Под Новый год мы ждем чуда, надеемся на волшебство и превращаемся на короткий миг в детей, готовых поверить в сказку. На это и рассчитывали продюсеры, заинтриговавшие нас обещанием подарить новый национальный хит — «Иронию судьбы. Продолжение».
И российский зритель, соскучившийся по хорошим добрым картинам купился: «Продолжение» сделало рекордный кассовый сбор. Это не удивительно, ведь для создания «шедевра» потребовалось, если верить рекламе, целых четыре года. Все это время гильдия сценаристов, маркетологов и других компетентных лиц изучало нас с вами, дорогие зрители, дабы создать наживку, на которую гарантированно клюнет «пипл» всех возрастов. В том, что для дубля будет выбрана рязановская картина, можно было не сомневаться — название и о-очень постаревший, но узнаваемый актерский состав из «Иронии судьбы» для аудитории кому за 30 и… А для зрителей новейшего времени картину разбавили реминисценциями из последних кассовых фильмов. Пьяные менты, с самым типичным русским Вилле Хаапасало из «Особенностей национальной..», К. Хабенский — романтический герой «всея дозоров», не успевший переодеться после борьбы с «темными», его соперник в исполнении С. Безрукова с безупречной улыбкой хищника (Привет «Бригаде»!), — все смешано и склеено профессиональной рукой клипмейкера Т. Бекмамбетова и держится только на бешеном ритме предновогодней суеты.
Получившийся сумбур назвали «Продолжением», хотя рязановский сюжет — просто натянут на… даже затрудняюсь сказать на что, ведь ничего нет — кукиш. Главный герой, сын Лукашина, отправляется по известному зрителям маршруту заранее влюбленный в главную героиню. Почему? Странный вопрос. Конечно, чтобы сделать папе новогодний сюрприз, дополнительный к новому сотовому. Преодолев несколько заданий средней сложности, победив одного соперника и спев одну песню, в перерывах между рекламой товаров и услуг десятка компаний, герой влюбляет в себя героиню, а также восстанавливает отношения старшего поколения. Занавес.
От интимности, душевности рязановской картины не осталось и следа, не нашлось в картине места и для хорошей музыки, на смену стройной мелодичности «Иронии судьбы» пришла какофония городских улиц, а голоса главных героинь — стали пугающе резки и грубы, как крик павлина. Лиричность вытеснена головокружительными спецэффектами, а все персонажи пребывают в постоянном движении, словно движение и есть единственно достойная цель.
Выключи персонажей из постоянной суеты и гонок по ночному городу — и все рассыплется на пазлы. Так, впрочем, и случилось, когда старший Лукашин вдруг решился произнести назидательный, в духе позднего Рязанова, монолог на тему: «Счастье есть...». Вырежи эту сцену и еще полфильма — картина ничего не потеряет.
«Продолжение», как КВН, можно смотреть почти с любого места, один анекдот сменяется другим, получается смешно. Вот только история о том, как слегка пополневший и постаревший герой «всея дозоров», попав в «Особенности национальной встречи Нового года, пытается сотворить подвиг — сказку «за 500 рублей» превратить в премьеру сезона, — никак не тянет на хит. Хотя на помощь Антону Городецкому, действующему временно под именем Константина Лукашина, брошены лучшие силы отечественного кинопроката: от массированной рекламы и обещаний зрителю за просмотр кино квартиру в Питере до вызова тяжелой артиллерии в виде Барбары Брыльской тридцать лет спустя и Елизаветы Боярской — дочери главного мушкетера страны. Экзотический винегрет, заправленный наспех музыкой и персонажами рязановского фильма, оказался таким же пустым, как еда в «Макдоналдсе». Выйдя из кинозала, зритель уже с трудом вспоминал: а о чем, собственно, фильм, которому обещали народное признание».
Что ж, кассовые сборы побили рекорд, капуста срублена, пиар-кампания благополучно завершена. И даже шум был, правда, не такой, на который рассчитывали. В кинозалах зритель с шумом открывал бутылки с пивом и добросовестно пытался веселиться плоским шуткам, периодически выходя в буфет для дозаправки, были и те, кто уходил посреди сеанса, но большинство досиживали до конца, надеясь, что чудо все-таки произойдет и вдруг из капустника сложится кино. Увы, история с пьяными ментами, барбиозной героиней и аж двумя звездными главными героями превратилась в откровенный фарс. Определение, которое К. Лукашин дал своему вечно спешащему и ничего не успевающему сопернику, отлично подходит для всего фильма: «Ёкарный-бабай какой-то. Так нельзя». Собственно говоря, этой характеристикой и можно было бы ограничиться, если бы не испорченное послевкусие от «Иронии судьбы». В хрустальную мелодию, которая уже наравне с гимном звучит каждый Новый год с голубых экранов, грубо вторглись звуки современной коммерческой реальности. В этой реальности за деньги можно все, вернее, почти все: можно купить оптом актерский состав — финансовые проблемы есть у всех, можно разместить в прессе сотни восторженных отзывов, можно провести многомиллионную рекламную кампанию, вот только насчет зрительской любви не надо. Клонировать пока научились овечек, успех и зрительское признание — вещи более деликатные и менее предсказуемые. Перефразируя Лукашина-старшего: зрительская любовь — не насморк, она не проходит, а «Продолжение» — пройдет как похмелье.
Из архива: март 2008 г.