Ольга Александровна Фоминкова родилась в Сызрани. В 1991 году окончила художественно-графический факультет БГПИ (ныне БГПУ им. М. Акмуллы). В ДХШ № 2 работает с 1998 года преподавателем рисунка, живописи, композиции. С 2010 г. – завуч по УВР. С 2017 г. – член СХ РФ
Альбина Ишбулдовна Радюн родилась в Уфе. В 1996 году окончила художественно-графический факультет БГПИ (ныне БГПУ им. М. Акмуллы). В ДХШ № 2 работает с 2002 г. преподавателем рисунка, живописи, композиции и керамики. С 2018 г. – завуч по ВР
В Международный день защиты детей в Малом выставочном зале ВТРОО «Союз художников России» РБ открыта выставка работ выпускников Детской художественной школы № 2 городского округа город Уфа. Здесь зритель может познакомится и оценить уровень подготовки детей на начальном этапе художественного образования.
Детское художественное творчество в представлении большинства взрослых – это непосредственное детское мышление, нестандартное, наивное видение и понимание окружающего мира. И каждый из нас без особого труда отличит детский рисунок. Но дети растут, взрослеют... А как же меняется внутреннее содержание изображаемого ими? Каким образом из «головоногих изображений человечков», из «точки, точки, запятой...» вырастает нечто осмысленное, профессионально решенное и «сделанное»?
Путь к начальным ступеням мастерства, постижению законов рисунка, живописи, композиции лежит через уникальную в своем роде, российскую школу художественного образования, сложившуюся на протяжении веков.
Современное художественное воспитание совмещает в себе и классическое академическое образование, и традиционные региональные компоненты, сформированные в течение времени существования художественного движения, в нашем случае – в Республике Башкортостан.
Годы учебы в школе, а это не менее пяти лет, стали для ребят временем становления характера, проявлением самоотверженности и преданности любимой «художке». Многие из них пришли в школу «дошколятами» и после младшей школы получили возможность выбора между направлениями «живопись» и «декоративно-прикладное искусство», возможность выбора последнего возникла совсем недавно – в 2013 году. После чего шаг за шагом, осваивая новые техники и приемы в живописи, графике, декоративно-прикладном творчестве, шли к результату, который можно наблюдать в выставочной экспозиции.
Все, что открывается взору зрителя, замешивалось и творилось в последний год обучения. Итоговый проект, как мы его называем – «дипломная композиция», всегда являлся и является шагом из подроскового возраста во взрослую жизнь. Впрервые наступает момент самостоятельного выбора и темы, и техники, и материала. Это своего рода «свободный полет» юного творца. Основная связующая нить с преподавателем – это чуткая поддержка и опора, корректировка в выборе лучшего варианта решения и оформления творческого итога.
Центральную часть зала занимают именно жанровые работы.
С серьезной исторической темой связала выпускную работу Юля Ахунова (14 лет, преподаватель – Рамиль Фаризунович Гайфуллин). По взрослому переживая события 1918 года и гибель царской семьи, она создала серию графических работ, основной из которых стал портрет императора и его сына.Тонкий, едва уловимый карандашный рисунок выплывает в формате листа, создавая впечатление трагичности и драматизма судьбы людей, которым предстоят тяжкие испытания, но свет, наполняющий пространство, и спокойствие на лице императора внушают зрителю мысль о вечности и незыблемости нравственных принципов.
Бытовой жанр объединяет серию работ, выполненных в технике гравюры на картоне, Анны Дмитриевой (16 лет, преподаватель – О.А. Фоминкова): «Мамины хлопоты», лист «За рукоделием» и «Сказка на ночь». Мир теплоты, маминой любви и заботы окутывает детство каждого ребенка. Под её влиянием рождаются невероятные фантазии, формируется способность к образному мышлению и творчеству.
Тема славянских праздников передана в технике цветной монотипии Екатериной Дружиной (17 лет, преподаватель – О.А. Фоминкова). Листы: «В пламени костра» и «Девичьи секреты» выполнены, казалось бы, в одно касание. Но за этой легкостью как минимум семь вариантов отпечатанных с оргстекла работ.
Гротескно, с юмором написан автопортрет в серии работ «Изъяны» выпускницей преподавателя Азамата Рамиевича Гарипова Юлей Ивановой (15 лет). Мы понимаем, что размышления юной девушки о красоте, оценка собственных природных качеств, а также своих сверстниц в переходном возрасте неизбежна. А какой психологический выход находит человек в современном мире красоток «Барби» в погоне за «совершенной красотой»! Рисунок живой, линия динамично движется в плоскости листа, создавая незабываемые карикатурные изображения, заставляя зрителя улыбнуться по-доброму, тепло и с пониманием. Эта серия была замечена членами жюри XIV Международного конкурса детского худлжественного творчества имени А.Э. Тюлькина. И награждена дипломом «Лучшая работа» в номинации «Уникальная графика», возрастная группа – 14–17 лет.
Теплота и чуткость, любовь и понимание окружающего мира проявлены в пейзажах ребят. Это и тонкая акварель «Пасмурный день» Адели Янгировой (15 лет, преподаватель – Р.Ф. Гайфуллин), и работа «В зарослях» Софьи Галимуллиной (14 лет, преподватель – Р.Ф. Гайфуллин), и пастозно написанный мастихином «Зимний день» Алии Сахаповой (15 лет, преподаватель – А.Р. Гарипов), и графический лист «На ул. Октябрьской революции» Дениса Зайнуллина (17 лет, преподаватель – А.Р. Гарипов). Эти и последующие работы являются дипломантами XIV Международного конкурса детского художественного творчества имени А.Э. Тюлькина.
Нестандартное решение композиции городского мотива через организованно чередующееся изображение крыш домов отличает пейзаж выпускницы преподавателя Ольги Александровны Фоминковой Дарьи Кощеевой (15 лет). Закатное освещение крыш создает ощущение прошедшего дня, насыщенного событиями. В тему городского пейзажа ярко вписывается «Заоблачный город» Лианы Гадельшиной (15 лет, преподаватель – О.А. Фоминкова), где отражения неба и облаков в стеклах новостроек чередуются с реально плывущими облаками, тем самым размывая границы конструкции домов.
Драматизм и сопереживание к «братьям нашим меньшим» видны в работе из серии «Жизнь собаки» Софьи Лавреновой (15 лет), лист «Где же мой дом?», гуашь. Льющийся из окна свет так и манит к себе заблудшую бродячую собаку, которая ищет хозяина в ночном сумраке.
Мечты, грезы, фантазии... Параллельное взрослому миру детское восприятие отражается в одноименной серии листов Софьи Шариповой (15 лет). Серебристый тон линогравюры подчеркивает зыбкость, быстротечность временного промежутка под название «детство»!
В далеком детстве мы начинаем задавать вопросы: «Кто же мы в этом мире? Что должны делать? Чем заниматься?» Начинаем мечтать о будущей профессии. Малыш отчаянно заявляет: «Буду пожарником!» Затем не менее убедительно: «Космонавтом!» или спокойно: «Буду врачом...» Но кто-то из нашей детворы, увидя палитру в мастерской художника или живописное полотно в одном из музеев, услышав звуки фортепиано или скрипки, саксафона и трубы, или просмотрев театральную постановку или балет замрет на мнгновение, а потом выдаст уверенно и твердо: «Хочу стать известной балериной» или «Живопись – мое призвание!». После чего начнется долгий-долгий путь к успеху.
«Триумф» – так называется лист Дарьи Шитовой (16 лет, преподаватель – О.А. Фоминкова), выполненный гуашью, завершающий серию «Навстречу мечте». Здесь наивно отражен сценический успех танцовщицы балета. «Золотой дождь», льющийся от прожекторов, создает ощущение победы и момента счастья юной балерины. Эта работа также отмечена жюри XIV Международного конкурса детского художественного творчества имени А.Э. Тюлькина.
Продолжением темы танца и музыки являются работы «Лунная соната» и «Во поле березка стояла» Екатерины Коньшиной (15 лет, преподаватель – О.А. Фоминкова). Ритм музыки удивительным образом ложится на ритм и пластику движения живописных мазков в этих листах. Алые, пурпурные сарафаны плавно перемешиваются в танце с лазурными одеяниями танцущих. Это пример того, как наши выпускники зачастую совмещают несколько видов искусств – в музыкальной, художественной школах, танцевальных коллективах и театральных студиях.
Как часто наши дети читают? И что читают? Насколько близки им образы, созданные писателями. На все эти вопросы мы получаем ответы, рассматривая листы классически выполненных гравюр по линолеуму Адели Латыповой (17 лет) по мотивам произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», занявшие первое место в Международном конкурсе им. А.А. Кузнецова в 2018 году. Вглядываемся в витиеватый ритм линогравюры Аделины Гадеевой (15 лет) по произведению Д. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». Поражаемся сухим, суровым и сдержанным образам героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», переданным в серии акварельных листов Веры Федоровой (16 лет, преподаватель – О.А. Фоминкова). Погружаемся на глубину вместе с героем произведения А. Беляева «Человек-амфибия» – работа Дениса Исламгареева, 15 лет, преподаватель – Р.Ф. Гайфуллин.
Интересным творческим подходом отличается иллюстрация к стихотворению замечательного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского «Муха-цокотуха», выполненная в технике компьютерной графики 15-летней выпускницей Ринатой Суяргуловой. Удивляет точность, с которой подошел автор к изучению, переработке натурного изображения и созданию новых образов героев, знакомых нам с детства.
Станковая композиция представлена разными жанрами и техниками как живописи, так и графики. Выпускники ведущих преподавателей художественной школы Азамата Рамивича Гарипова, Рамиля Фаризуновича Гайфуллина, Ольги Александровны Фоминковой демонстрируют итог своей работы в этом небольшом, но уютном зале, который ежегодно радушно встречает юных художников ДХШ № 2.
Произведения декоративно-прикладного искусства, составляющие треть экспозиции выставки – результат учебы детей, занимавшихся по пятилетней программе «Декоративно-прикладное творчество». Отличительной особенностью этой программы является предмет «Работа в материале». Это лоскутное шитье и квилтинг, текстильная народная и авторская кукла, ручное ткачество, батик, аппликация, вышивка, каучинг, войлочное валяние. Учащиеся этого направления, а в большинстве своем это девочки, также изучают такие предметы, как рисунок, живопись, керамика, декоративная композиция, история искусства. И как итог обучения – выполнение одной или серии работ непосредственно в материале. Кто-то выбирает текстиль, кто-то глину, а кому-то близко войлочное валяние. И обязательным условием в выборе темы и материала должны быть интерес, мотивация юного художника, иначе творческого процесса не получится. И, как в любом творческом процессе, здесь есть «взлеты» и «падения». И потому в работе с выпускниками педагогу надо уметь быть чутким, помнить, что он имеет дело с детьми-подростками, настроения и предпочтения которых очень изменчивы.
Процесс создания изделий в прикладном творчестве требует определенных навыков и времени. Как и в работе над станковой композицией сначала выполняются эскизы, которые утверждаются художественным советом школы, потом идет подборка и подготовка материалов, и потом уже – практическое выполнение работы.
На выставке представлены текстильные панно, триптих – текстильная миниатюра, «керамические» композиции и несколько экспонатов, выполненных в различных прикладных техниках.
Когда мы входим в выставочный зал, то сразу видим на противоположной стене красивое, светлое панно «Рубиновая гора» (квилтинг, ручная стежка) Аделины Галлямовой, главным и единственным крупным композиционным элементом которого является хорошо известный нам солярный знак, символ Солнца. Знак добра, дающий жизнь всему живому на земле, символ плодородия и оберег от темных, злых сил. Интересное колористическое решение – всевозможные оттенки красного (сам знак и подвижные модули) в сочетании со светло-бежевым фоном создают ощущение душевного комфорта и какой-то тихой радости. Автор панно, несмотря на юный возраст – 16 лет, является лауреатом и дипломантом уже нескольких выставок-конкурсов профессионального декоративно-прикладного искусства, в том числе международного и всероссийского уровня. Несколько другие, более яркие эмоции вызывает работа «Солнечный день в Башкортостане» Аделины Шайхуллиной (16 лет, квилтинг с элементами ручной вышивки), где в основе геометрической композиции – пять квадратов, а в центральном, наибольшем из них, мы видим все тот же солярный знак, но другую его интерпретацию. Колористическое решение строится на контрасте дополнительных (бордово-красно-зеленый) цветов, где доминирует бордовый, что придает работе эмоциональное звучание и ощущение знойного летнего полдня.
Третья из пяти наиболее масштабных по размеру работ, представленных на выставке, это лоскутное панно «Пряничный домик» Юлии Одинцовой (15 лет, квилтинг, ручная стежка, авторская кукла). Работа выдержана в тепло-холодной гамме с умелым использованием довольно спорного сочетания алого цвета с холодным розовым. Если предыдущие экспонаты как бы «не имеют возраста», то в этой работе есть ощущение детства, некий наив, а может быть, и тайное нежелание взрослеть... Необходимо отметить, что все работы технически выполнены очень грамотно, что говорит о мастерстве учениц и профессионализме их руководителя. А об одной работе, которую трудно не заметить на выставке, хочется сказать отдельно. Это настенное черно-белое панно «Монохром», выполненное в смешанной технике с использованием небольших деревянных модулей в качестве основы. Зрители, знакомые с творчеством В. Кандинского, без труда увидят в этой работе воплощенную в материале интерпретацию полотна «Тридцать» (1937 г.). Автор панно Дэя Хакимова (15 лет) поделилась интересным фактом «зарождения» идеи: «Работа Кандинского связана с моим детским фотоальбомом – впервые я увидела журнальную вырезку с картиной художника именно в нем! Так уж случилось, что наши дни рождения совпали и, как только встал вопрос выбора темы, я взяла «Тридцать» с намерением воплотить в материале так давно знакомое произведение». Воплощение живописного полотна Василия Кандинского Дэи удалось, работа «Монохром» получилась выразительной и весомой во всех смыслах и была отмечена дипломом «Лучшая работа в номинации» (ДПИ, возрастная группа 14–17 лет) на XIV Международном конкурсе детского художественного творчества им. А.Э. Тюлькина. Также дипломантом этого конкурса стала работа «Вся жизнь – театр, а люди в ней – актеры» Ксении Марьевской (16 лет, текстильная аппликация с элементами ручной вышивки и каучинга). Стилизованные образы мужчины и женщины органично «вплетены» автором в абстрактную, на первый взгляд, композицию панно и едва угадываются в ней. Легкая полуулыбка персонажей картины придает полотну некий шарм и загадочность. Сложное, многотрудное и одновременно воздушное, легкое платье украшает один из уголков выставочного зала. Выпускница Екатерина Щеглова (15 лет) продемонстрировала в своем изделии мастерское владение такими сложными в работе материалами, как шифон, гипюр, сетка и кружево. Только обладая большим терпением, любовью и вкусом, можно создавать такие художественные вещи и при этом еще и функциональные! Такими же качествами обладает и другой функциональный экспонат выставки – комплект аксессуаров «Зимнее солнце» (головной убор, палантин, поясная сумка), исполненный в технике войлочного (сухого и мокрого) валяния с приемами нуновойлока, вваливания узора, аппликативного рельефа и ручной вышивки. Природные особенности материала позволили автору Полине Тютченко (15 лет) создать выразительные и современные предметы одежды.
Еще один экспонат выставки достоин нашего зрительского внимания – триптих «Солнечное утро», текстильная миниатюра выпускницы Елизаветы Храпутской (16 лет). Эта работа не «кричит» о себе во всеуслышание, а скромно украшает один из уголков выставочного зала. В работе восхищает и удивляет нежная, трепетная гамма, построенная на нюансах светло-бежево-коричневых тонов. Самое простое паласное переплетение разнохарактерных нитей буклированной пряжи с полосами портьерных тканей создает интересную фактурную поверхность, благодаря которой вся композиция смотрится очень благородно и стильно.
Все вышеперечисленные работы были сделаны выпускницами под чутким руководством опытного педагога ДХШ № 2, художника декоративно-прикладного искусства, члена СХ РФ Елены Владимировны Шевченко.
Не так давно в нашей школе появилось еще одно новое направление – «Дизайн и конструирование одежды», где ведущим преподавателем выступает Элина Рафисовна Ахмадуллина. На выставке представлена современная укороченная куртка-бомбер «Знойное лето», сшитая выпускницей этого отделения Софьей Михайловой (15 лет). Куртка декорирована модной в этом сезоне текстильной аппликацией с элементами ручной вышивки и каучинга.
Другой основной вид народного и профессионального декоративно-прикладного искусства – керамика, не менее значимый и очень любимый учащимися всех возрастов, также интересно представлен в экспозиции выставки. Например, эффектное декоративное панно с поэтичным названием «Букет для Наяды». Это композиция из квадратных керамических модулей с невысоким рельефом, закрепленных на деревянную основу. Все элементы выполнены в технике ручной лепки из глиняного пласта. Автор Ольга Щетинкина (15 лет), талантливая и работоспособная ученица, проявившая выдержку и терпение в работе с материалом. Кто лепил именно плоские вещи из глины, тот знает, что это такое, какие сюрпризы ожидают создателя в процессе работы. Конечно, это касается и объемных изделий, но гораздо в меньшей степени. В процессе лепки из глины очень важно соблюсти технологию: хорошо промять глиняную массу, поэтапно вести работу, не торопиться, чтобы минимизировать процент брака. Отдельная тема в керамике – декорирование изделий. Этим процессом можно улучшить, так сказать «вытащить» работу, а можно и все испортить. Со всеми этими сложными задачами отлично справились юные девушки, рискнувшие сделать дипломную композицию в керамике. Ярким примером тому служат близкие по своей тематике декоративные вазы «Нежность» Анастасии Зотовой (15 лет) и композиция с блюдом «Оранжевое солнце» Дианы Суфияровой (16 лет). Все сосуды выполнены девочками в древнейшей технике: способом кругового налепа, или по-другому – спирально-жгутовым методом, декоративное блюдо выполнено в технике пласта. После сушки и первого утильного обжига все изделия декорировались полуматовыми и глянцевыми глазурями. Работа Дианы была отмечена дипломом «Лучшая работа в номинации» (скульптура, керамика, возрастная группа 14–17 лет) на XIV Международном конкурсе детского художественного творчества им. А.Э. Тюлькина, прошедшем совсем недавно, в мае этого года. Также дипломантом участника выставки этого конкурса стала композиция подсвечников «Юрты народов мира» (техника: лепка из пласта) Ренаты Шабаевой (15 лет). Юрты выполнены очень аккуратно, с большим вкусом; и в плане формы, и в плане росписи все гармонично, нет ничего лишнего. Еще две многофигурные композиции украшают выставочное пространство: очень эффектные объемные игрушки Лии Хазиевой (15 лет) – сказочные птицы, олени, козлик, – получившие диплом участника выставки вышеназванного конкурса, и серия декоративных объемов «Китайский гороскоп» Анастасии Бакулиной (15 лет). Прототипом зооморфных игрушек Лии Хазиевой послужил русский художественный промысел – абашевская игрушка (возникла в XIX веке на базе гончарного промысла), привлекшая внимание автора своим фантасмагоричным обликом и пышным рельефным декором. Другая работа Насти Бакулиной – серия из 12 объемов (декоративных колокольчиков) – полностью самостоятельная авторская интерпретация хорошо знакомого нам восточного календаря животных. Антропоморфное решение фигурок животных, одетых в национальные костюмы различных народов мира, смотрятся очень интересно и особенно привлекают внимание самых юных зрителей выставки. Небольшие объемные фигурки выполнены скульптурным методом лепки из цельного куска с последующим уточнением (вырезанием) формы по кожетвердому изделию. Всем «глиняным» процессом итоговых композиций руководила преподаватель рисунка, живописи, композиции и керамики ДХШ № 2 Альбина Ишбулдовна Радюн.
На открытие выставки «Мир глазами детей» собрались ученики, выпускники нашей школы, их родители. После приветственных слов администрации и преподавателей одна из выпускниц – Ксения Марьевская сказала важные слова: «Во время учебы в “художке” было по-разному: весело, интересно, познавательно, иногда очень трудно. Но главное, чему мы научились здесь, – это выражать свои эмоции, чувства на бумаге, полотне, в глине, и это помогает нам жить».
Пройдет время, и кого-то из выпускников мы встретим на профессиональных выставках, увидим в телевизионных репортажах о художественных проектах республиканского, российского, междунароного значения. Пусть не все станут профессиональными художниками, но в любом случае, знания и умения, вариативность и образность мышления, нестандартный подход к решению многих проблем и задач, встающих на жизненном пути, будут результатом работы многих преподавателей из отрезка их жизни под названием «художка». И «художник», живущий в каждом, раскрывая свой «многоцветный, многогранный зонтик», будет напоминать о возможности преобразования мира вокруг в лучшую сторону.
Насыщенная по содержанию экспозиция выставки в течение месяца будет радовать уфимцев и гостей нашего города.