Все новости
Общие статьи
23 Февраля 2020, 12:27

№2.2020. Ирина Бакке. Ах, лоскутки, лоскутки! Знаменитое панно «Dear Jane» в Уфе

Ирина Ивановна Бакке – окончила БГПИ, член Союза журналистов России и РБ.Ах, лоскутки, лоскуткиВ январе в Выставочном зале БГХМ имени М.В. Нестерова «Ижад» всего один день демонстрировалось художественное панно – квилт. Панно, именуемое «Dear Jane» отправилось в турне по городам России, и сделало непродолжительную остановку в Уфе.

Ирина Ивановна Бакке – окончила БГПИ, член Союза журналистов России и РБ.
Ах, лоскутки, лоскутки
Большинство людей, не задумываясь, избавляются от разных лоскутков, отрезков ткани, которые всегда можно обнаружить дома среди пуговиц, булавок, хозяйственных принадлежностей. Но небольшой процент хозяек предпочтёт пустить их в дело, положившись на фантазию и любовь к творчеству. Конечно, речь идёт о мастерицах лоскутного шитья.
В январе в Выставочном зале БГХМ имени М.В. Нестерова «Ижад» всего один день демонстрировалось художественное панно – квилт. Лоскутное шитьё всё больше приобретает популярность и известность среди разных слоёв населения. Картины из лоскутков, украшавшие раньше деревенские дома и являющиеся образцом народного творчества, сегодня охотно раскупаются представителями деловой и культурной элиты.
Панно, именуемое «Dear Jane» отправилось в турне по городам России, и сделало непродолжительную остановку в Уфе. Во всей своей красе оно экспонировалось в «Ижаде». Действительно, высочайшая работа! Лёгкие, летящие в пространстве лоскутки, соединяясь в единое целое художественного покрова, являли собой завершённую композицию. Обычно говорят о завершённости композиции, когда присутствует симметрия в рисунке. Здесь же нет повторения лоскутка, все лоскутки различаются рисунком, цветом, фактурой. Лоскутная работа изящна и тонка, изысканна и великолепна!
Красива и история создания лоскутного шедевра. На встрече с уфимскими мастерицами из творческого объединения «Студия художественного текстиля «Кускар» (руководитель Стелла Маркова, член Союза художников России с 2010 года, член Ассоциации мастеров лоскутного шитья России), выступила одна из участниц лоскутного проекта Галина Иванова. Галина рассказала, что изготовила три блока панно, а все остальные 222 блока выполнены руками мастериц из 38 городов России. Всего участниц – 40. Панно изготовлено как реплика на существующее оригинальное покрывало, автором которого была американка Jane A. Stickle. Это покрывало хранится в музее города Беннингтон, Вермонт. Раз в год, с сентября по октябрь, оно выставляется на обозрение и является ярким образцом американского народного творчества. Историей его создания гордится население города.
Джейн родилась в 1817 году в семье фермера. О её жизни собравшимся поведала Анна Маслова, весьма известный в уфимских кругах краевед, журналист. Жизнь Джейн ничем не отличалась от жизни других американских женщин. Те же заботы и занятия. Прославилась она созданием этого одеяла-покрывала, когда заболела и слегла в годы гражданской войны в США. На изделии есть надпись: «War Time 1863». Джейн использовала только хлопчатобумажные ткани, для подклада – льняные простыни, принадлежащие ее матери, с сохранившимися инициалами. Все лоскутки, составившие рисунок панно, не повторяются. Всё она придумала сама, стараясь занять себя во время болезни. Позднее одеяло демонстрировалось на сельскохозяйственной выставке в Америке, получило признание и было премировано двумя долларами. А в 1938–1939 годах её племянница подарила изделие музею как замечательный образец народного искусства. Фотографий Джейн не сохранилось, а её творческая работа вошла в историю искусства и будоражит умы многих мастериц.
Brenda Manges Papadakis выпустила книгу «The Two Hundred Twenty – five patterns from the 1863 Jane A. Stickle Quilt», где она подробным образом рассматривает все блоки лоскутков и пишет письма Джейн в прошлое. Бренда была не единственной, кто обратил внимание на это художественное творение. В разных уголках мира мастерицы время от время пытались сотворить подобное, что-то повторяя, а что-то добавляя от себя.
В нашем случае инициатива реплики принадлежит Санкт-Петербургу. Художницы из российских городов творили блоки по образцам Джейн и отправляли в славный город Петра. Почти девять месяцев они священнодействовали, обсуждая фон, цвет, подбирая ткани. В работе использовали машинную стёжку (хотя Джейн шила вручную), частично использовали аппликацию. Ткани применялись только американского и японского производства, закупались они в Санкт-Петербурге. В цельное панно лоскутки собирались тоже в Петербурге. И вот наконец панно готово. Началась его самостоятельная жизнь. Было решено провезти его по всем городам, в которых создавались фрагменты произведения.
Где бы оно ни выставлялось, оно вызывает восхищение и изумление. Для меня же важно, что искусство близко и понятно всем народам мира и может служить фактором единения и дружбы между людьми разных национальностей и культур.
Читайте нас в