Виталий Валентинович Бианки (1894–1959) – советский писатель, автор многих произведений для детей. Он очень любил природу и раскрывал её загадки самым маленьким читателям на страницах своих книг.
Виталий Бианки родился 30 января (11 февраля) 1894 в Петербурге, в интеллигентной семье. Отец был ученым-орнитологом и работал в Зоологическом музее Академии наук. Профессия отца во многом определила страстное увлечение Виталия природой. В доме Бианки постоянно была какая-то живность: в комнатах стояли клетки с птицами, аквариум с редкими рыбками и террариум со змеями, ящерицами и черепахами. Летом вся семья перебиралась в деревню Лебяжье, где дети получали полную свободу и с удовольствием исследовали живописные окрестности. Отец подолгу бродил с сыновьями по лесу, объяснял, как вести наблюдения, учил рыбачить и охотиться.
В своей автобиографии Виталий Валентинович писал, что стремился так писать рассказы о природе, чтобы они были в равной степени интересны и детям, и взрослым. Первую известность писателю принесла его сказка «Путешествие красноголового воробья», затем последовали другие замечательные произведения о природе: «Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Чей нос лучше?».
Виталий Бианки
Музыкант
Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:
– Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.
Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.
В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.
Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.
Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.
Немного погодя опять: «Дзенн!..»
Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?»
А из лесу опять: «Дзенн!..» – да так звонко, ласково.
Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.
Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» – как струна запела.
Медведь наклонил голову и слушает.
Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.
Замолк звук, – медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.
Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзинн!..»
Колхозник спросил старика:
– Ну что, убил медведя?
– Нет, – ответил старик.
– Что ж так?
– Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?
И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.