Все новости
Литературоведение
18 Января 2023, 10:06

Олеся Тарасенко, Пётр Фёдоров. Европейский писатель с русской душой

Хотя Михаил Андреевич Осоргин (Ильин) (1878–1942) родился и провёл своё детство и юность в Перми, корни его семьи были прочно связаны с Уфой. В отличие от Сергея Довлатова, лишь только фактом своего рождения связанного с нашим городом, он три или четыре раза приезжал на родину своих родителей и, самое главное, посвятил нашему краю, пожалуй, самые тёплые и задушевные страницы своего творчества: «Вещи человека» (1929), «Повесть о сестре» (1931), «Времена» (1955) и целый ряд других произведений. Его родители не только родились и познакомились в Уфе, но и принадлежали к двум знатным уфимским дворянским родам – Ильиных и Савиных. Первое путешествие с отцом в Уфу оставило в душе будущего писателя неизгладимое впечатление. Прибыв на родину отца водным путём – по Каме и Белой, – он был восхищён городом на высоких холмах, утопавших в яблоневом и сиреневом цвету. И тут же внезапная смерть отца и его похороны легли тяжёлым грузом на впечатлительную душу подростка. Через много лет, уже будучи эмигрантом во Франции, он писал в «Вещах человека», что хотел бы возложить словесный венок на разлучённые могилы своих родителей: матери – в Перми и отца – в городе на крутом берегу реки Белой.

Вечный изгнанник М. Осоргин прожил бурную и трагическую жизнь. Его благородство и высокая культура достались в наследство от поколений столбовых дворян, включавших в своих истоках праведную Юлианию Лазаревскую, причисленную к лику святых в 1614 году. Отец будущего писателя – Андрей Фёдорович Ильин – был активным либеральным реформатором в эпоху Александра II. Мать – Елена Александровна Савина – свободно владела несколькими иностранными языками, была глубоко религиозной и блестяще образованной женщиной. Из этой семьи вышел писатель и общественный деятель, внёсший весомый вклад в крушение Российской империи. За свою революционность и принципиальную позицию М. Осоргин более тридцати лет провёл в эмиграции: сначала в Италии (с 1905 по 1916 г.), а потом в Германии и Франции (с 1922 по 1942 г.). Часто его жизнь висела на волоске, но какой-то могучий ангел-хранитель всякий раз отводил от него косу смерти. В короткий пятилетний период жизни на родине он успел выступить с разоблачениями секретов царской охранки; организовал и возглавил Всероссийский союз журналистов; перевёл с итальянского, по просьбе Е.Б. Вахтангова, пьесу К. Гоцци «Принцесса Турандот»; вместе со своим другом, философом Н.А. Бердяевым открыл в Москве книжную лавку писателей, давшую приют и возможность работы московской интеллигенции; работал в Комиссии помощи голодающим при ВЦИК, за что был в очередной раз арестован и выслан из страны. Высылаемый навечно из России в 1922 году на знаменитом «философском пароходе», Осоргин написал щемящий очерк «Тем же морем…», в котором подвёл предварительные итоги революционных преобразований в стране. На фоне широкой панорамы событий тех лет он с особой болью писал о страшной цене добытой свободы: «Зима была, зима холодная. Казань – на горе среди низин, по климату – город отвратительнейший, в году в среднем 72 дня с атмосферными осадками. Сквозные ветры, мразь и грязь. <…> И вот холодной зимой бродили по улицам города пришельцы из деревень. Страшные пришельцы из мёртвых деревень. И всех страшнее были дети. Их привозили на телегах, а на пункте сортировали на твёрдых и мягоньких. Из твёрдых трупиков складывали нечто вроде поленницы (два – так, два – эдак), а ещё мягких старались оживить до конца. На них – вшивые тряпочки и обмоточки, и торчат из-под лохмотьев синие палочки: руки, ноги. Ничего ужаснее и жалчее этих синих ребят с большими глазами не видал я и не увижу никогда – а видал многое!»[1].

Последние двадцать лет жизни М. Осоргин посвятил писательской и журналистской деятельности. В эти годы был издан его лучший роман о революции «Сивцев Вражек» (1928), предвосхитивший на несколько десятилетий «Доктора Живаго» Б. Пастернака, романы о русских революционерах-террористах «Свидетель истории» (1932) и «Книга о концах» (1935), лукавая ода масонству в романе «Вольный каменщик» (1937), сборники рассказов «Там, где был счастлив» (1928) и «Чудо на озере» (1931), а также очерки о природе «Происшествия Зелёного мира» (1938), роднящие его с натурфилософской плеядой советских писателей ХХ века: М. Пришвиным, К. Паустовским, Н. Заболоцким и другими. Будучи страстным библиофилом, Осоргин трижды собирал уникальные коллекции книг, которые исчезали в вихре истории. Последнюю такую коллекцию он собрал в Париже. Но, когда в город вошли фашисты, он вынужден был уехать на юг страны, а бесценные книги бесследно исчезли. Но рассказы о некоторых из них сохранились в «Заметках старого книгоеда», выходивших в русских эмигрантских газетах и переизданных впоследствии в Москве отдельной книгой в 1989 году.

В постсоветское время произведения запретного прежде писателя широко издавались преимущественно в Москве, Перми, Екатеринбурге и Воронеже. Уфы в этом ряду, к сожалению, нет, если не считать книг Г.И. Лобановой «Маленький человек» в вихре истории: опыт анализа романов М. Осоргина 1920–1930-х гг.» и Е.А. Мужайловой «Достоевский и Осоргин: типология почвенничества», изданных в 2008 году крохотным тиражом в издательстве «Вагант». В том же году был издан библиографический указатель сочинений М.А. Осоргина и литературы о нём за 1897–2008 годы, подготовленный уфимской исследовательницей жизни и творчества писателя О.С. Тарасенко. Но сами произведения о нашем крае, известные читателям во всём мире, в Уфе до сих пор не издавались. В своё время об этом мечтал известный уфимский литературовед и краевед М.Г. Рахимкулов. Но в годы больших тиражей издаваемой в Башкирском книжном издательстве при его активном участии серии «Золотые родники» книги Осоргина были под запретом. И лишь во втором издании антологии «Башкирия в русской литературе» ему удалось напечатать некоторые произведения писателя, посвящённые нашему краю.

13 декабря 2013 года в Башкирской академии госслужбы и управления при финансовой поддержке Министерства образования РБ состоялась Всероссийская научная конференция «Дворянский род Осоргиных в истории и культуре России», в которой приняли участие проректор по научной работе БАГСУ, профессор Ю.Н. Дорожкин, зав. кафедрой документоведения этого же вуза С.Ю. Кабашов, профессор кафедры русской литературы БГПУ имени М. Акмуллы Р.К. Амиров, член Союза журналистов России, пермский писатель В.Ф. Гладышев. Наибольший интерес у участников конференции вызвали доклады старшего преподавателя кафедры документоведения и архивоведения БАГСУ О.С. Тарасенко о родословной дворян Осоргиных, начиная с ХV века до наших дней, а также уфимских краеведов Л.В. Сатаевой и Я.С. Свице о прабабушке писателя Акулине Фёдоровне Племянниковой. Янина Сигизмундовна провела также виртуальную экскурсию по осоргинским местам Уфы. Зав. отделом истории края Национального музея РБ В.Н. Макарова представила материалы к родословной матери писателя – Елены Александровны Савиной. Доцент Уфимского юридического института МВД России С.Х. Хакимов сделал интересный доклад о совместной деятельности уфимского гражданского губернатора Г.С. Аксакова и отца писателя А.Ф. Ильина по подготовке и проведению крестьянской и судебной реформы в 60-е годы XIX века в Уфимской губернии. В завершение мероприятия участники конференции приняли резолюцию, в которой была обозначена необходимость ряда мероприятий для сохранения культурного наследия края. В целях популяризации творчества М.А. Осоргина в нашей республике рекомендовано издание его сочинений, посвящённых Башкирии. Кроме того, существует необходимость обозначения памятного места писателю в городе Уфе: открытия мемориальной доски на одном из зданий, связанных с жизнью и деятельностью прозаика. Участники конференции также внесли предложение увековечить память первого уфимского губернатора Г.С. Аксакова открытием памятника. Важным событием по сохранению истории края и развитию литературного экскурсоведения могло бы стать установление памятного знака на месте разрушенного Смоленского собора, (ныне Монумент Дружбы). В 2014 году исполняется 240 лет со дня формирования уфимского ополчения во время Пугачёвского бунта. Было бы справедливым в годовщину этого события увековечить память погибших ополченцев, захороненных на территории собора.

Такая работа необходима для сохранения неповторимой культуры нашего края в условиях современных процессов глобализации. Как писал М. Осоргин ещё в 1922 году, «Переоценка ценностей не означает их уничтожения, она лишь беспощадно отбрасывает хлам, ценность утративший, как бы ни был он нам дорог по воспоминаниям. Но старый, испытанный, не рассыпавшийся кирпич идёт и на новое здание. <…> Если сейчас, в период страшной реакции духа, может казаться, что от прежних ценностей вообще ничего не осталось – то иное увидим мы позже, когда дух взыскующий и неудовлетворённый вернётся с последней надеждой к обломкам прошлого. И тогда выявится вечное в отринутых временем истинах. Мы – посредники двух культур»[2].

Предлагаемый ниже читателям журнала рассказ «Земля» был написан в 1926 году и является данью памяти художника слова своему родовому поместью Осоргино под Уфой, сохранившемуся доныне в виде деревни и дачного посёлка. В этом рассказе при всей его внешней простоте и изяществе создан сложный религиозно-философский образ Матери-земли, олицетворяющей вечность, связывающей между собой прошлое и будущее. Это своеобразное экологическое завещание писателя будущим поколениям, который был убеждён в том, что отрыв от земли приведёт к нравственной деградации человека. Не случайно в последние годы своей жизни он пытался привить кусты сирени на Лазурном берегу Франции, оставаясь в душе «простым, срединным, провинциальным русским человеком, не извращённым ни сословным, ни расовым сознанием; сыном земли и братом любого двуногого»[3].

 

[1] Осоргин М. Тем же морем… // Современные записки. 1922. Кн. ХIII. С. 223.

[2] Осоргин М. Тем же морем… // Современные записки. 1922. Кн. ХIII. С. 227.

[3] Осоргин М. Времена: романы и автобиографические повествования. Екатеринбург: Средне-Уральское книжное изд-во, 1992. С. 490.

Из архива: январь 2014г.

Читайте нас: