Все новости
Синематограф
4 Марта 2023, 11:00

Юрий Горюхин. Конь и трепетная лань в танковой упряжке

Фильм Карена Шахназарова «Белый тигр» из тех, про которые принято говорить малознакомым людям на их навязчивое «Ну как?» политкорректное «Э-э… неоднозначно» и сразу о погоде. А хорошо знакомым… Собственно, приступим.

Давно нам по телевизору художественных фильмов не показывали! В классическом смысле фильмов, когда в один вечер фильм начинается и в этот же вечер заканчивается, и никакой тебе многомесячной мыльной жвачки из ментов-бандюков-нянь. Тем не менее, сериалы из головы выбрасывать не будем, возможно, они нам в конце разговора понадобятся.

Итак.

Заявленный, разрекламированный, с редким для российского кинематографа бюджетом фильм, успевший отметиться на нескольких кинофестивалях. Режиссер – один из самых маститых у нас и известный в профессиональных кругах за рубежом. Картина про Вторую мировую войну, точнее про Великую Отечественную войну в общей мировой войне. То есть все достаточно солидно, прилично и даже похвально. Чем же, как уже наверняка заподозрил проницательный читатель, я не доволен? Чтобы ответить, начну с обратного: чем доволен, что понравилось? Режем киноленту на куски, вычленяем актеров, декорации, танки белые и танки красные, то есть все, из чего режиссер Шахназаров слепил свою картину, и выясняется, что почти все нравится! Актеры либо хороши, либо замечательны, играют отменно, сами колоритны и фактурны! Алексей Вертков ну прямо как живой мертвый танкист Найденов! Немецкие генералы, с достоинством поедающие нашу клубнику, прямо как невозмутимые Штирлицы в подвале у Мюллера! А лучший заряжающий на весь фронт, не то калмык, не то башкир, обаятельный пьяница Бердыев? А лучший наводчик фронта, не менее обаятельный бабник Крюк? А водянистые до самого дна смершевские глаза актера Виталия Кищенко? Ну а «живые» не нарисованные в фотошопе танки – слеза же наворачивается! Как в лучшие времена Бондарчука-папы выстроенная под Москвой целая деревня, тут же для нашего брата-зрителя сожженная, – песня! И то, что Гитлеру, наконец, дали слово сказать – тоже неплохо – а то ведь уже все тинэйджеры мира поверили Тарантине, что Третьим рейхом руководил совсем не злой, почти безопасный, всего лишь придурковатый «чарли чаплин».

В общем, все в фильме есть, а кинА нет. И приходит в голову мысль, что мэтр Шахназаров, сидя за монтажным столиком, элементарно не справился с поставленной самому себе задачей. Запутался в главном и второстепенном. Попытался смешать голую мистику, натурализм без прикрас, метафоричность многозначительную, но не получился из этой затеи могучий коктейль Молотова, а намешалась какая-то пепси-кола, уж простите, газ углекислый выпускающая.

Центральная идея фильма ясна: есть ихнее «белое» зло и есть наше из пепла воссозданное «найденовское» добро, наше добро в конце концов побеждает, но выясняется, что их зло победить невозможно, а почему невозможно, объясняет всему миру главный злодей. Но на эту, казалось, простую идею-метафору режиссер для чего-то вдруг стал наматывать натурализм и даже историзм с документализмом. Кровь, обрубки тел, обугленные танки и танкисты, реальные Жуков, Соколовский, Кейтль, фон Фридебург, Гитлер опять же… и тут же «белый тигр» и специально изготовленный по спецпроекту для Найденова тоже почти неуязвимый танк Т-38. Причем ихний мистический танк по-настоящему мистический, потому что появляется и исчезает, словно призрак, снаряды его не берут и, вообще, экипажа в нем нет. А наш танк как бы понарошку мистический, потому как и сам во всех подробностях и ракурсах представлен, и экипаж его в полном составе присутствует. Кстати, об экипаже. Как уже было сказано, лучшие из лучших танкистов: пьяница и бабник. Но странно, что в противовес своему аморальному поведению, они ничего героического не совершают, жизнями не жертвуют, из беды не спасают. Какая-то неувязка с тезой и антитезой. Командир танка Найденов, молящийся танковому богу, и сам бы без них справился. Тогда для чего они Карену Шахназарову? Для колориту или опять для метафоры – многонациональный российский народ показать во всем его разнообразии? А для чего нужен был режиссеру бесконечный майор Федотов, ставший в конце фильма полковником? Чтобы через его вопросы получать скупые ответы Найденова для нас, непонятливых? Ну а правда жизни нудного ужина немецких генералов с пустыми репликами «Вам токайского, фельдмаршал?» – «Нет, оно сладковато». Меж тем, Найденов победил «белого тигра» еще до ужина немецких военачальников, но, видимо, нельзя было сказку-метафору тут и закончить, необходимо было, чтобы «по усам текло, да в рот не попало» хотя бы у пленных немцев. В общем, пленки – снимали ведь не на «цифре» – похоже, было много, а ножниц и клею мало, вот и соединили живые динамичные короткие метры со скучными статичными километрами и танком придавили.

С чем в итоге на этом танке подъезжаем к концу фильма? С дуализмом, конечно. С одной стороны – наша правда – детализированная, полная натурализма, ясная, хоть и с мутными глазами Найденова. С другой стороны – их правда – не ясная и призрачная, смысл которой, если бы не мифическое интервью Гитлера, так и остался бы сокрыт Кареном Георгиевичем в бардачке «белого тигра». Ну и спросим, конечно, вместе с журналистом по-русски, по-балабановски: в чем правда твоя, фюрер? И в ответ, как бронебойным прямой наводкой, получим: «белый тигр», оказывается, и не танк вовсе, он потому и бессмертен, что находится не на Курской дуге, а в головах западноевропейских бюргеров, и придет время, он еще и евреев фугасами изничтожит, и Россию своими гусеницами с землей сравняет!

То есть, следуя логике Гитлера (или чьей, вложенной в его уста?), если «белый тигр» находится в головах немецких буржуа, то в головах русского народа сидят непобедимые лунатик Найденов, пьяница Бердыев, бабник Крюк? Ладно, тезис принимается – обмозгуем. Кино-то где?!

В ответ крупнокалиберным пулеметом стучит телевизионная реклама чего-то гигиенического.

PS

Возвращаясь к посылу про монтажный столик, я вдруг подумал: а не сплющенный ли это до одного фильма будущий сериал? Ведь тогда каждую сцену можно будет развернуть до полноценного сюжета, инвесторы отобьют вложенные средства, а зритель получит несколько, возможно, неплохих, познавательных и серьезных серий про то, как видит войну Карен Шахназаров.

Из архива: июнь 2016г.

Читайте нас: