Все новости
Краеведение
26 Августа , 14:04

Алла Докучаева. Белорецкие самоцветы

Памятник в селе Ассы

Ассы — село не совсем обычное. Хотя бы потому, что на площадке напротив скромного помещения местной администрации стоит замечательный памятник работы незабвенного мастера Тамары Нечаевой, который мог бы украсить любую столичную площадь. Вдохновенно выражение лица, стремителен поворот головы, — даже если кто не знает, что это скульптурный портрет народного артиста СССР Арслана Мубарякова, все равно угадает в нем личность творческую, окрыленную полетом мысли.

А вот еще повод для того, чтоб удивиться. Окруженная местными красавицами, по проселочной дороге вам навстречу, словно шагнув из спектакля, идет и приветственно машет рукой ваша любимая драматическая актриса Гюлли Мубарякова. Она здесь у себя дома, на родине своего отца, где ее знает каждый. С ней беседуют — Рашида Насипова, директор Дома культуры, и Ямиля Салимьянова, художественный руководитель ДК и его главная артистка. К ним присоединилась гостья из Белорецка, в Ассах она свой человек — заведующая отделом культуры Белорецкой администрации Залифа Ахмадиевна Аглямова. О чем они говорят? Сейчас узнаем. Только сначала зайдем в библиотеку, где ее хозяйка Флюза Мавлитовна Сулейманова затеяла чаепитие и всех усадила за стол, который едва уместился между стеллажами с книгами — их в тесной избе 12 тысяч, целое сокровище для 400 постоянных читателей.

А разговор идет серьезный. О том, чтобы построить в Ассах культурный центр со зрительным залом на 200 мест и удобной сценой. Уровень работы здесь уже давно вышел за рамки сельского Дома культуры советского пошиба. Действует музей знаменитого земляка Арслана Мубарякова. Множество фотографий — семейных и сцен из спектаклей, афиш, программок плотно разместились по стенам; привлекают внимание подлинные костюмы, в которых артист выступал,— в роли Отелло на декаде башкирского искусства в Москве, в 1955 году, когда был удостоен высокого звания народного артиста СССР, и в роли Салавата, когда играл в пьесе Мустая Карима и снимался в фильме знаменитого Якова Протазанова. Директор музея Ахияр Исламетдинович Садретдинов мальчишкой был обласкан великим земляком и прекрасно помнит, как артист приезжал в Ассы и перед тем, как сесть на коня, пробовал, не прогнется ли он под его могучей фигурой. В его рассказе много жизненных подробностей, которые как-то ненавязчиво превращают знаменитого артиста в легенду. Директор показывает пожелтевшее от времени свидетельство почетного колхозника: «Знаете, когда его вручили? Когда пришел Мубаряков на полевой стан, а там сенокос. Один местный силач поднял полстога со словами: «Вот как работают колхозники», а Мубаряков взял на вилы целый стог и говорит: «А вот как работают артисты!» Перечисляя множество сыгранных ролей, названия написанных актером пьес («Одинокая береза», «Женушка», «Вторая молодость»), вспомнив и то, как прекрасно актер сыграл Салавата и как Тамара Нечаева с него лепила образ этого героя, директор музея с горечью посетовал, что Мубаряков лишь после смерти был удостоен республиканской премии имени Салавата Юлаева.

Ассы Арслана Мубарякова и дочь его, народную артистку СССР, привечали и привечают всегда. Гюлли Арслановна тоже в долгу не остается: и экспонаты для музея, и шефство над домом культуры. До сих пор сетует, что талантливая Ямиля Салимьянова, которую она уговорила в свое время поступить в институт искусств, рассталась со студенческой жизнью, выйдя замуж и вернувшись в родное село. «Впрочем, может, и не зря, — улыбается Гюлли Арслановна, — ребятишки у нее растут замечательные, и сама здесь много пользы приносит. Поставила отрывок из «Ночи лунного затмения», теперь мечтает осилить всю пьесу». Ямиля смеется: «Народ требует продолжения».

Залифа Аглямова, которая в Белорецкой администрации ведает культурой уже 17 лет, воспринимает проблемы района как свои собственные: «Чуть-чуть потерпите! Приступил к делам новый глава Николай Петрович Максимов, он серьезно взялся за экономику нашего края, при этом понимая, что без культурного роста населения вперед не шагнешь, так что культурный центр в Ассах обязательно будет».

 

ЧТО ВОЛНУЕТ МЕСТНУЮ ЭЛИТУ

С главой Белорецкой администрации довелось познакомиться в тот же день, во время приема у него в кабинете цвета местной интеллигенции «от культуры». И тут сразу можно было понять, что Ассы — не исключительный населенный пункт, где любят театр, книги и музеи, потому что среди культурной элиты края присутствовали представители из Серменево, Инзера, Узянбаша. Николай Петрович начал с имен, которыми гордится район — с Загира Исмагилова, с Арслана Мубарякова, чье 95-летие будет широко отмечаться на исходе этого года, а потом выразил сердечную благодарность собравшимся за то, что Белорецкий район на всех конкурсах, фестивалях, праздниках республиканского и российского значения демонстрирует высочайший творческий потенциал, поднявшись на профессиональный уровень. В его словах не было и тени хвастовства — напротив, он даже не стал напоминать, что, например, народный фольклорный коллектив «Хатира» под руководством директора Серменевской детской музыкальной школы Альфии Идиатуллиной выступал в Париже, или что театр-студия «Дефицит» получил «Гран-при» на Российском фестивале народных театров. Заместитель главы администрации Зифа Юлчурина и заведующая отделом Залифа Аглямова находили добрые слова для каждого из присутствующих на встрече, и можно было только изумляться, какие в Белорецком районе работают талантливые и беспокойные люди: руководитель народного академического хора Белорецкого Дворца культуры Алиса Терентьевна Гайдаренко, чей квартет «Элегия» совсем недавно удостоен звания народного; ее коллега из прославленного хора русской песни Василий Минович Мошенец; семейная пара Михайловых — Ирина, постановщик изумительных композиций в народном театре танца «Вдохновение», и Сергей, хормейстер и организатор праздников; руководитель клуба башкирской культуры Мухарам Ахметшинович Салимов, который привлек туда много детворы и сам сочиняет для них песни…

Разговор в кабинете главы администрации шел заинтересованный: всех попросили коротко высказаться, причем только по серьезным проблемам. Ими оказались не только финансовые. Совершенно естественно, что руководители коллективов настаивают на необходимости открыть в Белорецке филармонию и муниципальный театр — этого требуют и артисты, и зрители. Режиссер Андрей Жеряков сказал, что на недавно прошедшем в Челябинской области фестивале народных театров их «Дефицит» оказался единственным непрофессиональным среди множества муниципальных, хотя коллектив уже отметил 15-летие и удостоен многих призов и наград. Исполнитель башкирских песен Абдрахим Галиакберович Вильданов поведал о своей мечте спеть в новом Серменевском Доме культуры — теперешний, уже переживший два капитальных ремонта, третьего просто не выдержит. Всех рассмешила директор центральной библиотечной системы района Наталья Ивановна Перчаткина, которая, похвалившись первым местом в республиканском конкурсе и почетными дипломами в российском, вдруг произнесла: «Парадокс, но чем меньше платят работникам культуры, тем более творчески они работают!» И тут же попросила увеличить средства — нет, не для зарплаты библиотекарям, а на подписку. В самом деле, даже в Белорецке немного людей может подписаться на газету «Республика Башкортостан», на журнал «Бельские просторы». Семья выкраивает деньги, как правило, на одну из центральных газет и на «Белорецкий рабочий», так что необходимо республиканские издания в большем количестве выписывать в библиотеки, учебные заведения, учреждения культуры. И еще — подумать об их компьютерном обеспечении.

Директор «Киновидеопроката» Нина Дмитриевна Бардина, которая пришла в кинофикацию еще во времена небезызвестного Наума Самойловича Богуславского, основавшего в нашей республике своеобразный клуб «Дом кино», куда приглашались к зрителям многие кинозвезды, конечно, болеет за киноаудиторию, за придание кинотеатру «Металлург» современного вида и современного оборудования.

Максимов никаких обещаний давать не стал. Коротко подытожил, что культура — отражение экономического положения общества, и так как тут грядут неплохие перспективы, то, значит, будут и в культуре положительные перемены. Из кабинета главы перешли в буфет, где скромный фуршет расцветили чудесным пением самодеятельные артисты — директор Узянбашской школы Загир Сагитович Муллагалямов, начальник лаборатории Белорецкого металлургического комбината Амир Ахметович Ахметзянов, главный бухгалтер отдела культуры Татьяна Николаевна Литвинова. Общим хором поруководил Андрей Жеряков, запевая: «Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь». Аккомпанировал на баяне Александр Кондратьевич Кем. Все вместе вышли на крыльцо, и фотокорреспондент «Белорецкого рабочего» Николай Митрофанович Панченко сделал снимок на память. Он, кстати, тоже заслуженный работник культуры РБ, как и большинство из тех, кто ему позировал.

 

ИМЕНИ АРСЛАНА МУБАРЯКОВА

Серменевский детский дом, открытый в далеком 1919 году, недаром носит имя Арслана Мубарякова. Он в пятилетнем возрасте лишился матери, а в 11 лет остался круглым сиротой, попал в этот детдом и был в числе его самых первых воспитанников. Как бы он порадовался, если бы увидел сегодняшний роскошный особняк, который утопает в море зелени и цветов, а войдешь туда — и поразит великолепие сверкающих евроремонтом стен, мягких ковров на полу, солнечных уютных спален на 3—4 человека, современного медицинского центра, актового зала с просторной сценой. Все внутренние покои поделены на пять квартир. Да, именно квартир, потому что дети живут тут семьями: все родственники, независимо от возраста братьев и сестер, — вместе, и к ним в качестве соседей еще две-три такие же семейки, плюс одиночки. Начало такому семейному дому положил ныне, увы, покойный директор Камиль Шагивалеевич Низамов. Он ввел игровые чековые книжки — дети сами распределяли расходы, сэкономленные деньги использовали как хотели — на экскурсию, на покупку магнитофона или одежду для старшеклассников. Нынешний директор Нурия Мавлижановна Шагимуратова в те годы работала воспитательницей дошкольной группы — она пришла после окончания пединститута не в школу, а сразу в детдом, так что опыт огромный, и, главное, живет в ней сочувствие и любовь к ребятишкам, которые поступают сюда, либо потеряв родителей, либо сделавшись сиротами при живых мамах и папах, погрязших в пьянстве, наркомании или уголовщине. Для 92 детей здесь родной дом, и 60 сотрудников стараются разумной требовательностью и лаской стать для них наставниками на пути в самостоятельную жизнь.

Очень часто, к сожалению, из детских домов выпускники выходят инфальтивными, мало что умеющими, привыкшими к тому, чтобы за них думал кто-то. Серменевские ребята в своих семейных ячейках воспитываются так же, как в нормальной семье: девчонки шьют, вышивают, солят огурцы, квасят капусту, мальчишки осваивают мужские обязанности, а все вместе по специальной программе получают навыки пчеловодов.

Даже в самой младшей дошкольной группе уже есть уголок пчеловода, игрушечные ульи и медвежонок около них. А взрослые ребята настолько серьезно изучают теорию и проходят летнюю практику, что у директора, которая, кстати, сама и разработала пчеловодческую программу, есть договоренность с Бурзянским и Учалинским профучилищами: их педагоги примут экзамены и выдадут свидетельства о полученной профессии. Теперь начнется и еще один подобный курс: желающие прямо в детдоме обучатся парикмахерскому искусству, их наставником станет бывший воспитанник детдома Алик Рафиков.

У детдома 6 гектаров земли, где выращиваются для кухни все необходимые овощи. Имеется свинарник, крольчатник. За пушистыми зверьками ухаживают сами ребята. Профессия — это, конечно, очень важно для выпускника. Поэтому здесь проводят разнообразные занятия, в том числе в спортивных секциях, в танцевальном коллективе, в драматическом. «По стопам Арслана Мубарякова», — улыбается организатор воспитательной работы Залифа Юнировна Хисамова и рассказывает, что сейчас ребята готовятся ставить «Страну Айгуль» Мустая Карима.

Учебные заведения дети выбирают самые разные. Сатора Шарипова поступила в музыкальное училище, четверо мальчиков после 9-го класса пошли в педколледж на физкультурное отделение, девочка сдала экзамены в индустриальный техникум, другая — в юридический колледж. Все они приезжают на каникулы в родной детдом — здесь их семья, здесь их кров. Отсюда их выдают замуж, провожают в армию, в институты. Недавно из Стерлитамака приехали два брата похвалиться женами, накрыли стол для воспитателей, был настоящий праздник.

Что ж тут удивительного, если многие кровные родители превращают детские годы своих малышей в настоящий ад! Самая младшая в детдоме Валечка поступила сюда весной запуганная, не могла произнести ни слова: родители жестоко избивали. Теперь девочка повеселела, ластится к женщинам, называя их мамочками или апай.

Сотрудники и впрямь словно мамы для ребят — и маленьких, и тех, кто постарше, и тех, кто давно уже покинул эти стены: 20 лет в детдоме Насима Хасановна Амирсанеева, завуч по учебно-воспитательной работе; 25 лет — воспитателем Зарифа Ишкильдеевна Ильганова. А медсестрой — совсем молодая Гульюзум Галиахметова, сама вчерашняя воспитанница. Так передается эстафета от старших к младшим.

В зале идет концерт: поет башкирскую песню маленькая Гульназ, а музыкальный работник Венера Махмутовна Бикбаева шепотом поясняет, что здесь воспитывалась и ее мама. Красавица Айсылу перешла в 10-й класс, а старший брат уже окончил школу и учится в Челябинске.

Лучше всего прослеживается преемственность поколений в залах детдомовского музея. Это просторное помещение из четырех комнат, в каждой — особый раздел. Главная посвящена Арслану Мубарякову, и здесь опять чувствуется внимание Гюлли Арслановны, которая в детдоме частая гостья. Мы видим театральные костюмы актера, оружие его Салавата — сабля, колчан, стрелы, множество прекрасных фотографий. Комната истории Серменевского детдома рассказывает о выпускниках разных лет. Рядом с Арсланом Мубаряковым в ряду первых воспитанников известный поэт Мухитдин Тажи, поэтесса Аниса Хаматдинова, заслуженные учителя РСФСР Шафика Гайнуллина и Фатима Ганиева. В годы Великой Отечественной и в послевоенное время из детдома вышли такие впоследствии известные люди, как заместитель генерального директора «Баштрансгаза», кандидат экономических наук Фанис Исхаков, кандидат юридических наук Хидият Гайнуллин, председатель профкома медицинских работников РБ Рафаэль Рахматуллин, подполковник МВД Рафит Абдуллин. Путевку в жизнь получили сотни врачей, строителей, учителей, инженеров, военных.

Самая живая экспозиция музея — сегодняшний день детдома. Здесь веселые фотомордочки тех, кто хозяйничает в этих стенах сейчас. Их работы — вышивки, аппликации, рисунки, сшитые своими руками костюмы для выступлений и мягкие игрушки — дают представление о любимых занятиях детворы. Две скромные женщины Гульназира Шагивалеевна Низаметдинова и Рамиля Булатовна Нажметдинова часами терпеливо трудятся в швейной мастерской, раскрывая детям секреты прикладного искусства. А мальчишки в последнее время очень увлеклись хоккеем, но это не мешает Руслану Сираеву, Азамату Сафаргулову и Артуру Кувандыкову поражать окружающих своими вышивками. Хоккейную команду тренирует глава местной администрации Аетбай Забирович Аюпов. Они свои, эти ребятишки, — и для жителей Серменева, и для Белорецкого района, и для всего Башкортостана.

* * *

Местная поэтесса Нина Зимина назвала Белорецк неброским самоцветом, имея в виду его изумительной красоты природу — сосны, горы, реки. Я бы добавила в эту палитру главную составляющую — людей. Скромных, неброских, щедрых душой и талантом. Именно они подлинные самоцветы Белорецкого края.

Из архива: октябрь 2003 г.

Читайте нас: