Все новости
Театр
24 Декабря 2020, 14:04

№12.2020. Гульнара Иксанова. «…Откупори шампанского бутылку иль перечти "Женитьбу Фигаро"…» Премьера комедии Бомарше на сцене Государственного академического русского драматического театра

Для любителей театрального искусства в Уфе – событие. На сцене Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан премьера одной из лучших пьес в мировой драматургии, комедии французского драматурга Пьера Огюстена Карона де Бомарше «Женитьба Фигаро».Великий наш Александр Сергеевич Пушкин, обожавший творчество французского драматурга, неслучайно много лет назад написал: «Рассей пустую думу... коль мысли чёрные к тебе придут, иль перечти " Женитьбу Фигаро"».

Гульнара Иксанова
«...ОТКУПОРИ ШАМПАНСКОГО БУТЫЛКУ ИЛИ ПЕРЕЧТИ "ЖЕНИТЬБУ ФИГАРО"...»
Для любителей театрального искусства в Уфе – событие. На сцене Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан премьера одной из лучших пьес в мировой драматургии, комедии французского драматурга Пьера Огюстена Карона де Бомарше «Женитьба Фигаро».
Великий наш Александр Сергеевич Пушкин, обожавший творчество французского драматурга, неслучайно много лет назад написал: «Рассей пустую думу... коль мысли чёрные к тебе придут, иль перечти " Женитьбу Фигаро"».
Как же прозорливы классики! Их произведения актуальны и через сто лет и, наверное, никогда не сойдут со сцены, ибо говорят о вечном: о любви и предательстве, человеческой глупости, о ценности и смысле жизни... Эта пьеса, написанная Бомарше в 1778 году, как одна из частей трилогии о приключениях Фигаро, до сих пор вызывает интерес у зрителей, все так же читается людьми, которые интересуются классикой, особенно драматургией. Эту пьесу часто ставили на сцене по всему миру, довольно популярна она и в России. По книге снято несколько фильмов, два из которых в России. Один снят по театральной постановке, второй – оригинальный мюзикл, ставший популярным среди современной молодежи.
Хотя сегодня «Женитьба Фигаро» не входит в список обязательной литературы для чтения, убрали ее и из школьной программы, содержание пьесы знакомо многим. В ней рассказывается о женитьбе Фигаро на служанке графини Альмавива, Сюзанне. Созданная в классическом стиле пьеса отразила новаторство писателя в обличении знати, осуждении их лицемерия и низменных желаний. Бомарше показал, что не всегда обычный человек, не имеющий аристократического воспитания, оказывается глуп. Интересен язык пьесы, где шутки, забавные ситуации – превосходный материал для комедии положений.
Все это постарались воплотить на сцене Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан режиссер и актриса из Италии, выпускница РГИСИ (курс В. М. Фельштинского) Алессандра Джунтини, работающая со многими театральными коллективами в России в тандеме с художником-постановщиком Фемистоклом Атмадзасом, композитором Ильей Амелиным и, конечно же, талантливыми актерами нашего театра.
Скажу честно, я не все приняла в этом спектакле, есть вопросы, на которые хотелось бы получить ответы, но говорить о постановке нужно, так как это этап развития театрального коллектива, а для кого-то из артистов дебют на большой сцене. Прекрасный актерский состав, где молодежь гармонично сосуществует рядом с опытными, заслуженными артистами Республики Башкортостан Сергеем Басовым и Татьяной Афанасьевой, в целом оставил приятное впечатление. Сергей Басов в любой роли создает атмосферу. Помню, в каком-то спектакле у него было совсем немного слов, но одно только появление его на сцене было ярким и эффектным. И здесь, в роли Антонио, актер сумел показать четкими мазками характер маленького, но знающего себе цену человека. Браво! Татьяна Афанасьева, актриса моей юности, прекрасная Вика Люберецкая, рано ощутившая себя взрослой из повести Бориса Васильева «А завтра была война», этот образ храню в памяти до сих пор. В «Женитьбе Фигаро» Татьяна играет свою Марселину ровно, органично... Мне давно хотелось увидеть эту актрису в новой интересной роли. Хочется пожелать Татьяне Афанасьевой глубоких характеров на сцене. … Фигаро... Какой он на самом деле? В памяти зрителей навсегда остался образ этого неординарного героя в исполнении незабвенного Андрея Миронова, первым исполнившим его. В Театре сатиры этот спектакль стал последним в жизни артиста и посвящен его памяти.
Перед Иваном Овчинниковым, исполняющим роль Фигаро, очень сложная задача... Ловкий пройдоха и плут Фигаро, но по сути своей порядочный человек – абсолютно новый материал для молодого актера. И мне кажется, он сейчас в поиске того главного, что хотел передать нам Бомарше, показывая судьбу личности, способной сопротивляться сословным предрассудкам и дурным влияниям и добиваться своих целей благодаря своей сообразительности.
Граф Альмавива – ну кто же, как не Рустем Гайсин, мог бы сыграть эту роль столь характерно, узнаваемо и в то же время ёмко! Рустем ведет свою роль свободно, от мизансцены к мизансцене раскрывая образ своего героя. Но, к сожалению, есть в толковании этой фигуры излишняя прямолинейность, нарушающая эстетическое восприятие (здесь, конечно, вопрос к режиссеру спектакля).
Очень порадовал Александр Леушкин! Бартоло – это совсем другой Александр Леушкин, ушедший от стереотипов, отлично справившийся с комедийной ролью, нашедший, как сделать персонаж по-настоящему смешным. Так любопытно и ценно видеть новое в игре актера.
Яркой звездочкой проявил себя молодой актер Тимур Фахрутдинов, сыгравший плутишку Керубино. Мне довелось видеть работы Тимура, когда он еще был студентом и учился на курсе актерского мастерства у народной артистки Республики Башкортостан Татьяны Макрушиной. Очень рада за Тимура. Его талант востребован, и дай Бог, чтобы и в дальнейшем все складывалось удачно в его творческой судьбе.
В этом спектакле, кстати, есть еще одна ученица Татьяны Владимировны. Это Дарья Филиппова, сыгравшая роль Графини. Мне кажется, актрисе ещё есть над чем поработать, чтобы убедить зрителей, что мы видим именно Графиню, а не легкомысленную гризетку.
А в образе Фаншетты актрису Юлию Тоненко просто не узнать! Мы привыкли видеть в исполнении Юлии «правильных», хороших во всех смыслах героинь. А здесь – кокетка, интриганка, плутовка... Вот что значит новый образ, в котором удалось проявить несомненный актерский талант.
Прекрасная Сюзанна в исполнении Дарьи Толканевой тоже запомнилась. Мне нравится, как играет эта актриса, потому что у нее всегда горят глаза. Этот огонек ощущается сразу, как только Дарья появляется на сцене. Редкое качество и ...притягательное, очень необходимое каждому актеру.
Отдельно хочется сказать об оформлении спектакля, использовании «оркестровой ямы» для создания не статичного действа, а веселого, искрометного ансамбля участников предстоящей свадьбы. Функционально оформление сцены, занавес с ангелочками, воздушные облачка создают нужную атмосферу тоже. Музыка, с первых минут звучащая со сцены, обещает «легкость бытия», комедию положений, любовные интриги, смех сквозь «слезы»... Очень органичны живые голоса актеров на сцене…
«Всё это было...» – может подумать привередливый зритель... И все-таки нет. В нашем спектакле есть то, что отличает его от прежних постановок. Сколько смысла в каждой реплике... И уже актуальны и небанальны мысли вслух о самом главном: о любви, о доверии, о справедливости и лжи в этом сумасшедшем мире, о всепоглощающей силе власти...
Поздравляю театр с премьерой и рекомендую посмотреть всем уфимцам и гостям нашего города нестареющую комедию П. Бомарше.
На снимках Булата Гайнетдинова: сцены из спектакля «Женитьба Фигаро».
Читайте нас в