В статье речь идет о позиционировании чтения краеведческой художественной и художественно-исторической литературы как одного из методов изучения истории башкирского костюма.
Библиотеки Республики Башкортостан обладают поистине уникальным инструментом для изучения истории и культуры башкирского народа — богатейшим фондом краеведческой литературы. Среди множества книг особое место занимают художественные и художественно-исторические издания. Последние привлекают читателей тем, что они не только удовлетворяют их эстетическую потребность, но и несут в себе исторически ценную информацию. Историзм в этих произведениях проявляется в изображении портретов исторических деятелей, событий прошлого, батальных и бытовых сцен.
В художественных произведениях, которым присущ историзм, достаточно широко используется описание одежды героев. Для автора одежда является не просто швейным изделием, а носителем ценной исторической информации. Народный костюм может рассказать о многом: о возрасте, гендерной принадлежности человека, о его месте проживания, социальном статусе, роде занятий. Помимо этого, герой, надевая на себя определенную одежду или какой-либо ее элемент, может выражать свое отношение к происходящему.
Семейные праздники, народные обряды становились поводом для того, чтобы сменить повседневную одежду на ту, что бережно хранилась в сундуках. Главный герой книги «Долгое-долгое детство» М. Карима чувствует себя царевичем, отправляясь на праздник Курбан-байрам. На его голове черная бархатная тюбетейка, на ногах новые резиновые калоши. Одет он в красные в белую полоску штаны с двумя карманами и сатиновую косоворотку (9,12).
Сабантуй был одним из самых любимых и больших праздников башкир. Здесь молодые девушки могли похвастаться своими новыми нарядами и навыками рукоделия. Например, Гульбану из романа-эпопеи Т. Гариповой «Буренушка» появляется на сабантуе в платье с оборками и шикарном еляне, в красных сапожках на высоких каблуках, со звенящими монетами на накосниках (4,18).
На спортивных состязаниях в романе Б. Рафикова «Карасакал» мальчики предстают не только в нарядных одеждах. Их образ дополняют лук и стрелы за спиной, начищенные и натертые до блеска медные стремена, застежки на подпругах, пряжки, украшения на уздечках лошадей (10,23).
Свадебные обряды были так же тесно сопряжены с использованием одежды: обмен фартуками невесты и ее золовки, выкуп и продажа нагрудников и т. д. (11,132).
В романе Я. Хамматова «Северные амуры» Ильмурза отдает выкуп за невесту: четыре шелковые рубахи, пару сафьяновых сапожек, платок самаркандский, шаль пуховую оренбургскую; свату и сватье по лисьей шубе, зимнего отлова, цвет — золото с янтарем (12,107).
Красочно описан свадебный наряд невесты в романе З. Биишевой «Униженные»: «Айхылу сидела перед ними в расшитом свадебном еляне из черного атласа с узорами из монет и кораллов, поверх него был накинут селтэр, на голове узорчатый кашмау, усыпанный разноцветными каменьями и жемчугом, на ногах — красные сапожки на высоких острых каблучках с медными подковками — все это подарок жениха» (3,204).
Мужчины тоже наряжались на праздники. В романе Х. Давлетшиной «Иргиз» на свадьбу Моратша-бай надевает «дорогого сукна шубу, шапку с меховым околышем», мулла приезжает «в белоснежной чалме, в нежно-голубого сукна шубке». Купец Давлет одет в суконный кафтан с серебряными застежками (5,161).
Во многих произведениях художественно-исторической литературы одежда выступает как статусный символ для демонстрации привилегий определенных слоев населения: состоятельных жителей, священнослужителей, представителей власти.
В романе «Иргиз» мулла «каждодневно наряжался с шиком» в лисий тулуп и белоснежную чалму (5,143). В том же романе новоявленный старшина Ниязгол предстает перед читателем в легком зеленом халате, подпоясанном серебряным пояском; на ногах у него хромовые гамбургские сапожки, втиснутые в американские калоши. Шапка на голове новенькая, окаймленная мехом лисицы (5,224). А одна из его жен, Газимэ, одета в красное сатиновое платье, с развевающимися полами летний золотом шитый халат, зеленый шелковый платок (5,11). Байский сын носит тюбетейку с шитыми золотом звездочками, бархатный с серебряными застежками казакин, гамбургские, с отворотами, сапоги (5,114). В романе С. Злобина «Салават Юлаев» старшина встречает начальство в богатом халате, в высокой бобровой шапке, с саблей, посохом и елизаветинской медалью (7,83).
В рассказе П. Добротворского «Своя людя» можно проследить, как меняется гардероб при изменении статуса человека. Мухаметзянка, будучи зажиточным крестьянином, одевается в легонький, короткий бешмет-безрукавку (кафтанчик без сбор и без рукавов), из-под него висит чистая белая рубаха из тонкого льняного домотканного холста; на ногах у него поношенные ичиги (сапоги мягкие, без подошв и без каблуков, с жесткими задниками), а на сапоги надеты татарские калоши; на гладко выбритой голове — тюбетейка. После назначения его старшиной он начинает носить хороший бешмет и новые ичиги, на голове — бархатную, расшитую вся золотом тюбетейку (6,73).
Богато одевались и жены баев. В романе «Иргиз» младшая жена бая Ниязгола встречает мужа «в длинном, в талию, шелковом зеленом платье, в жемчужном колпачке, увешанная и цепочками, и браслетками из чистого золота, в туфельках на острых каблучках» (5,224). Фариза, невестка Ниязгола, приезжает в гости в зеленом атласном платье, камзоле красного бархата, отороченном золотым позументом, на голове у нее тяжелый кашмау, украшенный кораллами и серебром, на ногах сафьяновые ичиги с калошами (5,227).
Описание женской одежды в художественно-исторических произведениях занимает особое место ввиду своего видового и целевого разнообразия. Одежду шили и украшали декором самостоятельно. В процессе рукоделия у девушек развивались терпение, усидчивость, формировались навыки ткачества, вышивки, аппликаций и т. д. (8,6).
В романе «Иргиз» описывается процесс создания нарядного платья. «Девушки вручную, тройной стежкой сшили огненно-красное платье, прострочили по подолу кайму из трех разноцветных лент» (5,132).
Красочно описывает женские наряды в своих воспоминаниях мать Буранбая в романе «Северные амуры»: «чекмени расшиты золотыми и серебряными узорами. Даже у тех, кого в ауле считали бедняками, были шапки из лисьего меха и каты с суконными голенищами, прошитыми красной нитью. А женщины расхаживали, как ханши, как шахини, в высоких драгоценного меха шапках. Коралловые ожерелья, бусы, кашмау — в серебряных монетках, в косах — сулпы, а по спине — елкялек. Богаче всех наряжалась дочь муллы — тюбетейка под шалью вся в самоцветах» (12,51).
Несмотря на скромное положение в семье, башкирские жены перед своими мужьями всегда выглядели опрятно, а зажиточные башкирки одевались очень нарядно. Вот как встречает своего мужа Сафия в романе «Северные амуры»: на ней самое пестрое платье с оборками по подолу, нагрудник с крупными серебряными монетами, меховая ушанка вся в арабских, турецких и бухарских серебряных монетах, мягкие суконные сапожки, расшитые разноцветными шелками. Из украшений на ней серьги с драгоценными камушками, золотые браслеты, перстни с алмазами (12,153).
Мужчины-башкиры остаются верными своим национальным традициям даже на воинской службе. Так описывается один из воинов в романе «Карасакал»: сверху на нем был бешмет из кожи, на голове высокая шапка, чтобы смягчить вражий удар, на ногах высокие сапоги из толстой кожи, защищающие колена от удара сукмаром и штаны из сыромятной кожи, без которых далеко не уедешь верхом на коне (10,154).
В романе «Северные амуры» князь Волконский любуется башкирскими всадниками в их яркой форме: «казакины — синие, шаровары — красные суконные, сапоги с суконным голенищем, шапки — меховые, шляпы — войлочные» (12,250). Даже боевой конь одного из героев, Кахыма, оседлан по всем правилам — войлочный подседельник, попона, старинное седло с серебряными стременами (12,254).
Одежда бедных крестьян, конечно же, отличалась своей незатейливостью, дешевизной материала и украшений. На бедняке Мухорямке из рассказа П. Добротворского «Дитя природы» «старая-расстарая шапчонка из лисьих шкурок, худенький кафтанишка из натуральной верблюжьей шерсти, сшитый тоже давно», «самодельные лапти, надетые на обыкновенные онучи из домотканного сукна белой, простой овечьей шерсти» (6,25). Хисметулла из рассказа П. Добротворского «Иняй» одет просто, но опрятно: на нем была простая белая холщовая рубаха, на ногах лапти, но все это было чисто и аккуратно, на голове была тюбетейка (6,42).
Жители разных местностей украшали свою одежду элементами декора, наделенными особым значением (8,11). В романе «Карасакал» описывается куляпере — островерхая шапка с длинными меховыми завязками; по ее виду обладателя шапки можно было причислить к роду тангаурцев (10,4). По закругленным полам одежды юноши Аблая Мактымхылу в эпосе «Кара юрга» признала в нем жителя степей (2,430).
В сказке «Умыс» традиционная одежда наделяется волшебными качествами. Девушка говорит Умысу: «Наденешь чекмень — тебя стрелы не ранят; наденешь шапку — тебя никто не увидит; сапоги наденешь — одним шагом достигнешь нужного места» (1,90).
В каждом из приведенных произведений художественной литературы в башкирском народном костюме прослеживается связь таких качеств, как эстетичность, функциональность и, что немаловажно, информативность. Это позволяет сделать вывод о том, что не только отраслевые (специальные) издания могут использоваться при изучении этнографии башкирского народа: художественная и художественно-историческая литература так же могут служить источником ценной информации для изучения неотъемлемого достояния народа — национального костюма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ