Владимир Николаевич Буравцов родился 6 декабря 1945 года в Миньяре. Окончил БашГУ.
Инженер, краевед, коллекционер-филокартист. Автор нескольких книг и многочисленных публикаций в республиканской периодике, посвящённых истории города Уфы. Лауреат журнала
«Бельские просторы»
Дворец пионеров
«Пионерская организация (с 1924 г. имени В. И. Ленина) – массовая политическая организация, объединяющая в своих рядах советских школьников в возрасте от 9 до 14 лет. Датой основания пионерской организации является 19 мая 1922 года, когда 2-я Всероссийская конференция комсомола… приняла постановление о повсеместном создании пионерских организаций».
«Большая Советская энциклопедия», 1955 г.
Первый отряд юных пионеров в Уфе был организован в мае 1924 года, и уже к 1 июня в нем насчитывалось около 100 человек. Главной задачей новой детской организации было вовлечение в нее ребят, особенно детей рабочих, для ограждения их от дурного влияния трудных подростков. В самом начале сентября того же года в саду Луначарского (ныне Аксакова) состоялось общегородское собрание пионеров. Здание клуба пионеров было иллюминировано и украшено портретом Ленина и плакатами «Пионер верен делу рабочего класса и заветам Ильича», «Пионер – на борьбу за рабочее дело готов».
Пионерское движение в Уфе расширялось, количество пионеров по всем школам составляло: к 1 апреля 1925 года – 907, а через полгода – 1915 человек. В октябре 1929 года Башкирский совет народных комиссаров постановил: «Пионерклуб (пл. около 300 кв. м) слить с комсомольским клубом, который очень свободный (бывш. помещение биржи труда), и, кроме того, это обстоятельство улучшит работу по руководству пионерклуба со стороны комсомола».
В 1924–1926 гг. Комиссариатом народного образования для урегулирования вопроса о нагрузке пионера в семье и в школе были разработаны и даны школам соответствующие инструкции, по которым «нагрузка пионера 1 ступени устанавливается в 6 часов (в школе 4 часа и в звене 2 часа)», для пионера 2 ступени – 7–8 часов. О работе в семье инструкция предусматривала борьбу с руганью, курением, соблюдение чистоты и порядка, организацию «разумных» развлечений.
В январе 1936 года под клуб пионеров (с февраля – Дом пионеров и школьников) было выделено левое крыло дома имени Ленина (здание бывшего коммерческого училища – ныне Авиационного техникума на углу улиц Ленина и Революционной) – двенадцать обширных комнат и большой зал могли вместить несколько сот детей. В клубе пионеров проводились шахматные турниры среди школьников на первенство города, работали кабинет юннатов и физкультурный зал, была организована команда хоккеистов.
К началу 1937 года были закончены инженерно-геологические работы по исследованию грунта на предполагаемой территории строительства Дворца пионеров и октябрят (рядом со зданием бывшего Коммерческого училища).
Рядом с дворцом архитекторы запроектировали первую в Башкирии астрономическую обсерваторию, которая потребовала специальных геологических изысканий. Исследования грунта и расчёты проектировщиков показали возможность надстройки 3-го этажа над зданием, занимаемым Домом пионеров (что, к счастью, не было претворено в жизнь).
Согласно постановлениям Башсовнаркома (БСНК) от 15 февраля и 28 марта 1937 года в Уфе была создана специальная строительная контора (начальник строительства инженер Грачёв), которая занялась заготовкой строительного материала для Дома пионеров. В 1937 году предполагалось освоить 400 тысяч рублей и, кроме того, составить проекты и рабочие чертежи по реконструкции, надстройке и пристрою Дворца пионеров и реконструкции сада имени Якутова. Эта работа была поручена архитектору Шибаеву, который затратил 37 484 руб. 40 коп., но строительство в таких размерах правительством Башкирии было отклонено, и вся сумма была отнесена в раздел безвозвратных затрат по неосуществлённому строительству. Кроме того, часть средств израсходовали на новый вариант реконструкции существующего здания, на ремонт центрального отопления, рытьё котлованов и кладку фундаментов. Всё это закончилось тем, что довольно часто бывало в те годы: Шибаева и его помощника Жижина арестовали.
На объединённом совещании Башгосплана и Научно-технического совета при Совнаркоме БАССР, состоявшемся 20 июня 1937 года, был заслушан эскизный проект и проектное задание на строительство Дворца пионеров (докладчик Н. Ю. Лермонтов). И 27 июня Совет народных комиссаров Башкирской АССР принял постановление о строительстве Дворца пионеров в Уфе. Решили считать нецелесообразным реконструкцию и расширение существующего здания Дома пионеров, было предложено составить новое задание на строительство Дворца пионеров и октябрят на другой площадке.
3 июля 1937 года состоялось совещание при Башгосплане, на котором присутствовали от Башгосплана Даутов и Амосов, Башпрогора – Лермонтов, конторы по строительству Дома пионеров – Грачёв. Даутов ознакомил присутствовавших с решением Башкирского совета народных комиссаров о строительстве нового здания Дворца пионеров в 3-й пятилетке (1938–1942 гг.), одновременно обязал Башгосплан представить Совнаркому необходимое техническое задание на приспособление существующего здания Дома пионеров для его нормальной работы впредь до постройки нового.
23 июля 1937 года эскизный проект реконструкции здания Дома пионеров был утверждён научно-техническим советом, а уже 13 августа на подготовительные работы по этому объекту Центральным коммерческим банком было отпущено 50 тысяч рублей.
26 октября 1937 года состоялось расширенное собрание членов Башкирского отделения Союза советских архитекторов для обсуждения проекта Дома пионеров в Уфе (автор – архитектор А. И. Филонов). После прений решили «фонтан на фасаде по Революционной улице убрать». На последнем заседании научно-технического совета 1937 года, состоявшемся 19 декабря, был заслушан проект распланировки жилых помещений на цокольном этаже северного крыла и вариант южного фасада Дома пионеров. Но никто не предполагал, что дело с реконструкцией Дома пионеров, а тем более и строительством нового здания Дворца пионеров, затянется на два десятилетия.
На 4-й квартал 1937 года лимит на реконструкцию Дома пионеров в сумме 323 500 рублей был спущен только 4 ноября, который полностью не был освоен из-за того, что начались заморозки. Работы пришлось прекратить и, как оказалось впоследствии, надолго. Это произошло по той причине, что в это самое время в Уфе кроме Дома пионеров одновременно велось строительство и реконструкция нескольких больших зданий: самое главное – Дома правительства на углу улиц Пушкина и Советской, Дворца социалистической культуры на месте разобранной в 1931 г. Александровской церкви, театра Погребинского (позже Русский драматический театр, ныне это здание занимает Башкирская государственная филармония). Ввиду важности и срочности выполнения строительных работ, а также «для покрытия задолженности и окончания недоделок по строительству Дома правительства» деньги снимались с других объектов, и в первую очередь со строительства Дома пионеров. Позднее его финансирование вовсе прекратилось.
На заседании Научно-технического совета, состоявшемся 26 мая 1938 года, по проекту благоустройства Дома пионеров было заслушано заключение эксперта архитектора Плеханова. Постановили: проект одобрить с учётом выполнения мероприятий: «1) площадки перед главным входом освободить от клумб, а скульптуры поставить по углам на тумбы крыльца; 2) убрать 4 дерева, открыв центральную часть колоннады; 3) ворота со стороны улицы Революционной расположить симметрично по оси главной аллеи…». Было отмечено удачное решение установки светофонарей в виде глобуса и железной решётки «с зайцами». На этом заседания по реконструкции Дома пионеров закончились, но его строительство так и не началось.
Между тем в выделенных комнатах здания бывшего коммерческого училища Дом пионеров продолжал свою работу. Его штат в 1940 г. состоял из администрации (30 чел.) и двух отделов по работе с детьми (30 чел.).
В связи с тяжелым положением на фронте в начавшейся войне с фашистами во 2-й половине октября 1941 года из Москвы в Уфу были эвакуированы учреждения Коминтерна, которым было предоставлено здание бывшего коммерческого училища. А Дому пионеров была выделена одна из комнат детского дома № 5 по улице Кирова, 37 (до революции – детский приют). В 1943 г. Дом пионеров находился в здании спецшколы № 13 по ул. Гоголя, 34. По штатному расписанию на 1944 год здесь работали 19 человек, директор – Бурангулова.
Во время войны пионеры Уфы вместе со всей страной помогали фронту. Результаты практической помощи зафиксированы в правительственной телеграмме, полученной Башкирским областным комитетом ВЛКСМ: «Передайте комсомольцам, молодежи, пионерам и школьникам Башкирской автономной советской социалистической республики, собравшим дополнительно 13 326 тысяч рублей на строительство истребителей ”Комсомолец Башкирии” и 927 тысяч рублей на танковую колонну ”Пионер Башкирии”, отправившим подарки воинам, командирам воздушно-десантных войск Красной армии и организовавшим санаторий для детей фронтовиков и ленинградских рабочих. Горячий привет и благодарность Красной армии».
Кончилась война, Уфа вместе со всей страной входила в мирную жизнь. В «Регистрационной карточке по штатам», заполненной 17 июля 1947 года, записано: «Уфимский городской Дом пионеров. Адрес: Гоголя, 34, тел. 2-66-41, подчиняется Уфимскому гороно, находится в ведомстве Министерства просвещения, штатное расписание утверждено Ждановским [ныне Кировским] районным финансовым отделом. Директор – Давыдкина».
Но с 1941 года, после занятия его здания Коминтерном, Дом пионеров находился в тяжёлом положении и даже некоторое время бездействовал. Его дирекция много раз обращалась в горисполком, горком и обком партии, Совет Министров БАССР. В результате этих обращений Дому пионеров в 1949 г. по распоряжению Совета Министров БАССР был предоставлен 2-й этаж дома № 16 по улице К. Маркса (сейчас на этом месте стоит 7-й корпус УГАТУ). Помещений для нормальной кружковой работы не хватало, снова встал вопрос о новом месторасположении Дома пионеров или полной передаче ему всего этого дома. Но директор 210-го завода Сабачевский полностью не освобождал здание, что вынудило директора уфимского Дома пионеров В. И. Воробьёву в 1952 году обратиться в ЦК КПСС для решения вопроса «с помещением для организационной работы Уфимского городского Дома пионеров». В своём обращении Воробьёва отметила, что с 1941 года Домом пионеров было сменено шесть мест, причём ни одно из них не годилось для проведений занятий с детьми. «Решения Совета Министров БАССР были настолько несерьёзные, что Дом пионеров был вынужден в течение полутора лет находиться в кухне частной квартиры, чтобы избежать переселения в здание бывшей городской бани или ”отрезвиловки”, которое даже для этих нужд было непригодным». Кстати, В. И. Воробьёва работала директором и в самом начале 1958 года, ею подписана смета расходов этого детского учреждения на тот год.
Только в мае 1956 года правительство республики приняло решение построить Дом пионеров на месте Иоанно-Предтеченского кладбища и церкви. Сооружение нового здания детского учреждения ещё не было завершено, а председатель исполкома Уфимского городского совета П. Попков обратился к министру просвещения РСФСР Е. И. Афанасенко c просьбой «переименовать Уфимский дом пионеров в Уфимский дворец пионеров и утвердить штаты».
В здании с полезной площадью в 4 844 кв. м (для сравнения: площадь в доме на улице К. Маркса, 16, была 300 кв. м) предусмотрены залы: зрительный на 500 человек, лекционный на 100 человек, спортивный, танцевальный, читальный. Также отведены места для пионерского методического кабинета, комнаты сказок, зимнего сада, тира, 23 различных рабочих кабинетов, трех мастерских и других вспомогательных помещений.
Дворец пионеров, построенный по проекту, разработанному первоначально для Рязани московским архитектором Игорем Петровичем Антиповым (в Уфе привязку сделал архитектор В. А. Кондрашков), строители треста № 3 сдали в канун нового учебного года 1958/59 года. На открытии присутствовал первый секретарь Башкирского обкома партии З. Н. Нуриев. Занятиями в различных кружках предполагалось охватить около четырех тысяч ребят.
4 января 1959 года был подписан акт приёма-сдачи, директором Дворца пионеров стал Пётр Герасимович Чекранов. Во дворце работало 76 человек, дети занимались в 26 кружках.
В память о посещении Дворца пионеров лётчиком-космонавтом Владимиром Михайловичем Комаровым во время его пребывания в Уфе в декабре 1964 года и августе 1965 года постановлением Совета Министров РСФСР от 24 июня 1967 года дворцу было присвоено имя Комарова.
Дворец пионеров находился в подчинении Уфимского городского отдела народного образования. В 1968 году произошло объединение Дворца пионеров с детским парком имени Ивана Якутова, а в 1987 году городской дворец был реорганизован в Республиканский дворец пионеров и школьников. В 1995 г. детскому учреждению вновь вернули статус городского. С того времени он называется Уфимский городской Дворец детского творчества имени В. М. Комарова.