завершил, в образе Маргариты много черт его любимой жены Елены Сергеевны.[11] И получается, что Евгений Шиловский, соответственно, стал прототипом мужа Маргариты. Так это или не так, мы уже никогда не узнаем, но иногда легенды живут дольше прозаических историй.
При разводе старший сын Шиловского, Евгений Евгеньевич Шиловский[12], остался с отцом и пошёл по его стопам, став офицером. Младший же, Сергей Евгеньевич[13], стал пасынком Булгакова.
Но жизнь не стоит на месте, и в 1933 году во время отдыха в санатории под Москвой Шиловский знакомится с 22-летней девушкой Марианной и влюбляется в неё. Каково же было его удивление, когда оказалось, что Марианна – дочь уже знаменитого писателя Алексея Николаевича Толстого (между прочим, графа, а по законам Российской империи дочь наследовала титул отца)! В 1936-м Евгений Александрович и Марианна Алексеевна поженились[14], а ещё через год у них родилась дочь Марина[15]. В годы Великой Отечественной войны М. А. Толстая находилась с мужем в Уфе…
27 мая 1952 года Евгений Александрович Шиловский умер от инфаркта (ему было только 62 года!) в своём служебном кабинете. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Марианна Алексеевна начала работать старшим научным сотрудником в Московском институте стали и сплавов, где защитила докторскую диссертацию и получила звание профессора. В 1970-е годы она преподавала физику и химию и была заведующей кафедрой общей химии в Московском авиационно-технологическом институте им. К. Э. Циолковского (МАТИ). Марианна Алексеевна Шиловская (Толстая) скончалась в 1988 году и была похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище в Москве.[16]
В настоящее время жива внучка и правнучка четы Шиловских.
Но вновь вернёмся к литературе. Ещё в эмиграции А. Н. Толстой[17] начал писать большой роман о судьбах российской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны – «Хождение по мукам». Первая часть трилогии – «Сёстры» – вышла в Берлине в 1922 году. В 1928 году была завершена вторая часть – «Восемнадцатый год», а третья часть – «Хмурое утро» – вышла в самый канун войны – в 1941 году. За свою трилогию Алексей Толстой 19 марта 1943 года был удостоен Сталинской премии первой степени в размере 100 000 рублей, которую передал в Фонд обороны на строительство танка Т-34 «Грозный».
Одним из главных персонажей романа является офицер русской императорской армии Вадим Рощин, ставший затем командиром Красной армии. Считается, и не без оснований, что Алексей Толстой наделил образ Вадима Рощина многими чертами своего зятя – Евгения Александровича Шиловского.[18]
Вот такая история, в которой перемешались служение Родине с любовью, реальность с выдумкой, суровая жизнь с литературой, связана с домом № 34 по улице Гоголя в Уфе.
Остаётся только добавить, что в статье «Уфимский период истории Академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации» уфимский историк М. А. Бикмеев пишет: «В столице Башкирии Академия дислоцировалась до 12 ноября 1942 г., она размещалась в здании авиационного техникума по улице Фрунзе, 32. В выделенном помещении имелись все условия для проведения занятий. В этом же здании было оборудовано общежитие для слушателей. Профессорско-преподавательский состав был размещён на квартирах местных жителей».[19]
В свою очередь, М. В. Агеева писала («Бельские просторы». 2020. № 4): «…по постановлению Совнаркома БАССР от 8 июля 1941 г. для учебного корпуса авиационного техникума было предоставлено здание № 11 по ул. Гоголя (здание бывшего Духовного училища). Это помещение занимал Башкирский колхозный сельскохозяйственный техникум... Вначале там был ремонт, вскоре началась война. Через несколько дней после начала Отечественной войны учебное здание было занято под госпиталь…»
Видимо, в качестве госпиталя это здание фигурировало для посторонних, ибо само присутствие Академии Генерального штаба в Уфе было государственной тайной. А некоторая путаница с адресами не должна смущать: некогда здание биологического факультета Башкирского государственного университета (открылся в ноябре 1957 г. на базе Башкирского пединститута имени К. Тимирязева как раз по адресу Фрунзе, 32) числилось по адресу: ул. Гоголя, 11.
Так что и это уфимское здание связано с героем нашего повествования – блестящим военным теоретиком и педагогом, человеком необычной судьбы генерал-лейтенантом Евгением Александровичем Шиловским.
Читайте нас: