Тянет иногда почитать современных российских писателей, которые своим творчеством вылепили из собственного имени воистину бренд. Стоят они небольшой группкой особняком от многочисленных литтусовок, и не перепутаешь их с другими литературными именами. При этом, прошу заметить, речь не идет о подавляющем преимуществе этих авторов над другими в плане качества литературного творчества – образности, стилистике, сбалансированности сюжета и прочей атрибутике литмастерства, речь лишь о феномене брендовости, то бишь однажды полученном бренде, который далее сопровождает автора всю оставшуюся жизнь. Ничего обидного в этом нет, тем более бренд никогда не образуется у совсем уж слабого автора. С другой же стороны, однажды образовавшись, прилипнет как банный лист, захочешь – не отлепишься. Отлепиться можно только в одном случае – перестать писать, в надежде, что забудут. Забудут, конечно, не таких забывали, но зачем переставать, если однажды случилось?
Судите сами, каковы имена: Захар Прилепин, Виктор Пелевин, Алексей Иванов, Эдуард Лимонов, Владимир Сорокин – литературные столпы. Тем не менее давайте все же попробуем абстрагироваться от имен-брендов и ознакомиться с их последними произведениями.
Захар Прилепин
Шолохов. Незаконный
Биография, 2022 г.
Полезная книга, автором проведена большая работа с документами. В итоге получилась апология Шолохова, но мягкая, с претензиями на взвешенность и объективность. Хотя, если резюмировать доводы автора за и против, в результате он все же сознается, что писатель Шолохов – это чудо. Но, продолжает автор, в трезвом рассмотрении, разве многострадальная Русь не заработала рождения великого писателя своей судьбой, не заслужила появление литературного гения в самый переломный момент своей истории пусть даже чудесным образом? Мне понравился подобный оборот мыслей, но все же хотелось бы более рационального объяснения рождения огромного по объему высокохудожественного текста в кратчайшие сроки из-под пера не слишком образованного в художественном отношении юного автора. Этого в книге нет. Хотя присутствуют факты, как будто свидетельствующие о серьезных задатках юного Шолохова, в частности, его великолепная память, написание собственных пьес и игра в драмкружке, интерес к истории родного казачьего края. И, конечно, пробивная купеческая мощь молодого парня, который стены прошибет, а цели добьется, несмотря ни на что. Серьезным аргументом в пользу авторства Шолохова служит значительное соответствие героев «Тихого Дона» и реальных жителей мест, в которых проживал Шолохов. Здесь видна огромная работа автора, пожалуй, это главный аргумент. Четыре класса образования в разных гимназиях как бы ни о чем не говорит, мало ли было в России малообразованных писателей и поэтов в то неспокойное, переломное время. Жизнь, она лучше научит всему главному, чем самая разэтакая школа или гимназия. Несколько фельетонов в дебюте, потом несколько рассказов, которые как будто даже не сразу и брали в журналы. Помощь Серафимовича на начальном этапе продвижения Шолохова в печать, которая всеми признается. Помощь в продвижении уже написанного молодым автором, но не помощь в написании великих произведений. Старик уже, куда ему. И это самое слабое место книги, содружество с Серафимовичем показано очень слабо, а ведь из самых общих соображений, просто сама собой приходит в голову мысль, что что-то здесь не так. Такой тесный контакт очень сильного, родственного духом писателя с начинающим. Я бы не стал развивать тему Серафимовича, если бы недавно сам не прочитал «Железный поток» и не сравнил впечатления с «Тихим Доном», который читал несколько ранее. Небо и земля, но не совсем. От «Тихого Дона» впечатление хаотичности, вернее хаотичной мешанины, когда сюжетные линии вдруг прерываются описанием перемещения войск и прочей явно чужеродной информацией. Ярчайший образный язык, строгая логика выстраивания сюжета чередуются с выхолощенным текстом, напоминающим по стилю политические сентенции того, да и более позднего времени. От «Железного потока» – ничего подобного! Ярчайший стиль, единая логика в каждом предложении, слове, если не букве. Впечатление грандиозное, и почему-то сразу закралась мысль: ведь здесь что-то от «Тихого Дона»! Некое внутреннее сродство, что-то близкое по духу и форме представления. И это интуитивное, ведь во время знакомства с «Железным потоком» я не знал версии авторства Серафимовича по отношению к «Тихому Дону», только то, что он активно помогал продвижению Шолохова в печать. Уже сегодня по Сети гуляет информация о двойственности текстов Шолохова, что ЭВМ показывает присутствие двух стилей, серьезно лингвистически различающихся.
Конечно, версия о находке сумки белогвардейского офицера (или донского писателя Крюкова) с текстом «Тихого Дона» – ерунда, это явно не серьезно. Но вот версию совместного авторства Шолохова и Серафимовича отбрасывать так сразу, по-моему, не стоит. Думаю, сегодня не представляет большого труда, использовав искусственный интеллект, сравнить тексты «Железного потока» и «Тихого Дона», имея в виду, что в «Тихом Доне» могут присутствовать два автора. Это будет научное разрешение давнего спора в литературном мире.
Еще Прилепин пишет, что, если бы что-то было не так, типа соавторства Серафимовича, это обязательно бы всплыло, ведь слишком много людей было вокруг – родственники, коллеги по перу, простые жители Вешенской. Это серьезный аргумент за единоличное авторство Шолохова. Но представьте, что поставлено на карту. Кто поверит, если кто-то из простых людей что-нибудь вякнет в подобном плане. Да и кому это нужно из простых, он сам себе не поверит, если узнает. А уж против коллег по перу наверняка береглись на славу. А родственники, они и есть родственники, какой с них спрос.
Поймите меня правильно, я лично за единоличное авторство Шолохова, но я ученый, немного начитанный, и прямо вопиет все внутри, когда возникает подобного рода серьезная неясность, на которую обратили внимание много людей, в том числе квалифицированных экспертов. Строгий лингвистический анализ с использованием искусственного интеллекта – и все точки расставлены.
Пока же тесный творческий союз, можно сказать, даже симбиоз двух писателей, юного и опытнейшего (причины ухода Серафимовича с литературной арены в тень в большевистской России есть, не будем на них останавливаться), представляется вероятным.
Рейтинг: 6
Виктор Пелевин
Путешествие в Элевсин
Роман, 2023 г.
Автор следует ритму – роман в год, что радует. Кто-то скрипит зубами, мол, слишком споро, надо бы раз в пять лет выпускать, а то недопеченными книжки выходят. Ан нет, правильно как раз в год, чтобы не спать на ходу, а работать соответственно статусу, при этом успевать допекать к сроку.
Новый жанр, роман на научную злобу дня. Куда уж злободневнее, когда про живые алгоритмы и мозги в банках, практически человеческое бессмертие для твоего мозга, который в рассоле (спинномозговой жидкости) сохраняет сознание, но далеко не благотворительное бессмертие, а за очень большие деньги, которые позволено зарабатывать уже в баночной жизни. Позволено мировой суперкорпорации, которая правит виртуальным миром, а заодно и земным. Жизнь на поверхности планеты продолжается, но все нити в руках баночных правителей. Банки с мозгами хранятся в защищенных местах глубоко под землей и даже где-то в космосе, на естественном спутнике Марса. Забавная перспектива будущего человечества, против которой сразу и не саргументируешь контраргументы. Беляевская голова профессора Доуэля на новый лад.
Из истории того человечества. Со временем после этапа бурного развития алгоритмы совсем распоясались, произошла революция, развитие искусственного интеллекта (ИИ) ограничили небольшой мощностью, более мощные уничтожили, но не все, самые мощные ИИ остались у суперкорпорации. Но не все подобным раскладом остались довольны. Внутри оставшихся алгоритмов зреет заговор, целью которого является непонятно что, как, впрочем, и любого заговора. То ли уничтожить земной мир, то ли перехватить власть, то ли еще что-то типа заговора ради заговора или ради мифической свободы от чего непонятного. Автор явным образом доводит побудительные мотивы заговорщиков до абсурда.
Внешняя канва романа проходит в Древнем Риме. Во главе Римской империи император, который на самом деле крутой самообучающийся алгоритм. Задача баночного героя в виртуальном Риме разгадать замысел и раскрыть заговор императора-алгоритма против земного мира. Герой, супергладиатор и бывший волхв, сопровождает императора в путешествии в мистический город или храм Элевсин, где он в конце концов выясняет, что император и его начальник в баночной реальности одно и то же существо. В последней части книги особенно прослеживаются постмодернистские штучки, вызванные к жизни богатой фантазией автора (аллюзии к «Звездным войнам» и мушкетерам Дюма).
Автор смеется над миром и его выкрутасами от души, тональность и форма изложения импонирует. Но, пока читаешь, веселишься, а закончил и забыл.
Рейтинг: 6
Алексей Иванов
Бронепароходы
Роман, 2023 г.
Главные герои книги – это не просто люди, а скорее часть пространственно-временного континуума области мира из района рек Камы и Белой времен Гражданской войны, включающая, конечно, и людей того времени. Получилась сложная палитра красок, звуков, запахов, переплетение людских судеб, мешанина из человеческих трагедий, смертей, попыток любить, яростных попыток выжить и даже продолжить начатое дело, щедро сдобренная фантазией автора, ненавязчиво вставлявшего в текст собственные интерпретации легендарных исторических событий того страшного времени истории нашей страны. Получилось полнокровное, всесторонне сбалансированное литературное произведение не просто для поверхностного чтения, а, пожалуй, даже для в каком-то смысле изучения событий Гражданской войны на примере судеб по обе стороны баррикад, когда в любой данный момент времени непонятно, кто прав, кто виноват, кто за белых, кто за красных, а кто за серо-буро-малиновых. Все смешалось, перепуталось, переплелось. Цена человеческой жизни – медный грош. Выжить, любой ценой выжить, и это чаще не получается, чем наоборот. Вспоминаешь книгу, а в голове бесформенный шевелящийся кусок мяса, сочащийся кровью, – вот главный образ романа.
Впечатлило еще предельная достоверность описания окружающего мира, материальных объектов, рукотворных и природных. Пароходы и другие суда речного флота, у них своя жизнь, своя специфика бытия, и автор описывает их буквально как живых существ со своей душой, сердцем, нервной системой. Человек безжалостно разрушает творения собственных рук ради достижения собственных целей, ценой их жизней выжить самому. Суда тонут, люди гибнут – ради чего все это? Гармонично в полотно речной жизни вписываются описания природы, рек, речной воды, волн, штормов и штиля – у меня создалось впечатление, что автор буквально одухотворяет явления природы, заставляет или побуждает их жить в резонансе к развивающимся рядом кровавым коллизиям человеческих судеб.
Впечатление от романа яркое. Понимаешь, что это беллетристика, но беллетристика, пожалуй, высшей пробы. Видна огромная, честная работа автора над материалом, который далеко не прост, а угол зрения на исторические события даже необычен. Нужно было въесться, вгрызться в исторические документы и технические материалы, чтобы чувствовать себя в описываемом континууме как рыба в воде. Нужно было пропустить через себя те события Гражданской войны, адекватно вставить в полотно повествования исторических деятелей, таких как Троцкий и Колчак, противостоящих друг другу. Нешаблонное развитие сюжета, яркие персонажи, неожиданные повороты событий, неожиданный финал. Понимаешь, что автор сознательно порой нагнетает напряжение для увлекательности чтения, а придраться не к чему, хорошо все идет до самого конца. И финал поразительный. Все герои, которым симпатизировал на протяжении всего повествования, погибают. А в душе остается радость и понимание, что жизнь продолжается. Потому что рождается и выживает ребенок, новая жизнь, ради которой вокруг кровавое месиво, и этот мальчик не кто-нибудь, а сын Великого князя Михаила, брата Николая II, убиенного вместе со всей семьей большевиками. Мощный посыл: жизнь продолжается, несмотря ни на что.
Скажу свое мнение о писателе. Ранее не очень симпатизировал ему за искусственность, надуманность повествования, которая порой резала глаз. А сейчас, кажется, все в норме, да еще в какой хорошей норме. А не замахнуться ли нам на самого Уильяма Шекспира, имею в виду, господина Нобеля, который, кстати, постоянно фигурирует в книге в лице своих наследников, поскольку на кону новые месторождения нефти в России. Вполне по силам автору подобные амбиции.
Рейтинг: 7
Эдуард Лимонов
Старик путешествует
Роман, 2020 г.
Последняя книга автора, изданная уже после смерти, пронизана бесконечной грустью о настоящем и прожитом, ведь он уже был неизлечимо болен, несколько раз подвергался облучению и, безусловно, понимал, что дни его сочтены. В 2018–2019 его соратники нацболы (национал-большевистская партия признана экстремистской и запрещена в РФ в 2007 году) организовали путешествия по знаковым местам, во время которых снимали фильм об их коллеге по политической борьбе и одновременно знаменитом писателе Лимонове. Арцах, Монголия, Абхазия – интересные места для путешествий, согласитесь. И автор, следуя своему творческому методу, описал эти путешествия в собственной рефлексии, но не только их, но и события далекого прошлого и настоящего во всей их красе и ужасе, то есть те затесы в памяти, которые оставили наиболее яркий след. Получилась интригующая мешанина во времени и пространстве событий, в центре которых всегда автор.
Контркультура – вот кредо автора. Он был всегда против богатых буржуев, а треть жизни прожил в ведущих капстранах. После эмиграции из СССР он долгие годы жил в Нью-Йорке, затем Париже, где собственно начал издаваться (первый роман, довольно скандальный, «Это я, Эдичка», пробивал себе дорогу к изданию несколько лет) и уже приобрел известность до возвращения в новую Россию в начале девяностых.
Творческий метод автора, казалось бы, прост. Он описывает события, происходящие с ним и вокруг него. Первое впечатление, что они строго документальны, поскольку эти пространственно-временные слои всегда заселены реальными людьми, жившими ранее или в настоящее время. Но подаются эти жизненные впечатления автором в яркой художественной обработке, и они читаются как настоящие книжные приключения, по совершенству формы не уступающие хорошей жанровой литературе. Безусловно, у автора написано несколько романов без прямой автобиографической подоплеки, но подавляющая часть именно автобиографичны.
И тут возникает вопрос, на который, вероятно, ответить мог только сам автор. Он жил ради того, чтобы быть настоящим героем своих книг, или жил и боролся, а писательство служило просто документированием прожитой жизни, своеобразным художественно оформленным дневником by the way? То есть он сознательно выстраивал свою жизнь в нарративе максимальной оригинальности, живости, захватывающей интриги или жил так, как жилось, а жилось необычно и неописуемо интересно просто само собой, потому что таким человеком родился?
Насколько в последней книги видно прозрение, вернее, философское, даже метафизическое осмысление прожитого: как было все в жизни суетно и бессмысленно по большому счету. Смотрит герой книги в окно на падающий снег, на осенние пожухлые листья и не понимает, зачем было все, если уже завтра не будет ничего.
Весьма поучительный роман, как и большинство художественных книг Эдуарда Лимонова.
Рейтинг: 6
Владимир Сорокин
De feminis
Сборник новелл, 2022 г.
Название сборника в переводе с немецкого и английского «Женственность», не сексизм, то есть оскорбительная тональность в отношении женского пола, а именно женственность как таковая, в самом широком смысле этого слова.
Новеллы не равноценные, с моей точки зрения. Парочка – ну просто шедевры. Конечно, при оценке уровня нужно знать, понимать и принимать метод автора, иначе говорить будет не о чем, одни негативные эмоции. Что недальновидно, поскольку Сорокин сегодня – это один из нескольких наиболее признанных в мире российских писателей.
Опишем из сборника новеллу, наиболее приглянувшуюся. Гуляет по Москве пара литераторов разного пола, один пытается покорить другую знанием любовной лирики. Она ставит условие: он начинает строфу, она должна продолжить, если не знает этого стихотворения, она его. Так они пикируются весь вечер. Бесполезные усилия: она мгновенно реагирует на любой зачин стихотворения с его стороны, тут же продолжает. Великолепная поэтическая эрудиция, ухажер в трансе и расстроен неудачей. Заходят к ней в гости, отдыхают в особняке на Рублевке, она как бы сдается, но тут выясняется, что физический контакт невозможен по веской материальной причине: она взяла обет три года не заниматься любовью, пока не напишет лучший в истории человечества роман.
Проходит три года, она звонит ему, они встречаются, она начинает читать ему написанный роман. Выясняется, что этот роман – «Война и мир» с одним отличием: в каждом предложении помещены дополнительные слова «чудовищно» или «чудовищный». Он сначала не понимает, потом заливается смехом, потом замолкает, долго слушает аудиозапись молча, а в конце говорит: «Грандиозно!» и уходит. Как понимать идею новеллы? Там еще были в преамбуле слова, что женщина по своей природе не слишком склонна к написанию метафизического романа. А писательницы, написавшие нечто в этом роде, плохо кончали в жизни. Так что же, идея романа в том, что действительно женщины даже великой литературной эрудиции не способны создать в литературе ничего нового? Да нет, как раз наоборот, женщина создала новое литературное произведение помещением дополнительного слова на страницах великого романа Толстого, спародировав его по большому счету самым оригинальным способом. Поэтому он уходит от нее, признав свое сокрушительное поражение.
Рейтинг: 6