...вдруг растворилась дверь, вошел Гоголь...
С.Т. Аксаков
Вы были правы, Николай Васильевич, когда говорили, что после смерти Пушкина писать стало не для кого. Но вы писали и сделали нас героями. Вы обессмертили посредственность, увековечили пошлость, оправдали страждущих не на шутку и терпящих друг от друга самодовольных всезнающих глупцов и гладко выбритых стеснительных воришек. Вы оправдали непомерную сытость и вульгарность, как единственный способ существования; «вечную желтую краску» наших домов и «какой-то особенный лакейский запах», носящийся по улицам. Вы собрали воедино всех посредственностей «надувательной земли», то есть всех живущих по средствам, в меру безразличных, в меру функционирующих, ни то ни се, не горячих и не холодных, задумчивых сидней «по своим надобностям», байбаков, разбросанных закоулками. Вы говорили о себе: «Прежде я был толстяк, а теперь болен», – болен своими героями. Вы изобразили нас «приятными во всех отношениях», но мы – «черная точка» в вашей душе, «глухие могилы вместо людей». Ваша искренность не нравилась никому, вызывала раздражение, плутовство принималось за действительность, замкнутость оскорбляла. Вы, как ваш художник, «вырывали что-то живое из жизни», годами переписывали свои сочинения, «уничтожали гениальное», посвящали нам свои сны. Именно за это вас так долго спасали от смерти, брили, стращали страшным судом, ставили к носу пиявки, насильно сажали в горячую ванну, поливали холодной водой, обкладывали горчичниками. Мы были «чертовски энергичны», мы любили вас, но вы умерли так же нелепо и неожиданно для нас, как родились. И нам, вашим героям, стало страшно без вас, и мы засмеялись, как никто не умеет смеяться в мире, засмеялись над собой, чтобы не была так «грустна наша Россия».
Через 200 лет после вашего рождения, Николай Васильевич, город NN не изменился. Я прогуливаюсь по улицам и с удовольствием вижу, что дома выкрашены той же «вечною желтою краской». Как прежде, на улице стоят мужики, философствующие в пустоте: «Вишь ты, вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?». Скажут и ухмыльнутся такой усмешкой, как если бы «человек, доставши себе в нос насморк и силясь при насморке чихнуть, не чихнул, но так и остался в положении человека, собирающегося чихнуть». И в каждом обсуждаемом автомобиле сидит наш новый Чичиков «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтоб слишком молод». Рядом с ним, на сиденье, вместо заветной дорожной шкатулки красного дерева, которая была будто жена вашего Чичикова (в сущности, не знающего женщин), тщательно оберегаемая пухлая барсетка – новый символ жены или тонюсенький ноутбук, будто закадычный дружок, спасающий от скуки в трудную минуту. Я думаю, возможно, именно этот наш Чичиков, как некогда ваш Тентетников, обдумывает, слава Богу, сочинение, которое «долженствовало обнять всю Россию со всех точек – с гражданской, политической, религиозной, философической, разрешить затруднительные задачи и вопросы, заданные ей временем, и определить ясно ее великую будущность – словом, большого объема», сочинение, своевременность которого в нашей стране, как вы бы могли заметить, всегда актуальна. Словом, все-таки мы изменились, мы стали многочисленнее и образованнее, а «пошлость образованного человека не имеет себе равной».
Я иду по городу, где все поделено на казенное и ворованное. Я знаю, что, зайдя в любую организацию, я, по примеру Чичикова, буду выспрашивать швейцара «большой ли подлец их хозяин», и мне ответят: «О, большой, сударь, мошенник». Я иду по вашему, Николай Васильевич, городу NN, словно читаю ваше сочинение. Вот бежит молодой человек «с покушеньями на моду», бежит и растворяется в воздухе; вот рекламный агент «живой и вертлявый до такой степени, что даже нельзя рассмотреть, какое у него лицо»; вот Коробочка с сумками широкого размера и содержания, которыми в России с любовью, пользуются «известного рода» рыночные торговцы, и даже государственные мужи, имеющие, в часы государственного досуга, кокетливую слабость ко всяким «грибкам, пирожкам, скородумкам, шанишкам, блинкам, лепешкам с припеками». Вот размышляющий о себе Манилов с супругой, Ноздрев в казино, дама – «просто приятная дама», а рядом более везучая подруга – «дама приятная во всех отношениях», и они переполнены новостями, благородными чувствами, состраданием и желанием быстрее полюбить ближнего. Я оглядываюсь на витрины магазинов, где красуются «безделушки позднейшей роскоши», «грошевое чтиво» с глубокомысленными глазами психоаналитиков на обложке, обещающих исправить все, что у нас есть, к лучшему; элитная водка «Пушкин» и ветчина «Моцарт»; бесконечные скидки на золото, бесконечная пошлая пробирающая действительность, в которой «все по десять». А с рекламного плаката на меня смотрит какой-то успешный молодой пошляк, белокурый и довольный собой. И я вспоминаю, что такой же преуспевающий весельчак убил поэта Пушкина.
Я думаю о том, что вы, Николай Васильевич, в сущности, любили Россию. «Если же и музыка нас покинет?..» – вопрошали вы и прислушивались, как «раздается немолчно», «хватает за сердце» русская «беспредельная песня», как запевает ее «здоровый, свежий, как девка, детина, третий от руля». «Здесь ли, в тебе ли не зародиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» – вопрошали вы «могучее пространство». Но перед вами стояла беззвучная река нашей действительной жизни, «по берегам которой ходил красноносый, красноногий мартын – разумеется, птица, а не человек» и, «поймав рыбу, держал ее впоперек в носу, как бы раздумывая, глотать или не глотать, и глядя в то же время пристально вздоль реки, где в отдаленье виден был другой мартын, еще не поймавший рыбы, но глядевший пристально на мартына, уже поймавшего рыбу». Мы и есть ваши молчаливые мартыны, покинутые музыкой, и различаемся только тем, что одни уже поймали рыбу, другие же пристально глядят на поймавших.
Вы часто и неожиданно уезжали от нас, подняв высокий воротник шинели, и в своих странствиях, скучая о России, могли одним росчерком превратить другую страну в шутку, допустим, в нос: «Это уже известно всему свету, что когда Англия нюхает табак, то Франция чихает».
Я всматриваюсь в идущие навстречу носы, желудки, шинели, лица, перечеркнутые улыбками, души с покушеньем на жизнь, чиновников и служащих «нельзя сказать, чтобы очень замечательных, низенького роста, несколько рябоватых, несколько рыжеватых, несколько даже на вид подслеповатых, с небольшими лысинами на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальным», всматриваюсь в ваших бесчисленных Сысоев Пафнутьевичей и Макдонольдов Карловичей.
Я ищу вас, Гоголь, как вы искали того, кто «одним чародейным мановением мог бы устремить на высокую жизнь русского человека», вы искали Россию и верили в нее как в птицу-тройку, как в Живую душу.
Из архива: ноябрь 2014г.