Все новости
Детская площадка
16 Декабря 2018, 17:45

Кагарманова Милана, Садовская Дарья. Осень в лирике поэтов серебряного века. Публицистика. 8 класс. Уфа

Участники: Кагарманова Милана, Садовская Дарья, 8 класс, МБОУ «Центр образования № 76», г. Уфа
Учитель-куратор: Решетникова Наталья Анатольевна
Номинация: «Публицистика»
Медлительной чредой нисходит день осенний.
Медлительно крутится желтый лист,
И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист,
Душа не избежит невидимого тленья.
Александр Блок
«Осень в лирике поэтов серебряного века»
Снова осень… Столько красок, столько яркости! Шелестят под ногами опавшие листья…
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса …»,
- строчки Пушкина, как песня осени, звучат в памяти.
Почему принято считать осень унылой порой? Всё верно: с деревьев облетает листва, с неба льёт дождь, на улице становится холодно — одним словом, лето безвозвратно уходит, а зима приближается неумолимо. Но разве это повод не любить осень — ведь и в ней особенная прелесть. Недаром же русские поэты, от Пушкина до Пастернака, так часто писали именно об осени, воспевая и красоту золотой листвы, и романтику дождливой, туманной погоды, и бодрящую силу прохладного воздуха.
Одним из самых интересных и неоднозначных периодов в русской поэзии считается так называемый серебряный век, являющийся неотъемлемой частью начала XX столетия. Именно в этот период миру явилось множество ярких поэтических личностей, каждая из которых имеет огромную ценность для отечественной и мировой поэзии. Образу осени в эпоху серебряного века было отведено особое место. Больше всего осенней тематики коснулись поэты-символисты. Ведь нельзя придумать поры символичней, нежели осень. Она традиционно символизирует увядание и близость конца. Но в поэзии серебряного века эти процессы обретают своеобразный смысл.
Грустная, дождливая, мрачная осень в поэзии Анны Ахматовой. Поэтесса не описывает осень, она воссоздает внутреннее, душевное состояние: «Так бушует, что ни шаг, под ногами лист древесный…» Героиней ее стихотворений была она сама - сильная и мужественная женщина. Ее поэзия легкая, свободная, простая и гипнотизирующая одновременно. Связь с природой звучит в строках: «И осень в подруги я выбрала…»
Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит …
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.
В этом стихотворении поэтесса сравнивает осень с плачущей вдовой. Она пытается донести до читателей состояние одиночества и грусти. Образы осени: березки, дождь, приземистые елки, изумрудная вода – предают впечатления человека, который находится во власти этого времени года.
Яркой, красочной, неповторимой видит осень Марина Цветаева. В осенней поэзии – её жизнь. В лирике М. Цветаевой часто отражение времён года созвучно фактам биографии. Рябиновые ягоды она воспринимает как определенный знак судьбы, который несет в себе духовное очищение и является синонимом совершенства. Свое трепетное отношение к рябине поэтесса объясняет в стихотворении «Красною кистью…»:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась…
Все стихи Марины Цветаевой очень разнообразны, один не похож на другой, это и делает поэтессу особенной. Даже несмотря на разные настроения поэтессы, в стихотворениях используются почти одни и те же краски: желтый и красный. Есть в стихах Цветаевой монотонные звуки дождя, недостаток дневного света, холодность. Ей хочется спрятаться в укромное место и предаться воспоминаниям, которые согревают:
Холодно в мире! Постель
Осенью кажется раем.
Ветром колеблется хмель,
Треплется хмель над сараем;
Дождь повторяет: кап-кап,
Льется и льется на дворик…
Свет из окошка — так слаб!
Детскому сердцу — так горек…
Осень – это удивительно прозрачный воздух, солнечный свет, иногда ярче летного, но мягкий, ласкающий, негреющий; летающие, блестящие нити паутины, листопад, краснеющие гроздья рябины, стаи птиц, улетающих к югу… Именно такую осень увидел Константин Бальмонт. Особенности его поэзии в вечном поиске значимого и необычайно красивого мгновения для того, чтобы обратить внимание читателей на то, что жизнь каждого человека полна великолепных и запоминающихся моментов. К. Бальмонт в своем творчестве очень часто обращался к природе, описывая ее красоту, загадочность и величие.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Поэт любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.
Но не всегда осенние дни полны нежного золота последнего тепла, не всегда они ласковы и кротки. Конечно, вместе с осенью приходят дожди. Но какие это озорные и даже милые поначалу ливни! Они не угнетают нас, не томят, они стремительны, их серебристые струи мешаются с золотом солнечных лучей. О таких дождях говорит нам Николай Заболоцкий, у него свой оригинальный взгляд на осеннюю природу.
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа…
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
Осень у Заболоцкого похожа на «молодую царевну в венце», а сам поэт подобен кедру, расщеплённому громами: «Вот он — кедр… Он стоит, и мертвая корона
Подпирает темный небосклон…»
Все краски осени, неповторимость этого времени года, конечно же, в поэзии Сергея Есенина: «Тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень, рыжая кобыла, чешет гривы».
Поэт восхищался осенью, называя ее золотой звездой. Есенин наблюдает за красотой преображения. Какое множество разных чувств будит в душе поэта осень!
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Осень, в стихотворениях Сергея Есенина, всегда загадочна и лирична, иногда грустная и несколько задумчивая. Поэт передает настроение уставшей природы с особым вдохновением, хотя, для этого времени года, больше актуально чувство усталости, тревожности и некоторой депрессии. Кажется, эти чувства не утомляют автора, а наоборот, даруют нереальные силы для создания гениальных стихотворений, полюбившихся всем мировым сообществом.
Листья падают, листья падают.
Стонет ветер,
Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?
Кто его успокоит, мой друг?
Что может нам рассказать осень в поэзии Владимира Маяковского? В отличие от произведений других поэтов, у Маяковского описание природы в большинстве случаев не играет главенствующую роль. Оно только задает настроение стихотворения, служит фоном для разворачивающихся в дальнейшей части повествования событий. Особенность лирики поэта – построение стихотворения в виде лесенки, таким образом поэт выделяет значимые для понимания слова или словосочетания. Каждое слово в стихотворениях этого поэта – образ, мысль, выраженная в слове. В одном из ранних стихов строчки об осени звучат следующим образом:
В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.
Сам Маяковский считал, что стихотворение вышло «ходульным» и «ревплаксивым», хоть он и вдохновлялся современниками в лице Константина Бальмонта и Андрея Белого. Поэт видит осень долгой, томительной. Следующее упоминание осени встречается в поэме «Лиле»
Это случилось в одну из осеней,
были
горюче-су́хи
все.
Металось солнце,
сумасшедший маляр,
оранжевым колером пыльных выпачкав.
«Лестничное» построение выделяет те слова, которые говорят об активности природы и человека, причём для их описания используется лишь природные эпитеты («Были горюче-сухи все»). Оба произведения олицетворяют образы разных типов: на тех, кто к такому печальному времени года относятся соответственно и тех, кто на это внимания не обращает, продолжая учиться, работать, жить…
Мы видим, осень в произведениях русских поэтов многолика и многоцветна. У каждого поэта к осени свой счет, свои, если хотите, претензии. К осени обращаются как к живому, доверяют ей свои чувства, самые сокровенные. И порой кажется, что она, осень, милостиво внимает поэтам. Во всяком случае, без нее всего этого поэтического роскошества не было бы никогда!
Читайте нас: