Яковлев Артур, 9-й класс, ГБОУ «Республиканский инженерный лицей-интернат» г. Уфа
Какое сладостное и устойчивое слово – «дом»! Дом – это место, где ты живешь, где тебе душевно рады и всегда с нетерпением ждут.
Пусть даже дом будет полуподвальным, с разрушенными стенами и протекающим потолком!.. Неважно, что жилище скромное, даже убогое, ведь уют в доме создается от присутствующей там любви. А если это огромный роскошный особняк, и в этом холодном, помпезном здании никто не любит друг друга, то семейным уютом и душевным комфортом этот дом никогда не встретит.
Для меня дом – это не только здание… Дом – это семья, это Родина, где я никогда не буду лишним. Хоть я и нахожусь сейчас в уфимском лицее, но моя душа там, дома, и куда бы я ни уехал, душевно я всегда рядом со своими родными… Мы заботимся друг о друге, любим всей душой и безгранично уважаем. Для меня дом – это крепость, защищающая от всех обид.
Сейчас я на пути домой!.. Восторг и волнение переполняют душу, радостью и сладкой болью сжимает сердце. Вот-вот за поворотом покажется мой поселок… Слезы солеными ручейками стекают по моему лицу… Вот он – мой дом! Мой оплот! Моя вера и счастье!..
3-й класс МБОУ СОШ с. Ангасяк Дюртюлинского района РБ,
К нам пчела влетела в дом.
Вдруг на стол она привстала
И сказала с вдохновением:
6А класс, МБОУ «Школа № 98», г. Уфа
Прекрасный город есть – Уфа,
Такого солнца, как в Уфе,
Вам не найти больше нигде.
И, кажется, попал ты в рай,
Здесь травка, камешек, былинка,
И под окном моим рябинка,
И на цветке слеза-росинка
Поют о том, что я – уфимка!
Здесь каждый день приносит радость.
Ты для души и сердца сладость,
9-й класс, ГБОУ «Республиканский инженерный лицей-интернат», г. Уфа
Уфа. Этот город имеет душу…
Хлопья снега спадают с небес…
Будто светом играет Творец.
И журчанием песни слагает.
А вокруг лишь густые леса
Красота этих зданий чарует,
Восхищенье и радость дарует.
Этот город любому радушен!
10-й класс, ГБОУ «Республиканский инженерный лицей-интернат», г. Уфа
Желтоватым теплым цветом блеснули монеты на дне прабабушкиного сундука.
– Что это? – с любопытством спросил я у мамы, внезапно изменившейся в лице.
Она медленно взяла в руки монеты, зазвеневшие нежно и немного жалостно. Опустив голову, поправив белый платок, мама усадила меня на старый прабабушкин сундук и сказала:
– Видишь эти монеты? Медные… но не старинные… советского времени…
Зажав темно-желтые кружочки в руках, она начала свой рассказ. Я не слышал уже, как стучит дождь по крыше нашего старого дома, не замечал, как сгущаются сумерки в нашей уютной комнате. Ходики отстукивали минуты, а я слушал…
Мама вела рассказ о своих бабушке и дедушке, моих прабабушке и прадедушке. Я видел их молодыми, красивыми и счастливыми. Они только что поженились: Хаммат и Шамсинур. Хаммат с гордостью рассказывал Шамсинур о том, как служит в Осоавиахиме – Аэростате (так тогда говорили), а Шамсинур о своей прекрасной работе учителя. Оба смотрят в голубое небо и мечтают о будущем, загадав желание на двух монетках, тех самых, которые мы нашли в сундуке.
Голос мамы задрожал, она перевела дыхание. Я не торопил её, хотя по моим глазам она видела, что я с нетерпением жду продолжения…
Голос мамы стал глухим и твердым, когда она стала рассказывать о начале Великой Отечественной войны. Я слышал, как плачут матери и жены, невесты и дети. Прощаясь с мужем, Шамсинур подала своей холодной, мокрой от слез ладошкой медную монетку и попросила мужа хранить её как память…
Как бы тяжело не было маме, она рассказывала о том, о чем когда-то говорила её бабушка. Передо мной вставали тяжелые будни нашей военной деревни. И долгожданные письма Хаммата из самого пекла войны – со Сталинградской битвы.
Мама задернула шторы, подошла, обняла меня. Голос стал намного радостнее, потому что она говорила об освобождении Европы от фашистов – Хаммат встретил победу аж в самом Люксембурге.
Шамсинур часто держала монетку в руке, мечтала об одном: увидеть родного Хаммата живым и здоровым!
Отгремела победная весна, прошло в ожиданиях лето… Но вернулся Хаммат только в 1946 году, после разгрома Квантунской японской армии.
Широко улыбаясь, мама рассказала, что, встретившись после такой долгой разлуки, Шамсинур спросила мужа о монетке… А он достал желтую монету, сияющую, блестящую… Оказывается, он часто начищал её, любуясь блеском и ожидая встречи…
А дальше началась трудная, но счастливая жизнь! Они построили дом в Бурзяне, Хаммат усердно трудился, сменил множество профессий: работал кассиром, бригадиром. А Шамсинур всегда с детьми: была учителем, воспитателем.
У них появились две дочки – Гульнур и Гульшат. Гульнур – так зовут мою маму.
Когда дети болели, их мама Шамсинур прикладывала эти самые монетки к больному месту – и боль уходила!
У меня покатилась слезинка, одна, другая… Я их не стыдился. Мама плакала тоже…
В этом году они умерли: сначала прабабушка Шамсинур, потом прадедушка Хаммат. Им было по 92 года…
Старинные монеты хранятся у нас дома, может, и стоят недорого. А заболит у меня рука или нога, обязательно приложу, чтобы снять боль. Ведь это реликвия нашей семьи надолго, навсегда!..
Два друга-второклассника по дороге в школу обсуждали последние новости. И тут Вовка поставил друга в ступор:
– Слушай, Леха, а ты знаешь, где была при царе главная башня у спасателей?
– А разве тогда были спасатели? – недоуменно посмотрел на друга Алексей
– А кто ж, по-твоему, тушил пожары, вытаскивал из ям – палочка-выручалочка?
– Не палочка, это ж не сказка… Ну и где ж была?
– А то, кто ж ее не знает!
– Вот она и есть главная башня!
– Не выдумщик, а СЛЕДОПЫТ!
– По следу идешь, чтобы пытать?
– Неверно расшифровываешь! Я пытаюсь СЛЕД найти, ищу, понимаешь…
– Что ты говорил насчет спасателей?
– Спасательская башня, сокращенно – «спас-ская». Им лень было писать полностью. Вот и взяли по слогу в начале и в конце.
Когда друзья были в школе и проходили мимо доски объявлений, Вова ткнул в неё:
– Вот посмотри расписание: «физ-ра», «физ», «матем», «информат» «обж»… Когда-нибудь наши потомки будут голову ломать. А сколько мата в школе? грамМАТика, матеМАТика, инфорМАТика, шахМАТы... А что такое у старшеклассников «обж», кстати?
– Наверное, ОБЖ – сокращенное от «обжорство»! – съехидничал Леха.
– Вот бы нам такой урок в началке. Ой, звонок уже прозвенел! Бежим, контру по МАТу писать!
Поздравляем победителей VIII Республиканского литературного конкурса для учащихся средних учебных заведений «Моя классная жизнь», посвящённого 100-летию образования Республики Башкортостан «Наш век, моя родина…»!
I место – Азиз Бускунов, ученик 1-го класса МОБУ СОШ д. Абдулмамбетово, Бурзянский район РБ; – Эльвира Еникеева, 14 лет, г. Уфа; – Адель Имангулова, ученица 11-го класса МБОУ «Школа №78», г. Уфа, Модельная детская библиотека №40, куратор Р.Р. Яппарова.
II место – Иван Мазницын, ученик 3В класса МОБУ «гимназия №5», г. Давлеканово, учитель-куратор В.Х. Масагутова; – Юлия Занина, ученица 3-го класса МБОУ СОШ с. Ангасяк Дюртюлинского района РБ, кружок «Слово», руководитель А.Б. Тагирова; – Алина Насретдинова, ученица 7В класса, МОБУ СОШ №6 им. М.А. Киняшова, г. Благовещенск, Благовещенский район РБ учитель-куратор Л.А. Бажина; – Нурислам Улиахметов, ученик 10-го класса, ГБОУ Республиканский инженерный лицей-интернат, г. Уфа учитель-куратор Л.Н. Кондаурова.
III место – Дарья Симгаева, ученица 6-го класса, Дворец пионеров и школьников им. А.П. Гайдара, детско-юношеское литературное объединение «Родник», руководитель Г.Р. Ариткулова, г. Стерлитамак; – Виолетта Хоменко, ученица 11-го класса, Дворец пионеров и школьников им. А.П. Гайдара, детско-юношеское литературное объединение «Родник», руководитель Г.Р. Ариткулова, г. Стерлитамак.
I место – Варвара Антонова, ученица 4-го класса, Дворец пионеров и школьников им. А.П. Гайдара, детскоюношеское литературное объединение «Родник», руководитель Г.Р. Ариткулова г. Стерлитамак; – Илюза Дашкина, ученица 7-го класса, Дворец пионеров и школьников им. А.П. Гайдара, детско-юношеское литературное объединение «Родник», руководитель Г.Р. Ариткулова г. Стерлитамак; – Леонид Султанов, ученик 6-го класса, Дворец пионеров и школьников им. А.П. Гайдара, детско-юношеское литературное объединение «Родник», руководитель Г.Р. Ариткулова г. Стерлитамак; – Яна Жигалова, ученица 11-го класса, Дворец пионеров и школьников им. А.П. Гайдара, детско-юношеское литературное объединение «Родник», руководитель Г.Р. Ариткулова г. Стерлитамак.
II место – Милена Давлетбаева, ученица 2А класса, МОБУ гимназия №5 г. Давлеканово, учитель-куратор Н.В. Кузнецова; – Михаил Ивченков, ученик 8-го класса СОШ «Школа № 117», г. Уфа; – Юлия Яковлева, ученица гимназии №82, г. Уфа, учитель-куратор Е.В. Шаяхметова; – Виктория Валеева, ученица 9-го класса, Дворец пионеров и школьников им. А.П. Гайдара, детско-юношеское литературное объединение «Родник», руководитель Г.Р. Ариткулова г. Стерлитамак.
III место – Ян Истомин, ученик 3Б класса МОБУ гимназия №5 г. Давлеканово, учитель-куратор И.В. Давлетбаева; – Виктория Шарова, МОБУ гимназия №5 г. Давлеканово, учитель-куратор М.А. Фролова; – Аскар Раупов, ученик 9-го класса ГБОУ Республиканский инженерный лицей-интернат, г. Уфа, учитель-куратор Л.Н. Кондаурова.
I место Алиса Вавринчук, ученица 2-го класса МОБУ школа с.Васильевка, куратор Г.М. Зинина, библиотекарь д. Новая Васильевка; – Татьяна Кожаева, ученица 7-го класса МОБУ гимназия №5, г.Давлекано, учитель-куратор Н.А, Скулова; – Сусанна Минасян, ученица 11-го класса МБОУ СОШ с. Ангасяк, кружок «Слово», куратор А.Б. Тагирова.
II место – Камилла Мухамадеева, ученица 3-го класса МБОУ «Гимназия №3», г.Уфа; – Азамат Бекчанов, ученик 7-го класса МБОУ СОШ № 8 г. Туймазы, учитель-куратор М.М. Кучумова; – Яна Адигамова, ученица 9-го класса МОБУ СОШ с. Троицкий Благоварского района РБ, учитель-куратор Т.Н. Адигамова.
III место – Дарья Лапшина, ученица 4 В класса МОБУ гимназия №5 г.Давлеканово; – Дана Самойлова, ученица 3-го класса МБОУ «Ордена Дружбы народов гимназия №3 им. А.М. Горького», г.Уфа, учитель-куратор Л. В. Наймушина; – Руслан Шайхутдинов, ученик 7 Г класса МБОУ Гимназия №3 г.Уфа, учитель-куратор А.И. Левицкая; – Константин Тупицин, ученик 11-го класса МОБУ Караидельская СОШ № 1, учитель-куратор А.К. Трегубова.
Поздравляем победителей и призеров V детского республиканского творческого конкурса «Спасатель – профессия века»!
ПОЭЗИЯ: 1. Диана Губайдуллина, 16 лет; 2. Александра Полетавкина, 17 лет; 3. Арслан Газизов, 8 лет; 4. Лучший дебют: Юрий Федоров, 12 лет; 5. За верность: Ринат Валеев, 12 лет.
ПРОЗА: 1. Виталий Сафиуллин, 9 лет; (также награжден в номинации «За верность»); 2. Илья Абрамов, 13 лет; (также награжден в номинации «За верность»); 3. Эльвира Еникеева, 14 лет; (также награждена в номинации «За верность»); 4. Эмилия Габбасова, 10 лет.
ПУБЛИЦИСТИКА: 1. Айгуль Хисаева, 9 лет; 1. Эльвира Еникеева, 14 лет; 3. Артемий Назаров, 13 лет; 4. Лучший дебют: Алина Салимгареева, 14 лет.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО: 1. Анастасия Титова, 13 лет; 2. Алена Гайфуллина, 14 лет; 3. Гульшат Ишемгулова, 14 лет; Камила Хайритдинова, 15 лет; 4. Лучший портрет спасателя: Зоя Шагимарданова, 17 лет; 5. Лучший дебют: Альбина Гарипова, 15 лет; 6. За верность: Эмиль Ишемьяров, 11 лет; Арслан Мусин, 11 лет.
ПРИЗЫ ОТ ЖУРНАЛА «БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ»: Проза – Виталий Сафиуллин; Поэзия – Арслан Газизов; Публицистика – Айгуль Хисаева и Эльвира Еникеева.