Все новости
Детская площадка
15 Мая 2023, 19:14

№5.2023. Классный журнал

Илья Адигамов, 11-й класс,

МОБУ СОШ с. Мирный Благоварского района РБ

 

Вышитая судьба

Как-то раз я заметил, что в глубине шкафа у нас дома в пакете хранится какая-то тряпочка – старая, в пятнах. Что это? Зачем это здесь, среди новой и хорошей одежды? И вот история, которую я услышал.

Это наша семейная реликвия – оставшаяся часть старинного вышитого полотенца. Его вышивала моя прабабушка Лысогор Мария Ефимовна, когда была ещё молодой девушкой, возможно, в том возрасте, в котором сейчас я. А так как прабабушка Мария была 1915 года рождения, то можно подсчитать, что этой вышивке уже почти 100 лет.

Тяжелая судьба досталась моей прабабушке… Она родилась и росла в хорошей зажиточной семье в Киевской области на Украине. Её отец Ефим перед революцией купил лошадей, они всей семьёй работали на своей земле, трудились, жили не богато, но в достатке. Но затем грянула революция, Гражданская война, началась коллективизация. Прапрадеда Ефима объявили кулаком… Лошадей изъяли в колхоз, половину земли отобрали и отдали другим людям. А его отправили в Сибирь. Оттуда он уже не вернулся. Где он умер, где его могила? Возможно, мы уже никогда этого не узнаем.

Осталась прапрабабушка Хаврона одна с четырьмя детьми: старшая – Мария, младше – Семён, еще младше – Катерина и Арина. А тут в 30-е годы начался голод. Однажды случилось так, что в одной семье, которая жила недалеко от них, кто-то чужой забрался в дом и украл, съел борщ из печки. Начали искать виновного. И кто-то указал на Семёна… Обезумевшие от голода люди не стали вникать в подробности или долго разбираться. Его забили до смерти… И только потом узнали, что вором был совсем другой.

Голодные люди искали еду, где только могли. Ели всё, что могли прожевать. Сходили с ума от голода. И тут прошел слух, что на Донбассе, у шахтёров голод не такой сильный. А так как у прапрабабушки Хавроны на Донбассе жили родственники, то было принято решение – младших Катерину и Арину посадить на поезд до Донбасса, чтобы они там, у родственников, выжили, не померли с голоду. Посадили, отправили. Дальнейшая их судьба неизвестна.

Остались Хаврона и Мария одни. Выжили в голод. Но в 1941 году началась война. Они, как и миллионы других людей, оказались в оккупации. Что пережили за это время, даже представить невозможно. Во время наступления фашистов пролетающий снаряд попал в крышу их хаты. А крыши в то время у всех были соломенные. Хата загорелась. От такого горя не выдержало сердце Хавроны, она умерла. Осталась Мария совсем одна…

На месте сгоревшей хаты решила она отстроить новую. А ведь люди предупреждали – это плохая примета, нельзя строиться на месте пожарища. Но после войны, после отступления фашистов вся земля вокруг была сплошным пожарищем. Не послушала Мария, построила новую хату на месте старой. После войны вышла замуж за фронтовика Драченко Иосифа. Послевоенное время было тяжёлым, голодным. В 1946 году решила Мария поехать на заработки на Западную Украину, в Тернополь. Уехала, не зная, что в это время уже носила под сердцем ребёнка. Там устроилась работать у одной пожилой семейной пары, которые отнеслись к ней хорошо, как к своей родной. Видя, что она не ленивая, работящая, просили остаться жить у них насовсем. Тем более что она только родила сына. Но Мария в мыслях уже летела обратно в родное село. Заработав денег, зерна, картошки, она на товарном поезде возвращалась домой. Но злодеи напали на неё по пути, приставив нож к горлу, сказали: «Хочешь жить – молчи!» Отобрали всё, что было, всё заработанное… Была ранняя весна, было холодно. Ребёнка не во что было даже завернуть, и, прожив всего две недели, он помер. Так Мария вернулась домой ни с чем.

В 1947 году у неё родился сын Митя, а потом сыны Вася и Гриша. Мария работала в колхозе, летом – на прополке свёклы, а зимой – на заготовке дров. Зимой 1952 года, 21 января, Мария, как обычно, пошла в лес за дровами. А дети остались дома одни. Мите тогда было 5 лет, Васе – 2 годика, а Грише – 9 месяцев. Митя решил поиграть со спичками, которые перед этим спрятал от матери. Он поджёг соломенный матрас. Пожар не случился, но по всей хате пошёл сильный дым, и все дети, даже кот, задохнулись от дыма. Какое горе пережила Мария, вернувшись из лесу, невозможно даже представить… В один день потерять сразу троих детей! После этого муж Иосиф бросил её и ушёл к другой женщине.

В 1955 году Мария родила дочку, мою бабушку Женю. Мария прожила 72 года.

Смотрю на вышивку, на ровные, старательные стежки – и словно вижу жизнь моей прабабушки. Жизнь, полную испытаний и страданий.

 

 

Елизавета Колесникова, 16 лет

г. Благовещенск

 

Стереть бы память на мгновенье.

Чтобы забыть минуты дней.

Когда кричали: «Здесь фашисты!

Бегите, милые, скорей».

 

Когда дрожащими руками

 детей хватали посильней

и вдаль окольными путями,

молясь, бежали от людей...

 

Бездушных, лживых и жестоких.

Без грамма жалости в душе.

С единственною целью в жизни –

Убить всех русских на земле.

 

А время шло, нещадно быстро.

Сгубив дотла честной народ.

Там мать, скорбя, шептала тихо.

За что мой мальчик погребен?

 

 

Мальчишки, юные мальчишки.

С войной не знались до тех пор,

Пока винтовку не вручили

И не отправили на фронт.

 

Но возраст им был не помеха.

Они отважно шли вперёд.

Чтоб защитить родную землю,

Семью избавить от врагов.

 

Четыре года шло сражение.

Смертельный шлейф неся с собой.

Повсюду голод, разрушения.

В крови испачкан наш народ.

 

Невосполнимые потери.

Погибших там не миллион, а двадцать шесть!

 Запомни цифру!

Её как крест мы понесём.

 

И нам бы праздновать Победу.

Врага уж нет. Повержен он.

Но боль ужаснейшей потери

Нас не оставит до сих пор.

 

Мы будем помнить тех героев,

Которые отдали жизнь.

За нас. За небо голубое.

За детский смех и светлый мир!

Читайте нас: