Первый уфимский сквер Маяковского был у оперного театра. В нём даже планировали поставить памятник великому пролетарскому поэту (об этом писала газета «Красная Башкирия» в июле 1940 г.). Но в 1949 году на этом месте появился памятник Сталину, а об авторе «Левого марша» почти на десятилетие забыли.
Так что, как ни странно это прозвучит, столь привычного для нас сегодня сквера Маяковского лет шестьдесят назад не существовало. Более того – не могло существовать: там, где сейчас разбиты клумбы и растут деревья, был овраг. Продолжение его заметно и сейчас – достаточно перейти улицу Цюрупы. По краям оврага били многочисленные родники, образуя одну из уфимских речушек. Проходящие мимо люди могли наслаждаться «концертами» лягушек. Правда, многотысячные стаи комаров не позволяли надолго останавливаться у этого «заповедника». Даже тогдашнему первому секретарю обкома КПСС Семёну Денисовичу Игнатьеву, жившему неподалёку, не было от них спасения.
Сейчас, видимо, уже невозможно установить, выравнивались ли края оврага в первой половине ХIХ века, т.е. после принятия плана Сметанина-Гесте (1819 г.), но уже задолго до революции 1917 года на северной стороне оврага вдоль низкой части улицы Большой Успенской (позже Егора Сазонова – Сталина – Коммунистической) стояли деревянные дома (на карте 1911 года на интересующем нас месте обозначены 3–4 усадьбы). По Телеграфной (Цюрупы) улице овраг пересекала насыпь, подъездные пути к которой всегда были опасны в непогоду из-за грязи и крутизны.
К концу 1950-х, когда из-за постоянной сырости дома попросту сгнили, городские власти решили наконец покончить с болотом в центре города. По дну оврага была проложена дренажная труба, сам он был засыпан гравием, а сверху – землёй (её возили на подводах из Старой Уфы). Дома снесли. Посадили берёзы, ели, сирень, установили несколько гипсовых скульптур.
Скверу дали имя поэта (в 1960 году отмечалось 30-летие со дня его смерти). И настолько удачным оказалось воплощение проекта благоустройства этого места, что своим детищем сквер считали (и вполне заслуженно!) многие – от строителей и проектировщиков до первых лиц республики и города того времени. Начальники и руководители разного ранга назначали в сквере деловые встречи, а последние полвека сквер был одним из любимых мест для прогулок жильцов стоящих рядом домов.
Окружённый жилыми домами и многочисленными учреждениями сквер весьма популярен и сегодня. В нём почти не осталось скульптур в стиле соцреализма («девушка с обручем», «пионер», «мать и дитя»), нет и фонтанчика близ центрального входа. Зато появилась тень от подросших берёз и елей. Несмотря на все перестройки, каждый год на клумбах высаживается много цветов.
Если сам сквер пять с лишним десятилетий своего существования прожил без особых потрясений, то переезд через засыпанное русло бывшей речки на улице Цюрупы два раза заставил поволноваться городские службы. Летом 1969 года в яму, образовавшуюся на этом месте от размывания гравия из-за плохого отвода воды во время дождей и таяния снега, провалились колёса троллейбуса. Ровно через тридцать лет история повторилась. На этот раз была смыта ещё и ограда на противоположной стороне улицы. К происшествию отнеслись серьёзнее и устранили, как представляется, причину провалов, соорудив прямой сток воды в овраг. Теперь улицу Цюрупы можно перейти и после сильного ливня даже там, где ещё лет пять назад в подобных случаях воды было по колено (!). А недавно стали засыпать и оставшуюся часть оврага.
В начале 1960-х гг. существовало и нечто вроде продолжения сквера на другой стороне улицы Коммунистической (до октября 1961 г. – ул. Сталина), как раз там, где в своё время шумел популярный до революции ресторан («кафе-шантан») «Яръ» Дмитрия Егоровича Кляузникова. Кстати, рядом со своим заведением Кляузников в своё время выстроил здание театра. Это здание ныне занимает академия физкультуры. В 1961-м на месте «Яра» было открыто кафе. Со строительством в начале 1970-х годов двенадцатиэтажки кафе и стоявшую рядом карусель убрали, но долгое время три старые липы да большие кусты сирени напоминали об этой части сквера.
В 1960 году в сквере был установлен памятник Маяковскому работы народного художника СССР Александра Кибальникова (московский памятник поэту был открыт в 1958 году). Впрочем, документального подтверждения этого факта нет, в газете «Советская Башкирия» сообщалось лишь о факте установки памятника, а в альбоме, посвящённом работам этого скульптура, Уфа не упомянута. В конце 1960-х главный вход в сквер со стороны улицы Коммунистической был ликвидирован, а памятник поэту передвинули и повернули лицом к улице Цюрупы. От первых лет осталась ведущая в никуда берёзовая аллея позади памятника. Следует обратить особое внимание, что деревья, посаженые сорок с лишним лет назад, до сего дня не создают впечатления диких зарослей. Это говорит о высоком профессионализме тогдашних озеленителей.
Не менее загадочна и история улицы Маяковского. Дело в том, что в разные годы так назывались самые разные уфимские улицы. Так, имя поэта 1 ноября 1949 года получила одна из улиц (в районе нынешнего Театра кукол) посёлка Новый городок на площадке ЦЭС тогдашнего города Черниковска. Вместе с ней там же появились улицы Высоковольтная, Дарвина и С. Юлаева. Пересекавшая Высоковольтную (в 1956 г. ставшую Российской) тогдашняя улица Маяковского была причудливо изогнута, и в 1956 году её разбили на три других – Магаданскую, Балхашскую и Керченскую. А имя поэта получил новый проспект, прокладываемый в поле у деревень Глумилино и Непейцево по обе стороны трамвайной линии между Уфой и Черниковском. Но вскоре было произведено новое переименование: новая магистраль стала проспектом Октября, а имя поэта присвоили бывшей улице Симферопольской (в 1949–1956 гг. она была ещё и Комсомольской) в Калининском районе.
Из архива: июль 2013 г.