Марина Зарубина,
Участница нескольких семинаров молодых детских писателей. Победитель литературных конкурсов «Хрустальный родник», «Берега дружбы», «Петроглиф», «Северная звезда». Член Союза писателей России.
Стихи для детей вошли в сборники «Выпускной» и «Как хорошо» издательства «Детское время», «Пегас в крапинку» издательства «Росмэн», публиковались в журналах «Костёр» и «Юность».
Геометрия кота
У дворового кота
Геометрия проста.
Симметричные усы.
Мысли – в форме колбасы.
На поверхности – полоски,
А живот пустой и плоский.
У питомца поважнее –
Геометрия сложнее.
Размышлений завитушки
О периметре подушки.
Благородная окраска.
По всему объёму – ласка:
Цилиндрическое тело
Крепко спало, вкусно ело.
Отчего в таком быту
Не разнежиться коту?
Что касается натуры,
Кот – любой архитектуры –
От хвоста и до ушей
Ловок в поиске мышей.
Как прошло лето
В мае лето казалось долгим,
А потом набирало скорость.
Мчалось в лагерь на верхней полке,
На руках – кто сильней – боролось,
Танцевало на дискотеке
И прогуливало зарядку.
А вернулось – качало треки,
Неохотно пололо грядку.
Мылось в бане, траву косило.
Подралось – синяки болели.
Колесило и голосило
До последней своей недели.
Тридцать первого обреченно
Поглядело на георгины.
Искупалось в реке холодной –
И на утро слегло
С ангиной.
Снежный человек
Снежный человек –
Тоже человек.
Грустный человек.
Ходит по лесам.
Всё один,
Всё сам.
Бедный человек.
Где ты, человек?
Сколько на пути
Встретилось людей?
Или никого?
Знаю, каково
В доме без гостей.
Где твоя гора?
Где твоя нора?
Встретиться пора!
Горе не беда,
Если иногда
С другом вечера.
Знаешь, человек,
Каждый человек
В чем-то одинок.
Вместе – не одни:
Радостнее дни.
Терем-теремок.
Может быть, и нам
Всё напополам?
Жить и не тужить.
Общая гора,
Тёплая нора –
Зиму пережить.
...Всё один,
Всё сам.
Время – по часам.
Вечность или век?
Всякий человек,
Если одинок –
Снежный человек.
На конкурс!
Иван Русаков,
4-й класс МАОУ «СОШ №30»,
г. Стерлитамак
Бабушкин сундучок
Меня зовут Русаков Иван. Хочу вам рассказать о нашей семейной реликвии, которая появилась в нашей семье много лет назад и представляет для нас огромную ценность.
У моей бабушки Русаковой Анны Николаевны (1946г.р.) есть сундук из цельного ствола дерева.
Она им очень дорожит. В нем она хранит ценные старинные вещи. Я поинтересовался, откуда он у неё? Оказывается, этот сундук принадлежал моей прапрапрабабушке по линии дедушки. У моей прабабушки не было дочерей, только один сын Русаков Семен Васильевич. Сундук вместе с прабабушкой пережили все радости и невзгоды долгой жизни.
Более 100 лет назад прапрапрадедушка Иван купил его на рынке в селе Федоровка, ныне районный центр Федоровского района.
По-чувашски сундук: «арча», «сунтах», «çÿпçе».
У чуваш принято, с рождением дочери готовить приданное. Век назад обязательным предметом приданного невесты была выдолбленная из толстой липы кадушка – çÿпçе , для хранения одежды, холста, вышитых заготовок и полотенец. Çÿпçе был обязательным элементом в приданном невесте, иногда украшался резьбой.
Именно в качестве приданного и достался «çÿпçе», моей бабушке.
Сундук – кадка, высотой примерно в метр выдолблен из единого ствола липы с хорошо подогнанным днищем, имеет форму цилиндра. Сундук не случайно делали из липы: это дерево не грызут мыши, оно не трескается. Значит, содержимое может храниться долгие годы. В средней части тулова кадки прикреплено кованое кольцо из железа, с другой стороны – железная накладка, которая служила для закрепления и запирания крышки.
Бочка çÿпçе выполнялась в технике долбления и имело свою специфику. Нужную форму изделию придавали способом выжигания, доводку и расчистку производили с помощью долот. Дно изделия сильно высушивали и оно свободно входило в бочку, вставая в прорези. Следующим этапом выдолбленная заготовка, то вымачивалась в ручье, то сушилась на воздухе. Проделав этот процесс определенное количество раз, мастер смотрел, как ведет себя древесина. Получалось надежное изделие, с помощью коры и доски делалась крышка.
Я попросил бабушку показать и рассказать мне, что она хранит в данном «çÿпçе»? Она с радостью согласилась. Бабушка достала из сундука небольшие рулоны самотканых холстов трех видов: белого, синего и красноватого цвета. Все они полностью ручной работы бабушек, и прабабушек нашей семьи. Этим холстам тоже порядка ста лет. А материалом для их изготовления являлась конопля, которую они сами возделывали специально на эти цели. Очень трудоемкая была эта работа. Также там хранятся старинные тканные рушники и вышитые полотенца, исполненные руками бабушек нескольких поколений. Их давно уже нет в живых, а сундук по-прежнему хранится в семье, как память о прабабушках и прадедушках.
Виктория Шарова,
9‑й класс, МОБУ гимназия № 5, г. Давлеканово
На конкурс!
Страшное начало
Тишину в маленькой комнатке коммунальной квартиры нарушало лишь размеренное тиканье старых часов. Лида сидела на холодном подоконнике, свесив ножки. Она умело вырезала журавликов из бумаги, которую стопками с работы приносила мама.
За дверью послышались звуки приближающихся шагов, и она со скрипом отворилась. В комнату зашла женщина, а следом за ней появился мужчина. Они держались за руки и громко смеялись, смотря друг на друга. Девочка спрыгнула с подоконника, поправила задравшуюся юбочку и подошла к родителям. Мама присела, поцеловала дочь в щечку и ушла на кухню разбирать покупки. Лида дёрнула отца за рукав, чтобы тот оторвался от своего чемодана и взглянул на неё. «Это тебе, папа», – прошептала девочка и раскрыла ладошки, в которых прятался белый журавлик. Мужчина смущенно улыбнулся, притянул ребенка за плечи и крепко обнял. Лида спрятала оригами в карман отцовского пиджака и сильнее прижалась к его груди. За ужином девочка напевала веселую песенку
. Оставшуюся часть вечера семья провела вместе. Перед сном Лида выпила стакан теплого молока и попросила прочесть ей сказку.
Мама напевала колыбельную песню и гладила спящего ребенка по голове. «Уснула?» – прошептал мужчина на ухо жене, которая от неожиданности перестала петь. Он тихо засмеялся и обнял супругу за плечи.
– Я купил билеты в театр. Женщина улыбнулась. МХАТ имени Горького. Анна Каренина. Начало в 20 часов». Утром следующего дня супруги опаздывали на работу. Они наспех поцеловали своего ребенка и убежали. Сегодня Лида снова будет одна, потому что по воскресеньям школа отменяется. Она почти смирилась с этой мыслью, но внезапно в комнату заглянула милая соседка и предложила горячего чая.
– Кажется, только мои родители работают по выходным, – девочка рассеяно водила ложкой по дну кружки, – к сожалению.
– Они трудятся ради тебя. Зарабатывают деньги, чтобы ты хорошо жила, – женщина сделала глоток, – с годами все осознаёшь.
– Зачем они мне? Мне не хватает того времени, когда мы вместе гуляли в парке. Когда отец катал маму на велосипеде, а я собирала ромашки на полянке. Словно это был волшебный сон.
Лида всю жизнь провела в переездах и съемных квартирах. Родители постоянно переезжали с места на место, и вслед за родными видами из окна, девочка теряла друзей. За рассуждениями Лида не заметила, как спокойствие улиц сменилось волнением. В 12:15 В. М. Молотов сообщил о внезапном вторжении фашистов на территорию СССР: «Наше дело правое, враг будет разбит, побега будет за нами!»
Соседка попросила Люду идти в комнату и сидеть там, пока не вернутся родители, а сама убежала на работу. Люди за окнами начинали суетиться и шуметь. «Война, война!» – кричали прохожие. Лида закрыла уши руками и забилась в дальний угол. Ей было очень страшно.
Женский плач, крики детей, громкие голоса мужчин, которые пытаются успокоить своих жён, и одинокая Лида. Девочка понятия не имела, где её мама и папа. На работе, а может, ищут ее? С горем пополам добравшись до завода, девочка вошла в здание. Где-то в конце зала должна быть мама. «Мама, мамочка!» – кричала Лида. Все женщины оборачивались на ее крик, но мамы среди них не было. Одна указала ей рукой в сторону общественного туалета. Лида направилась туда. Тихий женский плач, очень знакомый.
– Мама, что случилось? Почему ты плачешь?
Женщина рыдала. На полу лежал чемодан, а в нем было два билета в театр, которые потеряли свою ценность пару часов назад. Лида гладила маму по голове и шептала: «Все будет хорошо». Удивительно, но страх, таившийся в груди маленькой девочки, исчез, оставляя место для любви и сострадания. Женщина вдруг замолчала и подняла испуганный взгляд на дочь.
– Твоего папу забрали. Он ушёл.
Лида непонимающе смотрела на маму. Она догадывалась, но верить не хотела. Женщина раскрыла ладони, на девочку смотрел ее бумажный журавлик, мятый и мокрый от слез. С работы папа сегодня не вернётся, папа ушёл, чтобы спасти свою дочь и жену.
Папа так и не вернулся. Лида сохранила того белого журавлика как напоминание о последнем дне, проведенном вместе.
Екатерина Бабушкина,
МОБУ гимназия № 5, г. Давлеканово
Я люблю поезда
Эссе
Я люблю поезда. Поезда – это всегда хорошо. Путешествие в тесном вагончике с двухэтажными кроватями грезилась мне лет с восьми или девяти. Кстати, тогда у нас в доме поселились компьютер с интернетом, для меня диковинной радостью было просматривать картинки в Яндексе – все, которые я только хотела. Тогда я донимала папу вопросом: что такое плацкарт и чем оно отличается от купе – и сколько мне не объясняли, я все время путала эти два непонятных и незнакомых доселе слова. Скоро мы отправились семьей в Краснодарский край – это была моя первая поездка. Нужно ли говорить, с каким интересом я крутилась около компьютера и выбирала места (обязательно верхнее – это же так по-королевски!), как считала дни до поезда и все так же смотрела картинки с запросом «ржд плацкарт». Я и до сих пор считаю дни до поездки и всегда рада новостям о том, что пора собирать чемоданы. До сих пор люблю поезда так же, как и та десятилетняя девочка Катя, которая испытывала благоговейный трепет, когда заходила в вагон и протискивалась с рюкзаками чуть по диагонали, а потом садилась на первое же свободное место.
Почему? А все просто. Я люблю поезда за это нервно-радостное возбуждение перед самим путешествием. Я люблю их за соседей, будь то бородатый дедушка со кроссворда и и чаем с крендельками или неординарная девушка с книгой и в наушниках, которых ты сначала остерегаешься, а через максимум пару часов уже играешь в карты, пьешь смородиновый чай и разговариваешь обо всем на свете. Это действует как лекарства – ты можешь рассказать о своих чувствах, поделиться наболевшим. Ты вдруг забываешь о своих переживаниях, а все твои комплексы внезапно исчезают. А утром вы расстаетесь, как старые друзья, хоть и знаете, что вряд ли еще увидитесь. Но в памяти будут храниться эти моменты. Всегда.
Я люблю поезда за верхнюю полку, где на несколько часов или дней создается твое личное маленькое царство с книгами, музыкой и леденцами. Я люблю поезда за виды. За окном сменяются тысячи пейзажей, каждый из них не похож на другой, но самый красивый, родной и узнаваемый – Башкирия. Когда возвращаешься домой, нет ничего теплее, чем видеть родные просторы. Пусть и до твоего города еще несколько сотен километров но, как только пересекаешь границу, сразу понимаешь – ты дома. Люблю поезда за остановки, где зимой и летом стоят бабуси с пирожками или варежками. За проходящих мимо поезда местных – тогда начинаешь, как всегда, думать о том, какой большой наш мир, как много судеб вокруг и как интересно жить. Я люблю поезда за вечный беспорядок на маленьком столике, где все всегда готовы пить чай с печеньем, как Шляпник и Кролик из сказки Льюиса Кэролла. Я люблю поезда за узкие коридорчики, за вечно снующих по ним проводниц, за уют бесконечность мыслей. Я люблю поезда за стук колёс, непрерывный и убаюкивающий. Думаю, еще я люблю поезда за то, что в них я замечаю приятные мелочи жизни, которые бесследно стираются в гуще серых и томных будней, могу мечтать, думать о главном и делать простые, но замечательные умозаключения, как сейчас: я люблю поезда, потому что в них все хорошо