Глеб Коновалов,
11 лет, гимназия № 5, г. Давлеканово
Ножницы
Мир вещей – удивительный и непостижимый. Он существует по своим, не зависящим от людей законам, полон тайн и неожиданностей. У каждой вещи свой характер, свой нрав, своя жизнь. Это только так кажется на первый взгляд, что они принадлежат нам и мы их хозяева. На самом же деле человек зависит от тех предметов, которые поселились в его доме и без которых он свою жизнь просто не представляет. А вещи, пользуясь этим, предлагают человеку жить по их правилам, порой подшучивают над ним и, что часто бывает, приглашают его поиграть с ними в прятки.
Однажды я обратился к дедушке с просьбой помочь мне выполнить домашнее задание, которое получил на уроке труда. Мы приготовили почти все необходимое, чтобы сделать эту работу, и дедушка попросил меня принести ножницы. Накануне он наточил их.
Я долго искал ножницы в его комнате, потом, не найдя их, пожал плечами и крикнул, что в комнате ножниц нет. Дедушка поворчал и пошел искать сам. Он был очень удивлен, когда не нашел их на полке. Дед присел на кровать и стал думать.
– Дедушка, ножницы от нас сбежали? – тихо спросил я.
– Не знаю. Но я точно помню, что оставил их вчера вот тут, на полочке. Эх, странно как-то это...
Дедушка поморщился, побурчал, и мы продолжили наш поиск. Я залез в чулан, в папин шкаф, смотрел на кухне у мамы, сходил в гараж, даже заглянул в мусорное ведро, но их нигде не было. Мы устали, расстроились и сели передохнуть на диван. Мы перевернули весь дом, и нам сильно попало от мамы за беспорядок, но ножницы как будто спрятались от нас. Вечером к нашим розыскам беглецов присоединились мама и папа, но все усилия были тщетны. Тогда папа сказал, что ножницы ушли путешествовать и что, когда в доме исчезает какой-нибудь предмет, не нужно думать, что это мы виноваты и не можем его найти, а это все они, вещи, сами решают, куда им уйти и где спрятаться. Скорее всего, как предположил папа, они ищут новые яркие впечатления. Мы все рассмеялись. В итоге мама купила новые ножницы, и про пропажу мы вскоре забыли.
Прошел месяц, мама решила заштопать куртку деда, и я побежал за новыми ножницами. И увидев, что в коробке лежат и старые ножницы, ахнул. Они как будто и не уходили, лежали себе спокойно на своем месте.
С тех пор прошло немало времени, но всегда, как только кто-нибудь из нашей семьи берет в руки старые ножницы, улыбаясь, спрашивает их: «Ну, беглецы, пока на месте? Мне поработать надо».
Кузнецов Алексей,
1-й класс МОБУ гимназия № 5,
г. Давлеканово
У бабушки в гостях
Очень бабушку люблю,
Часто в гости к ней хожу.
Много я вещей старинных
У бабули нахожу.
Семь слонов стоят на полке –
В дом несут покой и лад.
Вот старинные иголки
От прабабушки лежат.
А салфетки кружевные
До чего же хороши!
Мама, бабушка вязали,
Постарались от души.
На стене часы с кукушкой
Всё ещё идут, стучат.
Не сравнить с любой игрушкой,
Пусть они не замолчат!
Милана Саяпова,
4-й класс, гимназия № 5, г. Давлеканово
Старинный утюг
Однажды мы с мамой пошли к бабушке в гости. А она попросила нас перебрать старые вещи в кладовке. Когда мы зашли туда, были очень удивлены. Там были старые монеты, медали, часы с кукушкой, керосиновая лампа, самовар и старинный утюг.
Утюг был полностью железный, кроме ручки, она была деревянная. На носике был рычажок. По его бокам были нарисованы розы, а наверху звездочка. Он был намного тяжелее современного. Я этот утюг достала из груды старинных вещей и занесла домой. Рассмотрев его, спросила у бабушки:
– Почему утюг без провода? Где отверстие, куда заливается вода?
– Дело в том, что в этот утюг нужно положить угли. Вот смотри, потяни рычажок!
– И правда! – воскликнула я.
– После того как ты положил в утюг угли, нужно поставить его на печку, чтобы он нагрелся. А потом можно было гладить вещи. Но это было нелегко, потому что утюг быстро остывал, а нагревался долго.
А еще моя бабуля рассказала, что утюг раньше называли по-другому «пральник», «рубель», а также часто встречается наименование «раскатка». Кроме названия они отличались и формой. Некоторые были в виде петушка, трубы. Раньше, когда не было утюгов, люди все равно гладили одежду. Брали ровную палку, на которую наматывали белье и рифленую доску, по которой это белье прокатывали. Позднее появились жаровни, внутри которых помещались раскаленные угли. Старинные утюги были тяжелые и неудобные в обиходе.
– Бабушка, ну, а почему до сих пор его хранишь? Он же весь ржавый, да и к тому же у вас есть электрический утюг! – не успокаивалась я.
– Это моя жизнь. И я очень рада, что могу передать теперь тебе все эти ценности. Я завещаю тебе беречь эту память – память сердца. Беречь и передавать своим детям, а потом и внукам наше семейное достояние.
Меня охватило двоякое чувство. С одной стороны, я была рада оказанному мне доверию. С другой – я понимала, какую беру на себя ответственность. Ведь я должна быть достойна этой «памяти».