Двенадцатое апреля две тысячи двадцать пятого года. Луганск, сквер Героев Великой Отечественной войны, самый центр города. Выходной день, пасмурная, но теплая погода. Люди неспешно прогуливаются по дорожкам сквера, ведут оживленные беседы в компании друзей и близких, вместе со своими детьми разделяют радость приятной прогулки. Напротив сквера — здание Областной государственной администрации (ныне Дом правительства). Сейчас здесь тихо и безопасно. Но почти одиннадцать лет назад на этом месте произошла страшная трагедия, подобных которой, к сожалению, потом случится еще немало. Однако именно второго июня две тысячи четырнадцатого года стало первой траурной датой в многолетней войне с украинским режимом. Да, бандеровцы уже сожгли заживо людей в Доме профсоюзов в Одессе, уже был осуществлен безжалостный майский обстрел Донецка.
И вот первая атака на Луганск. Сейчас о ней напоминает памятник «Жертвам авиаудара», расположенный у здания администрации. В тот роковой день около трёх часов дня два самолета СУ-25 сбросили бомбы на администрацию, на территорию сквера и автопарковку. Жертвами сброса более двадцати снарядов в тот роковой день стали восемь человек, еще двадцать восемь получили ранения. Рядом с местом атаки расположены многоквартирные дома, детский сад, но разве это волновало нацистов? Они стремились обезглавить сопротивлявшуюся республику, совершив покушение на главу ЛНР Валерия Болотова и его приближенных. Тот июньский день, не предвещавший беды, очевидцы событий запомнят на всю жизнь. Глубокие воронки от снарядов, кровь на асфальте. Люди с тяжелейшими ранениями, мучительно доживавшие последние минуты своей жизни. Пострадавших было так много, что бригады скорой помощи не справлялись. На подстанции с носилок смывали кровь, она бордовыми ручьями текла по асфальту двора.
Спустя несколько дней под Луганском в результате минометного обстрела погибнут журналисты телеканала «Россия»: Антон Волошин и Игорь Корнелюк. Мемориал в память об этой трагедии установлен в нескольких метрах от мемориала «Жертвам авиаудара». А еще через месяц в станице Луганской от рук укрофашистов погибнут ещё двенадцать человек, в их числе пятилетний Ванечка, накануне гибели отметивший свой день рождения. И эти, и все последующие преступления киевского режима незаживающей раной остаются в сердцах жителей Донбасса, на чьих глазах погибали родственники и друзья и которые сами много лет оставались мишенью для бесчеловечных атак.
В таких условиях выросло целое поколение. Кто-то ещё застал счастливые годы беззаботного детства под мирным небом, но многие всю свою жизнь вокруг видели только войну и идущую за ней след в след смерть.
Когда на город был осуществлен первый авианалет, луганчанину Даниилу было всего одиннадцать лет. Сейчас это молодой, не по годам взрослый парень, первый местный житель, с которым мы познакомились в ходе нашей литературной командировки. При первой встрече, ещё не зная историю этого молодого человека, подумала, что Даниил старше: сбивал с толку его серьезный и твердый взгляд. Это потом ответ родился сам собой: глаза человека, выросшего в условиях постоянной опасности, ветерана войны, не могли быть другими.
На сутки Даниил стал нашим водителем, на своей машине он заботливо доставил нас из Москвы в Луганск. Пока ехали, поближе познакомились с нашим водителем и узнали его историю. Война застала Даниила в подростковом возрасте, в том самом, когда уже всё понимаешь, как взрослый, но не умеешь справляться с тяжелым грузом переживаний, оставаясь в этом ребенком. Но дети Донбасса не знали другой жизни. Когда началась СВО, восемнадцатилетний Даниил учился в университете. Он мечтает стать агрономом, поэтому и поступил в Луганский аграрный университет имени К. Е. Ворошилова на бюджетное место. В период местной мобилизации Даниила призвали на фронт, где он служил в составе 6-го казачьего полка вместе с ополченцами первой волны, матерыми бойцами, в числе которых был и командир с позывным «Полтинник», который до сих пор в строю. Даниилу пришлось с нуля учиться обращаться с оружием и постигать военное дело. Но он справился. Участвовал в боевых действиях, сражался не хуже других. Вернулся домой в две тысячи двадцать втором, после ноябрьского указа Владимира Владимировича Путина о демобилизации студентов ЛНР и ДНР.
Ужасы войны, которые пришлось пережить ему, совсем юному парню, к счастью, не сломали Даниила. Он восстановился в университете и сейчас заканчивает четвертый курс, находясь на свободном посещении. Параллельно работает в организации, занимающейся перевозками, — на рейсовой основе возит людей по маршруту Москва-Луганск. Это и понятно: нужно содержать семью, которой Даниил обзавелся два года назад. Машину, стоимостью семьсот тысяч рублей, молодой человек приобрел на свои деньги, вложив накопленные средства и добавив полученное военное довольствие за период службы.
Семья, подработка, учеба, а в перспективе — долгожданная работа по специальности. Хочется верить, что у Даниила в будущем всё действительно сложится хорошо. И у всех молодых ребят, на чьи плечи легли тяжелые испытания, ребят, не уехавших с родной земли, а вставших на ее защиту по первому зову. Это и есть наша элита, соль земли русской. Таким ребятам и посвятила одно из своих стихотворений:
Сменив стаканчик из «Скуратов»
и речи девичьи её
на боевой приказ комбата,
на автоматное цевьё,
вы шли туда, где раньше весны
приходят зеленью холмов,
и много кто там был невзрослым,
но возмужать он был готов.
Война не провела опросов,
где можно выбрать «да» и «нет»:
готовы прятаться от сбросов,
осколков вражеских ракет?
А экономить хлеб и воду,
сидеть в окопе под огнём,
из РПГ стреляя сходу,
кричать по рации: «Прием!»?
Ещё не испытали счастье
еще никто не стал отцом,
но проверять пришлось запястье,
прощаясь не с одним бойцом.
Вы стали солью мира, парни,
родиться довелось в наш век,
он для страны не будет крайним,
покуда в вашем сердце бег
отваги, мужества и чести,
покуда вы спина к спине,
за русский мир стоите вместе,
забыв о тачках и вине.
Ваш подвиг в пламенном сосуде,
мы память воскресим в свечах —
принесена победа будет
и на мальчишеских плечах.