Все новости

№7.2024. Юрий Татаренко. Парень из Абзелиловского района

Интервью с писателем Олегом Роем

Известный писатель стал хедлайнером международной книжной ярмарки «Китап-байрам», прошедшей в Уфе в конце мая. Олег Рой – член правления Ассоциации анимационного кино, сопредседатель координационного совета Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей», член Художественного совета Министерства обороны.

Глава Союза писателей России Николай Иванов на закрытии ярмарки «Китап-байрам» сказал: «Олег Рой ‒ удивительный человек, великий патриот России. Он больше двадцати раз ездил на фронт. Спасибо ему за его работу».

 

 

НА ПУТИ К УСПЕХУ

 

– Что вас вдохновляет, что приносит удовольствие?

– Внимание читателей и зрителей. В Уфе меня постоянно останавливали на улице. Люди признавались, что им нравятся мои книги и фильмы. Это очень приятно. Я благодарен каждому за слова поддержки.

Очень большое удовольствие – писать книжки для детей. Сейчас делаем «Азбуку счастья», «Азбуку семьи». Вышла «Азбука Арктики и Дальнего Востока». Готовятся к изданию «Азбука Сибири» и «Азбука Поволжья и Урала». Это истории, весёлые, увлекательные и познавательные, о достопримечательностях городов, уникальной природе, народах, их истории и культуре. Это проект для детей, которые уже знают буквы и с интересом познают окружающий мир, его устройство, географию и историю. Про Башкирию, про каждый её город и гору, можно создать свою отдельную азбуку.

Я молодой, мне скоро 60. Хочу давать почудить ребёнку, который живёт во мне. В то же время прекрасно понимаю, что надо следить за собой – правильно питаться, заниматься спортом.

– Как сблизить писателей с читателями?

– Моя трилогия стоит в книжном магазине больше тысячи рублей. Почему так дорого? Я не понимаю. Книги должны быть доступными по цене. Только тогда будут расти продажи. Надо сделать так, чтобы книга стоила не дороже хлеба! Родился ребёнок – нужно дать в семью хотя бы небольшой набор хороших книг. Хорошая книга – та, что воспитывает детей и взрослых, делает их чуточку лучше.

– Правда ли, что писательство для вас было вроде хобби?

– Оно и сейчас так. Книги меня не кормят. Мои гонорары уходят на нужды СВО: закупку коптеров, медикаментов. Когда начинал свой писательский путь, деньги уходили на выпуск книг. Потом вкладывал средства в развитие новых проектов, создание мультиков…

– На пути к творческим успехам есть всякого рода препятствия – к примеру, профессиональное выгорание, депрессии, элементарная усталость. Чем подпитываетесь? Далеко не каждый писатель способен выдать, как вы, более семидесяти романов…

– Сейчас в работе всего один роман – «Жить, любить, верить». Остальные замыслы в прозе пока забросил. Но продолжаю реализацию детских проектов. Мне это нравится. Если ты что-то делаешь с душой, то ты без этого даже дышать не можешь. Творчество – моя жизнь. Если мне говорят, что я выгораю, это значит, что я умираю. А это не так! Я не выгораю, я просто не ищу вдохновения там, где его нет. Мне важно быть рядом с солдатами – на передовой и в госпиталях. Их жёны и дети – мои читатели, мои зрители. Фронт и «гражданка» – мир, в котором я живу, где мне все интересно. Я полон сил. Надеюсь, меня ещё на многое хватит.

– Сколько книг вы пишете ежегодно?

– Специально не подсчитывал. Думаю, к сентябрю закончу четвёртую книгу о СВО. Год назад начал работу над ней. Каждый год предлагаю своим читателям две-три премьеры. Вот уже пять лет каждый день дарю читателем соцсетей новое эссе.

Сегодня надиктовал на диктофон новую историю. Книги рождаются молниеносно. Вот сейчас я вижу возле сцены маленькую девочку и могу о ней и её бабушке с ходу сочинить трогательную историю.

С момента выхода моей первой книги прошло 36 лет. Сейчас у меня 74 романа. Но мне далеко до трудоголика Дарьи Донцовой, с которой, к слову, мы ходим в один храм…

– Какие ваши произведения вам особенно дороги? С каких книг советуете начать знакомство с писателем Олегом Роем?

– Мне больше всего удавалось писать мистическую литературу: «Ловушка для вершителей судьбы», «Ловушка для влюбленных», «Верь в меня», «Старьевщица», «Порог». Скоро выйдет роман, написанный в позапрошлом году – «Семь».

Но у меня есть и более лёгкая литература – для наших любимых женщин: «Мужчина в окне напротив», «Дом без выхода», «Человек за шкафом». Этими книгами я тоже очень сильно горжусь. Вообще я так или иначе горд каждым своим произведением!

– Как переключаетесь с военной тематики – на детскую, к примеру?

– Детские сказки для мультфильмов для меня как отдушина, как передышка между поездками в Сирию и другие горячие точки. Я видел воинов в грязи, в крови. Они должны знать, что их дома ждут, что их героизм, их подвиги – всё это не зря. Во имя, во славу этих пацанов, в том числе из Башкирии, я должен быть рядом и потом написать истории о них.

 

 

всё хорошее начинается с книги

 

– Своими делами и в своих книгах вы отстаиваете традиционные ценности, крепкие семейные связи. Но молодёжь сегодня не спешит создавать семьи, рожать детей. Как вернуть доверие к институту семьи и сделать его приоритетным?

– Знаете, всё достаточно просто. Наш президент Владимир Владимирович Путин не раз говорил про важность семейных ценностей: все желающие стать родителями должны быть уверены в завтрашнем дне. Что это значит? У людей должна быть работа, зарплата, жилье, социальные выплаты и общественная активность вокруг: детские сады, школы, больницы и поликлиники, библиотеки, дома культуры, стадионы, театры и кинозалы. Нужны хорошие дороги, чистые города – и чиновники, правильно воспитанные по отношению к государству и населению. Вроде бы я многое перечислил. Но на самом деле это просто необходимые условия для нормальной жизни. Хочется, чтобы в семьях было больше детей. Сейчас у нас проходит Год семьи, это хорошо и правильно. Всё, связанное с этим, предстоит развивать.

– Если говорить о соцподдержке населения, можно взять очень узкую категорию писателей. Их статус не определён, каждый выживает как может – на это сетуют многие коллеги по литцеху. Госдума не спешит принять закон о творческих союзах. Прогнозируете ли вы благополучное будущее писателей?

– Благополучная жизнь у писателей была во времена СССР. Да, сейчас профессия писателя не узаконена. И многие авторы находятся в унылом состоянии, потому как книги дорогие и сам феномен литературы становится менее востребован, ведь все мы в гаджетах, в сериалах, мы стараемся книги заменить разными другими увлечённостями. Мы с высоких трибун говорим, что книги ‒ наше всё. Но ведь книгу пишет не машинка. Её создает живой человек, писатель. Его надо поддерживать, выражение «художник должен быть голодным» – неправильное.

Раньше у писателей были дома творчества, весомые премии, гонорары, это хорошее надо возвращать! Надо уделить писателям внимание. Потому что всё самое хорошее начинается с книги – и в нашей стране, и за рубежом. Нужно, чтобы наши хорошие книги вытеснили иностранную литературу с полок. Для этого нужны честные, добрые, сытые писатели.

 

 

Русские супергерои

 

– Наверняка вы, как и многие ваши ровесники, выросли на замечательных мультиках «Ну, погоди!», «Простоквашино». Видели ли вы их современные продолжения? Как вы думаете, надо ли идти по пути ремейков и продолжений известных мультсериалов – или лучше искать новых героев?

– Не готов много говорить о такой глобальной и ответственной индустрии, как кино и мультипликация. Скажу лишь одно. Как мне кажется, живя в такой великой стране, как Россия, мы, конечно же, можем и должны создавать новое, идти вперёд. А тем, что было сделано нашими великими предшественниками – сценаристами, режиссёрами, художниками и так далее, – нужно просто гордиться. Я предлагаю пересматривать их работы – но не переделывать. В память об уникальных произведениях нужно сделать что-то своё: уникальное, хорошее и правильное. Тогда и предки наши на небесах будут гордиться нами, нашими поисками и результатами. А не тем, что мы, искажая хорошие произведения, старались выгадать что-то для себя. И наши дети посмотрят на то, что мы делаем, и тоже будут стремиться создавать новое.

Переделывать чужое неправильно, на мой взгляд. Но так живёт рынок, шоу-бизнес, корпорации. И диктовать, кому как нужно жить, я бы не стал. Но я стараюсь идти вперёд.

– Какие мультики вам нравились в детстве? Когда стали отцом, что стали показывать своим детям?

– Хорошо помню то время, когда у всех дома было всего три телеканала. А в родном Магнитогорске – вообще два. Плоскогубцами переключали телевизор. В выходные ждали передачу «В гостях у сказки». В числе любимых героев мультфильмов были и Вовка из Тридесятого царства, и Умка, и Волк с Зайцем из «Ну, погоди!», персонажи сказок «Аленький цветочек», «Снежная королева», а также истории про жителей Простоквашино.

Но время этих фильмов прошло, прошли и восторги в их адрес. Советские мультики – как старые фотографии: смотрю и испытываю дикое наслаждение. С другой стороны, в мире появилось очень много новых мультфильмов. И вообще в жизни много новых достижений. И я всё время пытаюсь не только смотреть новое, но и создавать что-то новое сам. Как мне кажется, в этом и есть наше призвание: гордиться тем, что создано до тебя, и стремиться доказать потомкам, новому поколению, что мы тоже можем создать что-то новое, интересное, качественное – не трогая, не переделывая старое.

– Вам, безусловно, это уже удалось. Можно вспомнить хотя бы популярный мультсериал «Про Дракошу Тошу». Вы анализировали, в чём секрет успеха этого проекта?

– Думаю, всё дело в искренности автора. Я отдал этому сериалу всего себя. Потом были «Мишка Шмяк», «Джинглики», «Супер-мяу». Сейчас я делаю проект «Русские супергерои». Повторюсь, мне важно создавать новое. В этом и творчество, и наш профессионализм.

К слову, изначально проект «Русские супергерои» был довольно сомнительным – считалось, что богатыри не могут составить должной конкуренции героям комиксов и фильмов вселенной «Марвел» и героям «Диснея», заполонившим Россию. Но я считаю, сейчас не стоит к ним привязываться. В ходе СВО изменилось наше отношение к тем ценностям, которые нам навязывались Западом. Мы решили вернуть на книжные полки и экраны героев русских сказок и отечественных мультфильмов, именно через них мы постигаем нашу великую страну. К примеру, Салават Юлаев – замечательный башкирский супергерой. Счастлив, что ему и генералу Шаймуратову поставлены памятники в центре Уфы. Имя Ермака, разгромившего Сибирское ханство, золотыми буквами вписано в историю России. Дети также должны хорошо знать, кто такие Баба-Яга, Леший, Конёк-Горбунок…

 

 Что такое боевое братство

 

– Какая книга в детстве произвела наибольшее впечатление?

– Я для себя никогда не отменял классику детской и подростковой литературы: Жюля Верна, Конана Дойла, Беляева, Бажова, Вальтера Скотта… Я обожал их книги. Ничего хорошего не скажу про автора «Гарри Поттера», призывавшую бомбить Россию.

Сейчас очень много дел, читаю мало. Но мне нравится перечитывать Булгакова, Ильфа и Петрова.

– Не могу не спросить про патриотическое воспитание. Пока писатели ещё не раскачались и только-только приступают к освоению старой-новой темы, вы уже дописываете четвёртую книгу о событиях в Донбассе. Какими должны быть патриотические уроки в школах, на ваш взгляд? Если бы вас спросили, что сегодня надо изучать на уроках литературы в школах, каков был бы ваш список?

– У нас есть довольно большой набор классической литературы, которая просто обязана присутствовать в школьной программе. Я за книги, которые изучало на уроках литературы наше поколение и которые очень сильно влияли на нас. Это и «Молодая гвардия» Фадеева, и «Горячий снег» Бондарева, и произведения Симонова. Считаю, эти произведения, рассказывающие о героях Великой Отечественной войны, должны сегодня изучать в школе. Они обязаны быть на письменных столах современных школьников.

Также считаю, нужно включить в программу для нынешней молодёжи произведения писателей, пишущих про СВО, – как романы, так и поэтические сборники. Авторы, которые живы, которые могли и хотели написать о Донбассе, давно уже это делают. Это стало фактом отечественной литературы. Понятно, что дальше таких книг будет больше, и у нас появятся современные симоновы и бондаревы.

С другой стороны, многие писатели долго ждут. Но, видя, что тексты о СВО приносят выгоду, начинают писать на военные, патриотические темы. Скоро мы увидим писателей, которые вдруг очнулись. Которые вдруг приехали на фронт. Которые всегда были рядом, но только сейчас осознали, что о боях надо писать. Литературы будет много и разной. Думаю, немало будет произведений, ярко и точно отражающих важнейшие исторические события как на линии боевого соприкосновения, так и во всём мире. Будет и незатейливая армейская проза – от лица тех, кому будет поручено написать о СВО.

– В ходе уфимской книжной ярмарки вы тепло приветствовали поэта Сергея Лобанова, участника СВО, – как давно вы знакомы? Знаете ли Анну Долгареву и Захара Прилепина лично, доводилось встречаться с ними?

– С Серёжей общаемся уже довольно давно. Я имел честь встречаться с ним и на различных литфорумах, и на линии боевого соприкосновения, видел его с оружием в руках. Видел, как его награждали как офицера-героя. Видел его и в госпитале. Наблюдал его первые шаги в литературе. Рад знакомству и горжусь нашей дружбой. Надеюсь, она будет продолжаться, как у всех настоящих мужчин, до гробовой доски, простите за банальность.

Конечно же, я слышал и о Долгаревой, и о Прилепине. Но мы никогда не виделись. У каждого из нас есть свой фронт работы, которую мы очень хорошо и правильно выполняем. С достоинством выполняем. И мне кажется, когда-нибудь мы начнём пересекаться в жизни. А пока не до встреч.

– Чем предлагаете наполнить школьные уроки мужества и патриотизма?

– Сегодня мы всем миром думаем, как встречать с фронта наших бойцов, отдавших свой воинский и гражданский долг. Многие хотят вернуться на передовую, но полученные ранения не дают этого сделать. Эти люди должны быть профессионально подготовлены для проведения уроков мужества, чтобы рассказывать детям, чем опасен нацизм. И что такое битва за свою страну. Что такое боевое братство, что такое наша многонациональная армия, что такое уважение к себе, своей семье, своей вере и так далее.

 

 

ДОВЕРИЕ К ПРОФЕССИОНАЛАМ

 

– Как относитесь к экранизации ваших произведений? Вообще-то, экранизация считается удачей для писателя. Но узнаете ли вы своё произведение на экране? Получается ли корректировать сценарий до съёмок?

– Экранизация – это всегда продолжение жизни твоего романа или повести. Книгу читают выборочное количество людей. А цифровой мир – сериалы, анимационное кино – привлекает гораздо больше зрителей. Увеличение своей аудитории – это, конечно, удача для автора. Стараюсь не вмешиваться в работу создателей фильма. Я профессионал в своём деле и доверяю другим профессионалам. Мастерам кино всегда больше понятно, что и как нужно делать, кто должен играть главные роли, какие задействовать локации и так далее. Все решения, все изменения в первоначальный сюжет – ради того, чтобы задуманное режиссёром и продюсером было реализовано по максимуму, чтобы фильм стал востребован публикой.

К примеру, было кино «Дом без выхода» с участием Андрея Соколова и Анны Самохиной. Мне повезло: я занимался сам этим фильмом, был одним из продюсеров. Работал над сценарием, общался с актерами на съёмочной площадке. И всё, что происходило, конечно же, меня устраивало. Но кастингом не занимался – и это было правильным решением.

– На ярмарке «Китап-байрам» был показан спектакль «Неотправленные письма», расскажите историю его создания. Кто кого нашёл: вы театр или театр вас?

– Я очень долго искал театр, где могли бы поставить спектакль по моей книге. Роман был завершён в первый год проведения СВО. Тогда ни один театр не подходил близко к проблематике спецоперации. Театр имени Моссовета героически, несмотря ни на что, взял эту пьесу в работу. Теперь спектакль идёт под овации на любой площадке. Артисты Ольга Кабо и Дмитрий Щербина – герои. Они заявили в полный голос: мы рядом с нашими солдатами и со сцены говорим о той боли, что испытывают люди на линии боевого соприкосновения, рассказываем о подвиге нашего солдата, которым гордимся. Очень жаль, что таких театров мало. А их ведь порядка тысячи в одной лишь России. Если не ошибаюсь, не побоялись только пять театров. Во всех остальных говорили: пока не время, нам надо с этим пожить. Всё это – отмазки, честно говоря. Представьте, если сказать худрукам и директорам театров, подошедшим к холодильнику: «Друг мой, не время ещё кушать!» А потом закрыть ванную комнату со словами: «Не время мыться, надо подождать – с годик хотя бы! Прочувствуй пока, как сильно ты кушать хочешь, принять ванну…»

На днях воины подразделения «Ахмат» вскрыли на Украине целую киностудию, где была наша форма, манекены. То есть сегодня нацисты снимают фильмы про то, какие плохие русские. А что делаем мы? Откладываем на потом фильмы и спектакли про правду. Считаю, мультфильмы, мюзиклы про СВО надо было делать ещё вчера. Отговорки – от лукавого. Они сродни предательству Родины и народа.

На репетиции «Неотправленных писем» я ходил с первых дней. Рассказывал артистам разные истории – о том, что видел на «ленточке» и за ней. Работа над этим спектаклем – увлекательный творческий процесс. Молодой режиссёр Вячеслав Манучаров выполнил свою работу с величайшим уважением к тексту и актёрскому составу. Браво, «Моссовет» – наше всё! Мне очень сильно повезло с актёрами и режиссёром. В ходе «Китап-байрама» договорились, что через два месяца Театр Моссовета снова приедет в Уфу с этим спектаклем – и сыграет его в полном составе на большой сцене драмтеатра.

 

 

МОРКОВЬ С БАШКИРСКИХ ПОЛЕЙ

 

– Что пожелаете уфимцам?

– Во-первых, нужно уметь отдавать людям должное. Во-вторых, я заметил, как преобразилась Уфа, не был у вас семь лет. Город стал нарядным и красивым. А самое главное, все улыбаются. Такое ощущение, что всем сделали правильную пластическую операцию. И люди улыбаются, несмотря на плохую погоду.

Подсчитано, что в среднем каждый человек читает около 12 книг в год, по одной в месяц. И молодёжь читает много. В моё время нам тоже так говорили, что мы стали меньше читать. Давайте сделаем акцент на том, что надо читать ещё больше. Отмечу с большой радостью: россияне отнюдь не перестали читать. И популярность уфимской книжной ярмарки это доказывает. Огромное спасибо организаторам форума. Но всё же для меня мало этих трёх дней, хорошо бы провести на «Китап-байраме» неделю. Вчера встречался с читателями и понял: за год столько не обнимался, сколько за один день в Уфе! Как же это было тепло! Буду долго вспоминать этот конец мая, проведённый в Башкортостане. Через год я привезу вам мои мультфильмы, мы поставим их на несколько часов и будем вместе с детьми смотреть добрые волшебные истории!

Не могу не добавить. Башкирия – часть моей малой родины. Всю юность я провел в деревнях за городом, где основные местные жители – башкиры. А летом не вылезал из озёр Солёного и Банного, сплавлялся по Инзеру. Считаю себя парнем из Абзелиловского района!

Природа Башкирии и её жители не могли не повлиять на мою жизнь. Вот помню, еду я на велосипеде в деревню к девушке. Как меня, русского парня, должны были встречать местные парни? Но меня не трогали потому, что я был с девушкой. А вот когда я с ней прощался… Домой я возвращался уже пешком, но с гордо поднятой головой. В следующий раз меня встречали те же парни, возвращали велосипед, и мы уже становились хорошими друзьями… А сколько моркови я съел с башкирских полей! Вырвешь её с комом земли, обтряхнешь об штанину – и прямо так, немытую, в рот. И такая она была вкусная! И на картошку на помощь башкирским сельчанам ездили, выкапывали урожай. Вечером нам в благодарность приносили ведро картошки, мы пекли её на углях…

А теперь – самое главное. Мы воюем с полусотней стран, которые стремятся сделать так, чтобы великой России больше не было. Но скоро придёт к нам победа. Мы – выстоим. Уверен, русский мир в очередной раз докажет это.

Читайте нас: